АНАЛИЗ РЫНКА ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ ЗА ПЕРИОД 2008-2015 ГОДЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ РЫНКА ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ ЗА ПЕРИОД 2008-2015 ГОДЫ

Турукина Е.Ю. 1, Шунина А.Н. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова Ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для того что бы начать Анализировать, нам нужно разобраться, что такое Личное страхование. Личное страхование - система отношений между страхователями и страховщиками по оказанию страховой услуги , когда защита интересов связана с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователей или застрахованных. Страхователями могут быть как юридические, так и физические лица, а застрахованными - только физические лица. В личном страховании можно выделить три вида страхования:

1. Страхование жизни - виды страхования, где в качестве объекта выступают определённые события в жизни застрахованного лица:

  • дожитие до определённого возраста;

  • смерть застрахованного;

  • предусмотренные договором страхования события в жизни застрахованного:

  • бракосочетание;

  • поступление в учебное заведение;

  • другие события, предусмотренные договором страхования.

2. Страхование от несчастных случаев - виды страхования, где в качестве страхового случая предусматривается внешняя причина, как правило, кратковременного воздействия, приведшая к временной или постоянной потере трудоспособности, или смерти застрахованного. В отличие от страхования жизни, которое, как правило, носит долговременный характер (от нескольких лет до нескольких десятков лет), страхование от несчастного случая заключаются, как правило, на срок до одного года. Виды страхования от несчастного случая:

  •  
    • страхование пассажиров;

    • страхование детей;

    • страхование работников предприятия;

    • страхование граждан (страховая премия зависит от образа жизни застрахованного);

    • другие виды страхования от несчастного случая.

3. Медицинское страхование - виды страхования, предусматривающие компенсацию медицинских расходов застрахованного лица на лечение в связи с заболеванием и/или несчастным случаем. Различают следующие разновидности медицинского страхования:

  •  
    • добровольное медицинское страхование, которое осуществляется в коллективной (работодатель страхует своих работников) или индивидуальной форме;

    • страхование медицинских расходов граждан, в том числе туристов, выезжающих за рубеж;

    • другие виды медицинского страхования.

    • обязательное медицинское страхование, которым охвачены все категории граждан;

В личном страховании может применяться смешанное страхование жизни, включающее несколько видов личного страхования, например, страхование на дожитие, страхование от несчастного случая[2].

Анализировать рынок личного страхования мы будем без учёта страхования жизни. Анализ рынка личного страхования начнём с 2008 года и закончим 1 кварталом 2015 года. В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30.09.2010 зарегистрировано 814 страховых организаций (для сравнения, на 30.09.2009– 869 страховых организаций)[3].

Таблица 1 Показатели страхового рынка по страховым премиям. По итогам 2008–2010гг., млрд. руб.

Вид страхования

2008года

2009года

Прирост, %

2010года

Прирост, %

Личное страхование

63,14

72,46

15,0

90,04

24,0

Значительные темпы роста премии по личному страхованию вызваны, помимо общего развития классического рискового страхования, активизацией операторов рынка по страхованию залоговых и беззалоговых заемщиков от несчастного случая, и, скорее всего, новым витком схем по добровольному медицинскому страхованию.

Таким образом, в 2010г. ключевыми факторами роста российского страхового рынка стало возрастающее потребление физических лиц, в первую очередь за счет заемных средств. Это вызвало увеличение личного страхования беззалоговых и залоговых заемщиков, автокаско физических лиц, равно как и страхование других объектов залога (в первую очередь, ипотеки).

В 2011 году ситуация меняется в лучшую сторону, это мы можем увидеть в таблице 2.

Таблица 2. Итоги по личному страхованию за 2011 год.

Виды страхования

Страховые премии

Выплаты

Млрд. руб

Млрд. руб

Страхование от несчастных случаев и болезней

34,97

5,16

Медицинское страхование

82,11

54,48

ИТОГО по личному страхованию (без жизни)

117,08

60,24

По этой таблице можно сделать вывод, что страховые премии за 2011 год выросли на 27,04 млрд. рублей и составили 117,08 млрд. рублей. Значительную долю в страховых премиях играет медицинское страхование, которое составляет 82,11 млрд. рублей или 70% от итогов. А доля страхования от несчастных случаев составляет 34,97 млрд. рублей, что составляет 30%.

В итогах 2012 года мы снова видим рост личного страхования. Это продемонстрировано в Таблице 3.

Таблица 3. Итоги по личному страхованию за 2012 год[3].

