Основные показатели, характеризующие оборот розничной торговли в Ивановской области приведены в табл. 1.
Таблица 1
Основные показатели развития потребительского рынка в Ивановской области за 2005-14 г.г. [1]
Показатель |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2013 |
2014 |
Оборот розничной торговли, в текущих ценах, млн.руб |
21148 |
37975,5 |
57855 |
59159 |
71001 |
127422 |
143715 |
Темпы роста,%% |
100 |
179,6 |
273,6 |
279,7 |
335,7 |
602,5 |
679,6 |
Оборот розничной торговли на душу населения, руб |
19097 |
34985 |
53683 |
55235 |
66734 |
121813 |
138185 |
Темпы роста, %% |
100 |
183,2 |
281,1 |
289,2 |
349,4 |
637,9 |
723,6 |
Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах, в млн.руб |
21148 |
25183,7 |
33721 |
31023 |
34808 |
50892 |
52774 |
Темпы роста, в %% |
100 |
119,1 |
159,5 |
146,7 |
164,6 |
240,6 |
249,6 |
Как видно из представленной таблицы в рассматриваемом периоде наблюдается положительная динамика оборота розничной торговли как в текущих, так и сопоставимых ценах.
Важным показателем развития розничной торговли в регионе является количество торговых точек, их разнообразие и структура. Органами Росстата с 2011 года осуществляется мониторинг объектов розничной торговли с выделением гипермаркетов, супермаркетов, универмагов, магазинов, дискаунтеров и магазинов повседневного спроса (с 2014 года – минимаркеты) (табл. 2).
Таблица 2
Количество объектов розничной торговли в Ивановской области [2]
Тип объекта |
Количество объектов розничной торговли |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Гипермаркет |
8 |
9 |
11 |
12 |
Магазины |
4 596 |
4 945 |
5 077 |
5 248 |
Магазины дискаунтеры |
29 |
33 |
34 |
42 |
Магазины товаров повседневного спроса |
1 834 |
2 466 |
2 650 |
- |
Минимаркеты |
- |
- |
- |
2 462 |
Супермаркеты |
29 |
30 |
51 |
75 |
Универмаги |
29 |
44 |
0 |
|
Всего |
6496 |
7512 |
7867 |
7839 |
Наибольший прирост наблюдался в сегменте супермаркетов – 158%, прирост магазинов дискаунтеров составил 44,5%, гипермаркетов – 50%, магазинов – 14,2%. По минимаркетам (ранее магазины товаров повседневного спроса) рост с 2011 года составил 34%, но по сравнению с предшествующим периодом снижение на 7,1%. И хотя общее количество объектов розничной торговли в 2014 году несколько снизилось, но при этом увеличилась доля торговых объектов современных форматов – супермаркетов, гипермаркетов, дискаутеров. В статистических целях под современным форматом магазина понимается магазин самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент, площадью более 600 кв. м., имеющий один или более прилавков свежей продукции и предлагающий дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, парковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий и др.). Именно по динамике обеспеченности населения региона торговыми объектами современных форматов можно судить о развитии розничной торговле и качестве обслуживания покупателей. В табл. 3 приведены сравнительные данные по обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов в целом по РФ, ЦФО и в соседних областях. По данному показателю, не смотря на бурное строительство торговых центров, гипер- и супермаркетов, Ивановская область существенно отстает от среднероссийских показателей, ЦФО и, особенно, от соседней Костромской области. Исходя из введенных в 2015 году в областном центре, в Кинешме и Шуе ряда новых торговых центров положение с торговыми площадями современных форматов в регионе несколько улучшиться. Хотя до показателей, достигнутых в Костромской области еще далеко.
Таблица 3
Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов (в кв. м на 1000 человек) [3]
Регион |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Российская Федерация |
128,1 |
144,9 |
160,9 |
188,8 |
Центральный федеральный округ |
198,5 |
203,8 |
222 |
274,1 |
Владимирская область |
106,4 |
113,6 |
76,8 |
116,3 |
Ивановская область |
110,6 |
105,8 |
129,3 |
150,1 |
Костромская область |
227,4 |
363,4 |
359,7 |
383,8 |
Другой характерной чертой развития розничной торговли является увеличение доли розничных торговых сетей в обороте розничной торговли. С экономической точки зрения сетевая торговля более эффективный способ удовлетворения потребностей массового покупателя. Это в первую очередь связано с более низкими затратами на закупку товаров, организацию товародвижения и продвижение товаров за счет увеличения оборота и снижения как постоянны, так и переменных расходов. В табл.6 приведены сравнительные данные по обороту розничных торговых сетей по Российской Федерации в целом, Центральному федеральному округу, Ивановской, Владимирской и Костромской областям.
Таблица 4
Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли (на декабрь месяц) [2]
Объект исследования/годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Российская Федерация |
19,86 |
20,48 |
21,54 |
24,35 |
Темпы прироста в п.п. |
0 |
0,62 |
1,68 |
4,49 |
ЦФО |
23,35 |
22,35 |
22,18 |
25,33 |
Темпы прироста в п.п. |
0 |
- 1,0 |
- 1,17 |
1,98 |
Ивановская область |
21,82 |
23,04 |
24,88 |
28,97 |
Темпы прироста в п.п. |
0 |
1,22 |
3,06 |
7,15 |
Владимирская область |
31,89 |
34,67 |
31,77 |
33,14 |
Темпы прироста в п.п. |
0 |
2,78 |
- 0,12 |
1,25 |
Костромская область |
16,25 |
15,57 |
19,69 |
24,96 |
Темпы прироста в п.п. |
0 |
- 0,68 |
3,44 |
8,71 |
Как видно из табл.3 для развития розничных торговых сетей в Ивановской области характерны общероссийские тенденции, но с большей долей розничных торговых сетей в обороте розничной торговли. И хотя по доле оборота область уступает Владимирской области, но в целом наблюдается стабильная положительная динамика. Именно стабильность в динамике развития розничных торговых сетей отличает Ивановскую область, как в ЦФО, так и в сравнении с соседними областями. И хотя по темпам прироста область уступает соседней Костромской, но по стабильности и общей доле в обороте розничной торговли показатели Ивановской области лучше.
Увеличение оборота розничной торговли в 2014 году отмечено во всех городских округах и половине муниципальных районов Ивановской области. На городские округа приходилось более 75% всего оборота розничной торговли, в том числе на г.Иваново – 55,4% [3]. Это во многом связано с активной торговой деятельностью крупных торговых центров.
Библиографический список
1. Торговля в России. 2015. Стат.сб./Росстат.- М., 2015.-243 с.
2. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИС). URL: www. Fedstat.ru/indicator/data.do?id =31448&referrerTupe =0&referreid=12932294 (Дата обращения12.03.2016)
3. Ивановская область. Статистический ежегодник. 2015. Статистический сборник/Ивановостат – Иваново, 2015.- 478 с.