МИР ПРЕКРАСЕН, НО НЕ БЕЗОПАСЕН - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МИР ПРЕКРАСЕН, НО НЕ БЕЗОПАСЕН

Ефимова А.С. 1, Герман Л.В. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек безопасного образа жизни.

Особую тревогу люди испытывают за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

В ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что - либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Всё это, как правило, даёт обратный результат. Если запретов будет слишком много – ребёнок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать.

Основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы организации познавательной деятельности, принятые в дошкольной образовательной организации (ДОО), используются лишь частично, а большое внимание уделяется организации различных видов деятельности, направленной на приобретение детьми определенных навыков поведения.

В работе с детьми наряду с такими традиционными формами работы, как беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, экскурсии используются современные ИКТ:

  • презентации

  • слайд-шоу

  • электронные обучающие игры

  • тест-игры

  • мультимедийные альбомы

  • просмотр и анализ мультипликационных фильмов

Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Электронные обучающие игры способствуют формированию способности целеобразования, обеспечивающей понимание интеллектуальных задач, принятие их ребёнком, что является необходимым условием развёртывания детской мыслительной деятельности. Именно чёткое представление конечного результата, который должен быть получен в ходе решения, позволяет ребёнку целенаправленно анализировать условия задачи.

Использование готовых обучающих дисков из серии «Смешарики», «Большая детская энциклопедия», «Уроки Тетушки Совы» дают возможность дошкольникам получать знания о правилах поведения в опасных ситуациях. Следующим видом обучения, способствующим развитию ребенка, который способен менять самого себя, осмысленно относиться к познанию, быть субъектом деятельности является технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения - это ориентация на потенциальные возможности ребенка и их реализацию. Суть проблемного обучения заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью только имеющихся знаний, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. Осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Коллективно-поисковая деятельность - это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям. От одного ребенка - к другому. Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы. Технология проблемного обучения побуждает детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречия в данном случае возникают в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки. Учить самостоятельному поиску, открытию нового облегчает овладение научных знаний, способствует развитию творческой личности.

Для реализации технологии проблемного обучения нужно научить воспитанника:

  • наблюдать и изучать факты и явления;

  • выявлять непонятные явления (ставить проблему);

  • строить план исследования;

  • осуществлять план, выяснять связи изучаемого явления с другими явлениями;

  • выдвигать гипотезы;

  • делать выводы, обобщать;

  • проверять решение;

  • делать практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

Таким образом, при решении проблемы формирования основ безопасности жизнедеятельности, необходимо использовать новые, зарекомендовавшие себя в практике дошкольной образовательной организации современные инновационные формы работы с детьми – игровые технологии, технологии проблемного обучения, которые предполагают деятельностный подход в решении проблемы.

Просмотров работы: 579