ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ ЭВЕНСКОГО НАРОДА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ ЭВЕНСКОГО НАРОДА

Николаева Л.В. 1, Саранчева А.А. 2
1ФГАОУ ВПО СВФУ им. М.К. Аммосова Педагогический институт, кафедра дошкольного образования Якутск, Россия
2СВФУ Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сложна и трудна судьба эвенского народа за всю ее многовековую историю своего развития. Традиции и обычаи эвенского народа сегодня во многом уже утрачены и забыты, но они остались живы в сознании людей старшего поколения.

Сегодня все народы Севера, в том числе и эвены, переживают трудные времена. Стремительный бег современной цивилизации оставляет как бы на обочине многие культуры, созданные малочисленными народами Севера, которые в результате тысячелетнего развития создали самобытную уникальную культуру в экстремальных условиях Севера, внеся тем самым свой вклад в мировую цивилизацию. На сегодняшний день сохранение и развитие культуры северных народов актуально для всех мест компактного проживания в России, так как в современном интернациональном обществе теряются незыблемые границы национальных анклавов, истории и традиций северного народа.

Анализ данных переписи населения с 1959 года по 2010 годов выявил увеличение малочисленных народов Севера, но, к сожалению, с таким же темпом увеличилось численность, не знающих своего родного языка и культуры. Появляется опасность.

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре эвенского народа становится наиболее обостренным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Следует, что ребенок является будущим полноправным членом социума, которому предстоит отстаивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Л.С. Выготский в «Психологии искусства» поставил задачу рассмотрения психического развития, как культурного процесса: «Мы можем сформулировать основной закон... культурного развития ребенка следующим образом. Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сначала - социальном, потом -психологическом». Отсюда вытекала задача осмысления самого понятия «культура», которое намного шире и глубже, чем понятия предметной и социальной среды в психологии вообще и в психологии развития ребенка как культурного существа. Среду, даже понимаемую в широком смысле, можно только осваивать, к культуре нужно приобщаться. Приобщаться через слово, как культурный символ, становящийся средством, орудием, знаком в психическом (культурном) развитии. Приобщение к культуре есть образование.

Итак, выделяется задача педагогического коллектива детского сада -организовать подлинный диалог личности и культуры, диалог как способ и средство их встречи, взаимопроникновения, общения, в котором личность и культура говорят на одном языке - языке смыслов. Решается эта задача не только через приобщение к миру прекрасного, но и через культуру общения. Ребенок - взрослый. Именно это звено чаще всего являлось, как бы второстепенным, на это звено не обращалось внимание. Жесткая отгороженность пространства детства от пространства взрослости приводит к разрыву культурных связей поколений, к разрушению традиционной ментальности в семье коренных малочисленных народов Севера.

В педагогические условия по приобщению дошкольников к национальной культуре своего народа, касающиеся организации педагогического процесса, включены следующее: преемственность в работе воспитателей, их содружество со всеми сотрудниками детского сада, употребление в их лексике эвенских слов; разного рода набор дидактических игрушек с национальным колоритом, тщательный отбор познавательного материала, в том числе эвенских сказок, пословиц и поговорок; углубление связи представлений о разных народах и их особенностях культуры, индивидуальный подход к детям.

Проведя социологический опрос среди родителей одного из детских садов «Олененок» в местах компактного проживания с. Тополиного по выявлению уровня отношения взрослых к традициям родного народа как средству воспитания дошкольников. Обработка и оценка результатов производилась на основе процентного соотношения, где выяснилось, что большая часть воспитанников из смешанных семей (эвены, якуты); свободно владеющим языком и знающим эвенскую культуру знают члены семьи только пожилого возраста. Сами же родители владеют языком на уровне "хорошо", то есть родители понимают речь пожилого возраста, но, что расстраивает, они не говорят. На вопрос «как часто ли взрослые (родители) обращаются на родном эвенском языке к детям?», больший процент родителей ответили, что чаще, чем вообще никогда. И, несмотря на то, что родители не говорят на родном языке, хотя и понимают, большая часть родителей все же соблюдает эвенский праздники и обычаи, но не приобщают своих детей.

Таким образом, залогом стабильности общества, сохранения его духовного потенциала является преемственность ценностей старшего поколения, определяющих жизненный облик и поведение людей. Становится востребованной задача воспитания у детей эвенского народа основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу. Передача культуры на уровне дошкольников возможна через моделирование педагогического процесса, содержательным компонентом которого является национальный язык и, следовательно, культура. Для того, чтобы дети дошкольного возраста понимали речь взрослых, необходимо начать со взрослого поколения (педагогов ДОО, родителей) работу по приобщению к языку, а потом уже к культуре родного малочисленного народа. Как мне кажется, что именно тогда и начнется всемирное углубление каждого северного народа к истокам своего языка, культуры и традиций. Культура народа бессмертна, если ее продолжают и развивают потомки.