Виды страхования

Страховые премии

Выплаты

Млрд. руб

Млрд. руб

Страхование от несчастных случаев и болезней

73,75

10,26

Медицинское страхование

108,66

81,55

ИТОГО по личному страхованию ( без жизни)

182,41

91,81

В 2012 году в секторе личное страхование (кроме страхования жизни) вели страховую деятельность 352 страховые компании (или 77% зарегистрированных российских страховщиков). Всего за 2012 год страховщики собрали 182,4 млрд рублей премий по данному виду страхования, что превышает показатель предыдущего года на 23,7%. Прирост в секторе оказался незначительно выше среднего (в среднем по России прирост по всему страховому рынку составил 21%). В структуре сектора по личному страхованию (кроме страхования жизни) на добровольное медицинское страхование (ДМС) пришлось 59,6%, на страхование от несчастных случаев и болезней – 40,4%. Драйвером роста в данном секторе оказалось страхование от несчастных случаев и болезней (+48,3%), тогда как добровольное медицинское страхование показало более скромные результаты (+11,1%). Совокупная страховая сумма (лимит ответственности) российских страховщиков по личному страхованию в 2012 году составила 88,679 трлн рублей. Всего за 2012 год страховщики заключили 62,516 млн договоров личного страхования. Количество действовавших договоров составило 21,706 млн штук. На долю премий по договорам, заключенным с физическими лицами, в 2012 году пришлось 33,3%, на долю премий по договорам, заключенным с юридическими лицами, пришлось 66,7%.

Выплаты по личному страхованию (кроме страхования жизни) в 2012 году составили 91,81 млрд рублей, что на 11,6% выше, чем в 2011 году. В 2012 году страховщикам было заявлено 13,672 млн страховых случаев и урегулировано 13,782 млн Количество отказов в страховой выплате составило 43,344 тыс. На долю выплат по договорам, заключенным с физическими лицами, пришлось 16,2%, на долю выплат по договорам, заключенным с юридическими лицами, пришлось 83,7%. Уровень выплат, таким образом, сложился в размере 50,3%, тогда как годом ранее этот показатель составлял 55,8%.

На долю тридцатки лидеров пришлось 81,1% всех премий и 84,3% всех выплат. Первое место в рейтинге крупнейших страховщиков по личному страхованию (кроме страхования жизни) принадлежит компании "СОГАЗ". Доля рынка, которую заняла компания в 2012 году, составила 13,3%. Объем премий, собранный компанией за рассматриваемый период, составил 24,2 млрд рублей, увеличившись на 27,9% по сравнению с 2011 годом. При этом выплаты составили более 20,6 млрд рублей. Таким образом, уровень выплат у компании сложился в размере 85,2%. Второе место принадлежит компании "Дженерали ППФ Страхование жизни" с показателем сборов 13,7 млрд рублей и темпами прироста 99,9%. Третье место заняла страховая компания "ВТБ Страхование" (9,4 млрд рублей, прирост 89,3%)[1].

В Таблице 4 приводятся итоги по личному страхованию за 2013 год

Таблица 4. Итоги по личному страхованию за 2013 год[3].

Виды страхования

Страховые премии

Выплаты

Млрд. руб

Млрд. руб

Страхование от несчастных случаев и болезней

93,76

13,19

Медицинское страхование

114,96

89,94

ИТОГО по личному страхованию ( без жизни)

208,73

103,13

Страховые премии личного страхования 2013 году были равны 208,73 миллиардов рублей. Проанализировав тарифы основных игроков отрасли, и сопоставив их с 2012 годом, можно сказать, что произошли позитивные изменения - ценовая политика обрела общий уровень, и тенденции демпинга перестают быть актуальными, на первый план выходят качество и надежность. Необъективные и финансово необоснованные различия страховых тарифов уходят в прошлое .

Все наиболее значимые договоры в сфере личного страхования централизуются в десятке крупнейших компаний. Основной упор направлен на рекламу, маркетинг и развитие агентских сетей. Сумма расходов снижается за счёт урезания комиссионных отчислений посредникам. Увеличение объемов взносов связано с эффективным развитием банковской сферы продаж.

В структуре российского страхового рынка доля личного страхования (кроме страхования жизни) - 23,1%. Лидерство на рынке личного страхования(23,1% от общего объема рынка)в 2013 году по прежнему удерживала компания "СОГАЗ" - этим участником было собрано 12,8% от всего объема премий в данном сегменте страхования. Второе и третье место занимают компания "ВТБ Страхование" (собрала 7,1% премий), и СК "Альянс" (5,9% премий).

В 2013 году в секторе личное страхование вели страховую деятельность 48 компаний (или 11,4% от общего количества зарегистрированных российских страховщиков). В 2013 году страховщики собрали 208,73 млрд рублей премий по данному виду страхования, что превышает аналогичный показатель предыдущего года на 14,5%.

Высокие темпы прироста взносов по личному страхованию эксперты объясняют посткризисным восстановлением объемов кредитного страхования (автострахование и ипотека) и расширением банковских каналов продаж, которые в последнее время набирают обороты. Вместе с тем, набирает силу и новая тенденция. Если раньше банки предлагали в основном страхование заемщиков от несчастных случаев, то сейчас в продуктовую линейку премиального банкинга стали входить накопительные программы, включая инвестиционно-страховые решения. Впрочем, рынок накопительного страхования жизни в России пока находится в зародышевом состоянии. Это связано с низкой страховой культурой и низким доверием страхователей институту страхования.

Выплаты по личному страхованию в 2013 году составили 103,13 млрд рублей, что на 12,3% больше, чем в 2012 году .

