ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЛЕСТНИЦЫ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЛЕСТНИЦЫ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

Горб Я.А. 1
1Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Сделать хорошую лестницу – сложная архитектурная задача» Генри Уотсон. Как показали исследования, история лестниц исчисляется не одним тысячелетием. Первые лестницы возникли во времена первых поселений человека. В те времена, когда наши предки охотились на мамонтов, лестницы использовались для лазанья и представляли ряд прочных веток приделанных на одно бревно. Первобытные люди, перенимая опыт у животных, поднимались в гору по так называемым козьим тропам, напоминающим корявую лестницу (рис.1). На протяжении длительного времени считалось, что святилища древних шумер – зиккураты, являются самыми древними сооружениями, в которых встречаются лестницы. Они были построены за несколько сот лет до египетских пирамид – еще до начала 3 тысячелетия до нашей эры. Рисунок 1. Козьи тропы.

Однако в 2004 году в городе Хальштадт (Австрия) в древней соляной шахте учёными была обнаружена прекрасно сохранившаяся деревянная лестница, возведенная предположительно семь тысяч лет назад. Археологами было раскопано лишь 6 м ступеней, что позволило увидеть прекрасно сохранившиеся просоленные деревянные элементы лестницы. По утверждениям учёных, она построена за 5 000 лет до н. э (рис.2).

Рисунок 2. Соляная шахта, г. Хальштадт, Австрия, 2004г.

В научных трудах отечественных и зарубежных ученых значится, что первые письменные свидетельства о технологии строительства лестниц были замечены в египетских папирусах 4-1 тыс. до н.э. В ходе развития архитектуры внешний вид и конструктивные особенности лестниц усложнялисьи, дойдя до наших дней, приобрели множество разнообразных форм. Это – монументальные ступени вавилонских храмов и мексиканских пирамид, крутые лестницы средневековых башен; вычурные барочные и строгие классические; современные прямые и изогнутые под разными углами, винтовые и раздвижные, подвесные, складные и переносные; выполненные из дерева, натурального и искусственного камня, железобетонные и металлические, пластмассовые и стеклянные. Потребовалась создание целой отрасли науки – скалологии (от латинского scale – ступень) для изучения всего этого многообразия.

Лестничная структура воплотилась в первых египетских пирамидах, когторые представляют собой гигантские лестницы, уходящие в небо. У египтян было традицией украшать монументальными лестницами гробницы (рис.3).

Рисунок 3. Пирамида Джосера

Движение по лестнице вниз у многих народов и племен связывалось с постепенным сошествием божества на землю. На острове Сулавеси местные жители, прежде чем срубить дерево задабривают древесного духа: в частности, приставляют к дереву лестницу, чтобы ему было удобно спуститься на землю. Племена, обитающие между северным побережьем Австралии и Новой Гвинеей, «помогают» солнцу спуститься для оплодотворения земли, приставляя к фиговому дереву семиступенчатую лестницу. В древние времена подъем по ступеням храма или святилища ассоциировался с восхождением на небо и не редко позволялся лишь избранным: фараонам, царям, священникам. Эта традиция сохранялась долгое время, со временем перейдя и в повседневную жизнь. В ассирийской архитектуре было традицией строить на возвышении.

Во дворце Дария, построенного в 521 году до н.э. стенки лестницы, ведущие к большой ападане, были украшены рельефами с изображением воинов, львов, быков, шествия пленных, несущих дары (рис.4).

Рисунок 4. Украшения лестницыводворце Дария.

Проведенные исследования показали, что древние греки и римляне, возводившие колизеи, амфитеатры и храмы, не могли обойтись без массивных лестничных конструкций. Античные храмы строили на приподнятых платформах (стилобатах), состоящих из ряда ступеней. Иногда ступени достигали более 2-х м в высоту (рис.5).

Рисунок 5. Колизей.

По данным письменных источников Средневековья, замки имели оборонительные стены и башни, на которые поднимались по ступеням лестниц, и тёмные сырые подвалы и темницы, в которые по лестницам спускались. Создавались специальные лестничные гильдии, которые передавали секреты строительства лестниц из поколения в поколение; сооружение винтовых лестниц требовало специального математического расчета.

Во времена Возрождения, классицизма, барокко, рококо, модерна лестницы приобретали отпечаток эпохи. Они изгибались, извивались, украшались скульптурой, колоннами и коваными перилами. Например, в эпоху итальянского Возрождения начали уделять внимание функциональному использованию лестниц внутри зданий. При этом декоративная отделка лестниц находила свое выражение, в основном, в оформлении перил (рис.6). Еще на рубеже двадцатого столетия массивные поручни, роскошно декорированные балюстрады и стойки перил определяли общий облик лестницы.

Рисунок 6. Украшение лестниц колоннами.

Наше время характеризуется функциональным подходом к использованию лестниц. На первом плане стоит проектирование и строительство удобных и надежных лестниц. С развитием методов обработки материалов и освоением новых изменялись внешний вид и отделка лестниц.

Среди современных построек довольно известна Потемкинская лестница – бульварная лестница, ведущая к морю в Одессе. Это –архитектурное сооружение в стиле классицизма является памятником архитектуры первой половины XIX века и одной из главных достопримечательностей города. С верхних ступеней лестницы открывается широкая панорама морского порта, гавани и Одесского залива.

Как удалось выяснить в ходе исследования, первоначально лестница состояла из 200 ступеней, разделённых площадками на 10 равных маршей. В настоящее время лестница состоит из 10 маршей и 192 ступеней, так как при расширении территории порта и устройстве насыпной набережной восемь нижних ступеней были утеряны. С двух сторон лестница обрамлена каменными парапетами двухметровой толщины. Высота лестницы — 27 метров, длина — 142; она построена перспективно: основание (21,6 м) значительно шире верхней части (13,4 м) (рис.7).

Рисунок 7. Потемкинская лестница, Одесса.

Список использованной литературы:

1. Афонькин, С.Ю. Всё о чудесах архитектуры. / С.Ю. Афонькин. – СПб: ООО СЗКЭО «Кристалл», 2009. – 176с.

2. Колизей // Библейская энциклопедия. – 3-е. – М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. – 768 с.: ил с. – (Библиотека энциклопедических словарей).

3. Каменецкий, Ф. Творец гигантской лестницы / Ф. Каменецкий. // Порто-Франко. – 2010. – 30 апреля. – № 16 (1012).

4. http://www.lab-architecture.ru/testovaya-kategoriya-2.html.

Просмотров работы: 1177