Изменения в глобальной торговле Российской Федерации в связи с введением ряда международных санкций к российскому бизнесу и ответным мерам Правительства РФ повлияло и на развитие регионального потребительского рынка, отразилось на объемах и структуре розничной торговли в регионе. Основные показатели, характеризующие оборот розничной торговли в Ивановской области приведены в табл. 1. Потребительский рынок Ивановской области за весь рассматриваемый период динамично развивался, причем наиболее динамично изменился показатель оборота розничной торговли на душу населения. Прирост к 2005 году составил 679,6% для розничной торговли и 723,6% для розничной торговли на душу населения (что обусловлено снижением численности населения).
Таблица 1
Изменения в структуре оборота розничной торговли в Ивановской области 2005-14 г.г. (в фактически действующих ценах)
Показатель |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2013 |
2014 |
Оборот розничной торговли, млн.руб |
21148 |
57855 |
59159 |
71001 |
90945 |
127422 |
143715 |
Темпы роста, в %% к 2005 году |
100 |
273,6 |
279,7 |
335,7 |
430 |
602,5 |
679,6 |
Оборот розничной торговли на душу населения, руб |
19097 |
53683 |
55235 |
66734 |
86035 |
121813 |
138185 |
Темпы роста, %% |
100 |
281,1 |
289,2 |
349,4 |
450,5 |
637,9 |
723,6 |
Оборот розничной торговли продовольственными товарами, млн.руб |
10698 |
27882 |
31834 |
36576 |
44736 |
64832 |
68121 |
Темпы роста, в %% к 2005 году |
100 |
260,6 |
297,6 |
341,9 |
418,2 |
606,0 |
636,8 |
Оборот розничной торговли непродовольственными товарами, млн.руб |
10450 |
29973 |
27325 |
34426 |
46210 |
62590 |
75595 |
Темпы роста, в %% к 2005 году |
100 |
286,8 |
261,5 |
329,4 |
442,2 |
598,9 |
723,4 |
Доля непродовольственных товаров в обороте,%% |
49,4 |
51,8 |
46,2 |
48,5 |
50,8 |
49,1 |
52,6 |
Схожие тенденции прослеживаются и при анализе динамики и структуры оборота розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Снижение темпов роста оборота розничной торговли непродовольственными товарами наблюдалась только в 2009 году, что является характерным для послекризисных периодов, когда население при снижении реальных доходов сокращает в первую очередь потребление непродовольственных товаров.
За рассматриваемый период на потребительском рынке Ивановской области соблюдаются классические экономические тенденции. С ростом реальных доходов населения увеличивается объем покупок непродовольственных товаров, т.к. в отличие от продовольственных товаров потребление непродовольственных товаров практически не имеет точки насыщения. В основном происходит расширение номенклатуры покупаемых товаров и их качественное совершенствование.
Более объективную картину на потребительском рынке региона можно наблюдать при сравнении оборота розничной торговли в сопоставимых ценах, т.к. в этом случае учитывается влияние роста цен (инфляции) [2].За исключением 2009 года оборот розничной торговли непродовольственными товарами рос более быстрыми темпами (табл.2) .
Таблица 2
Изменения в структуре оборота розничной торговли в Ивановской области 2005-14 г.г. (в сопоставимых ценах, млн. руб)
Показатель |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2013 |
2014 |
Оборот розничной торговли |
21148 |
33721 |
31023 |
34808 |
40760 |
50892 |
52774 |
Темпы роста, в %% к 2005 году |
100 |
159,5 |
146,7 |
164,6 |
192,7 |
240,6 |
249,6 |
Оборот розничной торговли продовольственными товарами |
10698 |
19115 |
19363 |
20854 |
22710 |
28562 |
26506 |
Темпы роста, в %% к 2005 году |
100 |
178,7 |
181 |
194.9 |
212,3 |
267,0 |
247,8 |
Оборот розничной торговли непродовольственными товарами |
10450 |
23589 |
19555 |
22958 |
28881 |
35727 |
41050 |
Темпы роста, в %% к 2005 году |
100 |
225,7 |
187,1 |
219,7 |
276,4 |
341,9 |
392,8 |
Доля непродовольственных товаров в обороте, %% |
49,4 |
70,0 |
63,0 |
66,0 |
70,8 |
70,2 |
77,8 |
По нашему мнению данные тенденции обусловлены двумя факторами:
- общеэкономическим (с ростом доходов населения, как правило, увеличивается потребление непродовольственных товаров, а также услуг общественного питания);
- региональной спецификой (в последние годы Ивановский регион превращается в межрегиональный центр торговли товарами текстильной и легкой промышленности и значительная часть покупок совершается в крупных торговых комплексах: «РИО», «ТекстильПрофи», «ТекстильМакс» и др. покупателями из соседних областей; торговые комплексы организуют специальные автобусные рейсы, заключая договора с транспортными компаниями (shop – туры) ).
За весь рассматриваемый период в области наблюдается существенная волатильность доли непродовольственных товаров в обороте розничной торговли. Что достаточно тесно коррелирует с динамикой индексов потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары[3]. При этом, если в текущих ценах наблюдаются достаточно высокие колебания в доле непродовольственных товаров, то в сопоставимых ценах доля непродовольственных товаров в обороте неуклонно повышается. Индекс потребительских цен на продовольственные товары подвержен более высокой волатильности, чем на непродовольственные товары. Это в первую очередь связано с особенностями сельскохозяйственного производства, когда в отдельные неурожайные годы цены на исходное сельскохозяйственное сырьё могут возрастать на десятки и более процентов[4]. Кроме того, в Ивановской области в 2014 году снизилось производства мяса в убойном весе (на 44,4%) и молока (на 1%), что на фоне снижения поставок импортной молочной и мясной продукции существенно повлияло на рост цен. Например, доля сыров в импорте снизилась по сравнению с 2013 годом на 10,7 п.п., а мяса и птицы на 6,4 п.п. Аналогичная тенденция сохраняется и в 2015 году[5] .
Исходя из проведенного анализа можно предположить, что темпы роста оборота розничной торговли в 2015-16 г.г. в сопоставимых ценах могут оказаться ниже показателей 2014 года на фоне снижения реальных доходов населения. Более негативные тенденции будут наблюдаться по розничной торговле продуктов питания исходя из существенного повышения цен на многие продукты питания особенно из санкционного списка.
Библиографический список
1. Торговля в России. 2015. Стат.сб./Росстат.- М., 2015.-243 с.
2. Рухманова Н.А., Езерская С.В. Статистика: учеб. пособие для бакалавров.- Иваново: Иван. гос. ун-т, 2012.- ч.1: Общая теория статистики.- 170 с.
3. Ивановская область. Статистический ежегодник. 2015. Статистический сборник/Ивановостат – Иваново, 2015.- 478 с.
4. Васильчук Е.С., Дмитриев Д.О. Актуальные проблемы развития пищевой промышленности Ивановской области. Вестник ИвГУ. Серия «Естественные, общественные науки», выпуск 3, с. 6-15.
5. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИС). URL: www. Fedstat.ru/indicator/data.do?id =31448&referrerTupe =0&referreid=12932294 (Дата обращения10.03.2016)