В структуре сектора по личному страхованию 55,6% пришлось на медицинское страхование, а оставшиеся 44,4% - на страхование от несчастных случаев и болезней. Таким образом следует полагать, что оба направления страхования идут рядом, но медицинское страхование занимает большую, но не значительную часть личного страхования

За 9 месяцев 2014 года российские страховщики собрали по личному страхованию (страхованию от несчастных случаев и добровольному медицинскому страхованию) 178,1 млрд рублей премии – на 9% больше, чем за аналогичный период 2013 года. Прирост сборов в сегменте личного страхования замедляется: в 2010–2013 гг. к концу третьего квартала прирост составлял от 15 до 20%, говорится в отчете Центробанка.

Поступления российских страховщиков по страхованию от несчастных случаев составили за 9 месяцев 2014 года 73,0 млрд рублей и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8%. В то же время год назад прирост сборов в этом сегменте составлял 32%. Сборы по ДМС в январе – сентябре 2014 года выросли на 10% и достигли 105,1 млрд рублей.

Оглушительное падение страхового сегмента в 2015 году предсказывали все – европейские, американские аналитики, даже российские эксперты. Но статистика прогнозных подсчетов, будто следуя определению Марка Твена (он назвал ее одной из видов лжи), их подвела. Про анализировав итоги работы за январь-март 2015 года рынка личного страхования, продажи страховщиков по итогам I квартала нового года снизились на 4%. Но это снижение:

  • по ряду направлений имеет относительный характер: по сравнению с аналогичным отрезком времени в 2014 году продажи выросли, но динамика их роста замедлилась;

  • там, где отмечены отрицательные темпы прироста, их показатели минимальны – на уровне 1,5-3%.

В сегменте личного страхования – ДМС, жизни, от несчастных случаев – тоже имеет место небольшой спад. Прирост продаж относительно 2014 года (I квартала) составил всего 7%, что ниже уровня инфляции. Объясняется потеря эффективности работы страховщиков в этом направлении тремя условиями:

  • сокращение потребительского кредитования;

  • ухудшение экономических условий;

  • действие санкций (оно привело к снижению результатов работы предприятий и, как следствие, сокращению их штата).

Причем помимо ОСАГО именно медицинское страхование было и остается "локомотивом" страхового рынка.

Набор востребованных страховых услуг в первом квартале 2015 года слегка поменялся. Рейтинг продуктов, которые теперь пользуются спросом, выглядит так:

  • страхование жизни – 46% продаж (этот вид страховки сохраняет лидирующую позицию уже больше пяти лет, но в 2015 году он потерял в доле, в 2014 на премии от продаж таких полисов приходилось больше 50%);

  • ДМС – почти 20% в портфеле сборов страховщика;

  • страхование жизни в рамках обязательства по кредитному договору, как и ДМС, потеснило автостраховку и принесло в бюджет страховых компаний чуть больше 15% от общих сборов;

  • автострахование с долей в 13% оказалось в числе преследователей призеров;

  • почетную пятую позицию с долей чуть меньше 8% заняла страховка имущества юридических лиц[1].

При нулевом приросте по имущественному страхованию большинство страховщиков отложило вопрос повышения на него цен до третьего квартала. Цели просты: данное направление – одно из самых безубыточных, а в условиях кризиса рынка на такие виды страхования будут делать ставку крупные компании.

Если верить заявлениям представителей основных игроков страхового рынка России, антикризисная программа для них уже готова. Основных пунктов в ней всего три, но они, согласно прогнозам, смогут обеспечить и стабильность работы, и выравнивание динамики роста сборов.

Во-первых, планируется сократить расходы на ведение дел в 2015 году. По итогам первого квартала (в основном за счет сокращения продаж) в этом направлении уже достигнуты определенные успехи. Сокращение издержек составило 35%. К концу года этот показатель обещает вырасти до 43% максимум.

Во-вторых, участники рынка страхования нацелены на удержание позиций, а не наращивание прибыли в 2015 году. В первые три месяца они сработали с рентабельностью 4,8%. За 12 месяцев этот показатель должен составить не менее 6% (по оптимистичным прогнозам) или не менее 2%.

В-третьих, многие (не все) серьезно намерены пересмотреть возможность продаж убыточных продуктов. К ним у разных организаций отнесены различные программы. В большинстве случаев речь идет об ОСАГО, КАСКО, страхование перевозки опасных и хрупких грузов. Акцент будет сделан на страхование имущества и жизни. Цель – выйти на усредненный коэффициент убыточности (нетто) в районе 100% и ниже.

Подводя итог можно сказать, что личное страхование представляет собой механизм защиты от рисков, связанных с общественным производством, стихийными бедствиями, утраты здоровья и других жизненных обстоятельств, требующих значительных финансовых средств, которые у конкретного человека могут отсутствовать. В России личное страхование развивается стремительными темпами но какое будущие ждёт личное страхование в России большой вопрос.

Список использованных источников

  1. Князева Е.Г., Юзвович Л.И., Смородина Е.А., Павленко А.О. Страховой рынок россии: современные вызовы развития // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 3. – С. 181-186;

  2. Балабанов А.И. Личное страхование в России Опыт. Проблемы. Перспективы. - М.: Инфра - М, 2007. - 306 с

  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru

Просмотров работы: 3347