ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ Г. БЕККЕРА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ Г. БЕККЕРА

Разумный А.С. 1
1Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Теория человеческого капитала, становление которой происходит в середине двадцатого века, стала отражением стремительных перемен в производительности общества после Второй Мировой Войны. На Западе данная теория пользовалась невероятной популярностью. Её разработчики Теодор Шульц и его последователь Гэри Беккер стали лауреатами Нобелевской премии по экономике. Предложения, внесенные учеными, дали ответы на многие вопросы о роли человека в сфере производства.

Современному миру необходимы знания человека — его «капитал», который используется в процессе производства для создания богатства общества. Всё это понадобится для изучения деловой конъюнктуры, рыночных возможностей и способов их практического применения. Применение такого термина, как «человеческий каптал» даёт нам возможность оценить роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику.

Человеческий капитал, в экономической науке, является способностью людей участвовать в процессе производства. Человеческий капитал можно разделить на:

- общий человеческий капитал — знания, умения и навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях;

- специфический человеческий капитал — знания, умения и навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме;

- человеческий интеллектуальный капитал — капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний и опыта.

Человеческий капитал в экономике рассматривается как запас знаний индивида, его опыта и навыков, которые используются им для получения дохода.

Одним из компонентов «человеческого капитала» является «капитал здоровья», его можно охарактеризовать как вложения в человека, направленные на его формирование, поддержание и совершенствование его работоспособности и здоровья. Капитал здоровья является основой для всего человеческого капитала в общем. Инвестиции в здоровье и его охрана способствуют сокращению заболеваний и снижению смертности, продевают трудоспособную жизнь человека, и как следствие продолжительность его функционирования. Состояние здоровья человека — это его естественный капитал, основная часть которой является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процессе. Лишь экономически необходимые инвестиции являются целесообразными и могут быть признаны в человеческий капитал.

Так же существует понятие «приобретённый капитал», он накапливается в процессе производственной деятельности. При условии нововведений современности в процессе производства человек должен быть максимально вынослив, иметь высокую скорость принятия решений и обработки информации. [1]

«Человеческий капитал» делят на два вида: потребительский — тот, что создан потоком услуг, которые потребляются в творческой и образовательной деятельности; и производительный — тот, что приносит обществу пользу (продукты, технологии и т.д.)

За последние 15-20 лет произошло резкое возрастание и ужесточение конкуренции на Мировом рынке, и как следствие усложнение внешнего организационного процесса. Это привело к тому, что возник вопрос о поиске новых путей повышения эффективности. Как оказалось, именно «человеческий ресурс» скрывает в себе наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации.

Хотя основной вклад в продвижение идеи «человеческого капитала» был внесен Теодором Шульцем, классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Гэри Беккера. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.

Как мы уже выяснили, «человеческий капитал» представляет собой накопленные знания и навыки человека. Вложениями в него являются, например: образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья. Изначально интерес для исследователя заключался в оценке экономической отдачи от образования.

Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат «упущенные заработки», то есть доход, недополученный учащимися за годы учебы. По сути, заработками, которые были потерянны, измеряют Ценность затраченного на учебу времени. Они являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли.

Основное место в теории человеческого капитала занимает понятие «внутренние нормы отдачи». Они строятся аналогично нормам прибыли на капитал и дают возможность оценивать эффективность человеческих вложений, прежде всего — в образование и производственную подготовку. Теоретики «человеческого капитала» полагаются на то, что вложения в обучение люди делаю рационально, рассчитывая все выгоды и издержки.

Один из подходов расчёта норм издержек основан на прямом изменении выгод и издержек. Например, доход от высшего образования можно представить как разность в пожизненных заработках тех, кто окончили колледж, и тех, кто не пошли дальше средней школы. В состав издержек кроме прямых затрат входят потерянные заработки, то есть тот доход, который был недополучен учащимися за годы учебы. На потерянные заработки приходится около второй трети суммарных издержек обучения.[2]

Второй подход берет начало из суждения параметров так называемой «производственной функции заработков», которая описывает зависимость логарифма заработков индивида от уровня его образования, стажа работы, количества рабочих часов и других факторов.