Литература

  1. Николаева Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста/Якутск, Издательский дом СВФУ , 2013. – 164 с.

  2. Баишева М.И. Этнокультурное образование детей дошкольного возраста/Якутск, Издательский дом СВФУ, 2014. – 92 с.

  3. Алексеев А.А. Забытый мир предков/Якутск, КИФ «Ситим»1993. - 93 с.

A complex and difficult fate of the people even for all its centuries-old history of its development. Traditions and customs of folk people today have already been mainly lost and forgotten, but they remained alive in the minds of the older generation.

Today all the peoples of the North, including the evens are facing difficult times. The rapid running of modern civilization leaves as if on the side of many cultures created by peoples of the North, which as a result of thousand years of development has created a distinctive unique culture in extreme North conditions, thereby making a contribution to the world civilization. To date, the preservation and development of culture of Northern peoples is important for all places of compact residence in Russia, as in the contemporary international society are lost inviolable national borders of the enclaves, the history and traditions of the Northern people.

Analysis of census data from 1959 to 2010 revealed an increase in minorities of the North, but, unfortunately, with the same tempo increased, and the population who do not know their native language and culture. There is a risk.

Familiarizing of preschool children to the culture of the folk nation becomes more subtle pedagogical issue of our time, as every nation not just stores historically established educational traditions and characteristics, but also seeks to apply them in the future, so as not to lose historical national entity and identity. It follows that the child is a future full member of the society, who will defend, to preserve, develop and transmit cultural heritage of the ethnic group through the inclusion of culture and social activity.

In L. S. Vygotsky "Psychology of art" set the task of examining mental development as a cultural process: "We can formulate the basic law... cultural development of the child as follows. Every function in the cultural development of the child appears on the scene twice, in two plans, first social, then -psychological". This was the source of the problem of understanding the concept of "culture" which is much wider and deeper than the concepts of subject and social environment in psychology and in the psychology of child development as cultural beings. Wednesday, even understood in a broad sense, one can only learn the culture you have to join. You can join through the word, as cultural symbol, becomes a tool, a weapon, a sign of mental (cultural) development. An introduction to the culture is education.

So, the task of the pedagogical staff of the kindergarten is to organize a genuine dialogue of identity and culture, dialogue as a method and means of meeting, of interaction, of communication, in which identity and culture speak the same language - the language of the senses. This task is solved not only through the introduction to the world of beauty, but also through the culture of communication. Child - adult. This link often was, as secondary, this link isn't highlighted. Hard isolation space of childhood from adulthood leads to the breakdown of cultural ties of generations, to the destruction of traditional mentality in the family of indigenous peoples of the North.

In pedagogical terms by familiarizing of preschool children to national culture on the organization of the pedagogical process included the following: continuity in the work of teachers, their collaboration with all staff of the kindergarten, the use in their vocabulary even words; a different sort of set of didactic toys with the national colors, the careful selection of educational material, including folk tales, Proverbs and sayings; deepening communication of ideas about different peoples and their culture, individual approach to children.

Having conducted a survey among parents of a kindergarten "Bambi" in places of compact residence of S. Poplar to identify the level of relationship of adults to the traditions of the native people as a means of educating preschoolers. Processing and evaluation of results was based on percentages, where it became clear that the majority of pupils from mixed families (the evens, the Yakuts); fluent in the language and know the culture even know the members of the family only the elderly. Themselves as parents speak the language at the level of "good", that is, parents understand the speech of the elderly, but that's frustrating, they don't say. To the question "how often do adults (parents) are traded on Evensk native language to the children?", a higher percentage of parents responded that more often than never. And, despite the fact that the parents do not speak their native language, though I understand that most parents still complies with the folk holidays and customs, but not associating their children.

Thus, the stability of the society and the preservation of its spiritual potential, is the continuity of values of the older generation, determining the life appearance and behavior of people. There is a demand for the task of educating the children of the folk nation the foundations of ethnic consciousness, positive attitude to their ethnic group. Transmission of culture at the level of preschool children is possible through modelling of the pedagogical process, a substantial component of which is the national language and therefore culture. For children of preschool age understand the speech of adults, it is necessary to start with the adult generation (teachers of pre-school education organization and parents) work for introducing to the language, and then to the culture of native indigenous people. I think that will begin the world the deepening of each of the Northern people to the origins of their language, culture and traditions. The culture of the people immortal if continue and develop her descendants.

Literature

1. Nikolaeva, L. V. Ethnopedagogical bases of education of children of preschool age/Yakutsk, Publishing house of NEFU , 2013. – 164 p.

2. Baisheva M. I. ethno-cultural education of preschool children/Yakutsk, Publishing house of NEFU, 2014. – 92 p.

3. Alekseev, A. A. the world of Forgotten ancestors/Yakutsk, KEITH "Sitim"1993. - 93 S.

Просмотров работы: 538