Особое место в досуге современного человека должно занимать искусство. Развитие искусства непосредственно связано с эмоциональным развитием человека, восприятие искусства формирует эмоциональную сферу человека. Традиционно в российской психологии эмоциональное развитие связывали с нравственным становлением личности: чувства интеллектуальные предшествуют развитию чувств нравственных, индивидуальные нравственные чувства – социальным [2].
Особенность досуга современного студента должна состоять в развитии его образования и культуры, для этого необходимо совмещать мероприятия развлекательного характера с информационно насыщенными, возможностью творческой реализации и познания нового. Всё, что получает студент в процессе досуговой деятельности, отличается от знаний и навыков, полученных в процессе обучения. Досуговое пространство отличается значительно большей свободой, и здесь молодой человек выбирает именно то, чему он готов с интересом посвящать своё свободное время. Высокая степень заинтересованности предполагает достижение высоких результатов и расширение кругозора. Именно в досуговых занятиях, когда молодой человек по-настоящему увлечён, может развиваться его творческий потенциал, формирование личности, способной к саморазвитию и самореализации.
В целях изучения досугового пространства студентов, будущих специалистов системы образования, были опрошены 20 студентов педагогического колледжа в возрасте 16-21 год и 20 студентов педагогического института в возрасте 17-22 года.
Свободное время в форме приобщения к культуре (чтение, просмотр телепередач, посещение театра, музеев и кино) проводят практически 50% студентов. Время за творческими занятиями больше проводят студенты вуза, нежели колледжа. Общение с друзьями и прогулки предпочитают 90% студентов, при этом юноши по сравнению с девушками более активны в этих формах досуга. Также юноши проявляют больший интерес занятиям спортом (50%) по сравнению с девушками (30%). Своим хобби занимаются 70% юношей из вуза и только 20% студентов-юношей колледжа. Студенты-юноши вуза также активнее посещают кружки. Приработком в свободное время также активнее занимаются юноши-студенты вуза. Практически 100% студентов, как юноши, так и девушки «часто» проводят время в социальных сетях Интернета. Ничего не делать более всего предпочитают девушки-студентки вуза, вероятно по причине большей по сравнению с колледжем учебной занятостью и в связи с этим большей потребностью в пассивном отдыхе.
Результаты опроса показали, что, несмотря на ограниченность во времени и в материальных ресурсах, которые испытывают большинство студентов, ребята находят возможность для саморазвития вне учебно-профессиональной деятельности. Однако, определилась тенденция к проведению пассивного досуга в сети Интернет. Следовательно, досугом студентов, особенно младших курсов, необходимо управлять. Кураторам и преподавателям мы рекомендуем направлять внимание студентов на духовно-содержательные мероприятия, формирующие эмоциональные и нравственные эталоны поведения [3]; показывать пути и способы расширения общения молодежи в реальном пространстве.
Литература:
1. Культурно-досуговая деятельность студентов [Электронный ресурс] http://publ.uchis-online.ru/files/ou3.pdf (дата обращения 28.03.2015).
2. Михалева А.Б. Истоки экспериментального исследования эмоций в России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2012. - № 1. – С. 57-61.
3. Михалева А.Б., Харитонова В.В. Культура досуга студентов//Сборник научных трудов SWorld. – Одесса:КУПРИЕНКО СВ, 2015. – № 1(38).
4. Седова Н.Н. Досуговая активность россиян // Социологические исследования. – 2009. – № 12. – С. 56–68.