Расчеты показывают, что относительный показатель экономической эффективности «человеческого капитала», обычно, выше, чем капитала физического. Это говорит о рациональности поведения учащихся и их родителей. Нужно заметить, что для различных категорий работников нормы отдачи неодинаковы (у мужчин они выше, чем у женщин, у белого населения выше, чем у цветного). Если рассматривать международные показатели, то можно заметить, что с ростом душевого дохода эффективность вложений в человека убывает, ну а в богатых странах вновь перемещается вверх.

Критика внутренних норм возникала в тот момент, когда появилось мнение, что высокий доход людей образованных может говорить не о полезности приобретенных ими знаний и навыков, а быть следствием их природной одаренности или происхождения из более обеспеченных семей. Однако, основанный на опыте анализ показал, что ни фактор способностей, ни фактор социального происхождения не играют большой самостоятельной роли. Даже если они и оказывают какое-либо воздействие на заработки, то в основном косвенным путем, влияя на объем и качество получаемого образования.

Производственная подготовка в понимании теоретиков «человеческого капитала» охватывает как формальное обучение внутри фирм, так и накопление опыта непосредственно по ходу трудовой деятельности. Огромное значение сыграло различие между специальными и общими инвестициями в человека, введенное Гэри Беккером. Специальная подготовка давала работникам определенные знания и навыки, которые представляли интерес непосредственно лишь для той фирмы, где они были получены. Когда при общей подготовке человек получает знания и навыки, применяемые и в любой другой фирме. Можно сказать, что косвенную подготовку оплачивают сами работники, в процессе повышения квалификации. В это время они вынуждены согласиться на более низкий доход. Если же рассматривать специальную подготовку, то в этом случае финансирование происходит от лица фирмы.

Понятие «специальный человеческий капитал» даёт нам возможность понять, почему среди работников с большем стажем работы на постоянном месте текучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.

Еще одна область, в которой вклад «теории человеческого капитала» оказался особенно весом, — это анализ проблем экономического неравенства. Гэри Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов, взяв за основу аппарат кривых спроса и предложения. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения — неодинаковый доступ их семей к денежным ресурсам.

Структура распределения человеческого капитала, а, значит, и заработков, будет тем неравномернее, чем больше разброс в индивидуальных кривых. Особенно сильное неравенство возникает тогда, когда появляется взаимосвязь кривых спроса и предложения, когда выходцы из богатых семей оказываются также наделены и более высокими способностями.

Предложенная Беккером модель даёт объяснение неравенству доходов не только от труда, но и от собственности. Отдача от инвестиций в индивида в обычно выше, чем от инвестиций в физический капитал. Только вот в случае с такими активами, как недвижимость и ценные бумаги она практически е уменьшается, а вот в случае «человеческого капитала» она убывает с ростом объема инвестиций. Из-за этого рациональные семьи поступают так: они начинают свои вложения в детский человеческий капитал, так как отдача от него гораздо больше, а уже потом переходят к иным вложениям. Через какое то время активы переходят к детям. Здесь Беккер сделал заключение, что семьи составляющие наследство, в отличии от семей, которые не составляют его делают более рациональные инвестиции в детский «человеческий капитал».[3]

Итак, мы можем сделать вывод, что человеческий капитал — это капитал, который представлен в индивидууме как потенциальная способность приносить высокий доход. Эта особенность основана не только на врожденных способностях и каких-либо талантах, но и на знаниях, которые человек приобретает в процессе обучения.

Не смотря на стремительное внедрение технического прогресса в нашу жизнь теория человеческого капитала остается актуальной. Так как данная теория позволяла с более общих позиций изучать явления рыночных отношений и выявлять эффективность материальных вложений в человеческий фактор, ей стали уделять должное внимание.

Теперь мы можем говорить о ней как о теории, которая предполагает, что умение работника совершенствовать свои знания и навыки приводит к повышению его заработной платы.

Использованная литература

1. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.

2. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996. С. 30, 163.[2]

3. А.Ф. Лысков. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями./ Менеджмент в России и за рубежом/ №6, 2004.

4. Маренков Н.Л. , Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Серия «Высшее образование». – М. – Московский экономический институт. Ростов - на Дону: Издательство Феникс, - 2004. – 448 с. [1]

5. Моисеев Н.Н. «Устойчивое развитие» или «стратегия переходного периода» // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. №1-2. 1995 г. с. 30.[3]

Просмотров работы: 2982