АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Васильчук Е.С. 1, Золотова Е.А. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова Ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Розничная торговля является одним из немногих видов экономической деятельности в Ивановской области для которой характерна стабильная положительная динамика в развитии. Целью представленной работы является анализ развития сферы розничной торговли в регионе в динамическом и структурном аспектах за последние 10 лет.

Основные показатели, характеризующие оборот розничной торговли в Ивановской области приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели развития потребительского рынка в Ивановской области за 2005-14 г.г. [1]

Показатель

2005

2007

2008

2009

2010

2013

2014

Оборот розничной торговли, в текущих ценах, млн.руб

21148

37975,5

57855

59159

71001

127422

143715

Темпы роста,%%

100

179,6

273,6

279,7

335,7

602,5

679,6

Оборот розничной торговли на душу населения, руб

19097

34985

53683

55235

66734

121813

138185

Темпы роста, %%

100

183,2

281,1

289,2

349,4

637,9

723,6

Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах, в млн.руб

21148

25183,7

33721

31023

34808

50892

52774

Темпы роста, в %%

100

119,1

159,5

146,7

164,6

240,6

249,6

Как видно из представленной таблицы в рассматриваемом периоде наблюдается положительная динамика оборота розничной торговли как в текущих, так и сопоставимых ценах.

Важным показателем развития розничной торговли в регионе является количество торговых точек, их разнообразие и структура. Органами Росстата с 2011 года осуществляется мониторинг объектов розничной торговли с выделением гипермаркетов, супермаркетов, универмагов, магазинов, дискаунтеров и магазинов повседневного спроса (с 2014 года – минимаркеты) (табл. 2).

Таблица 2

Количество объектов розничной торговли в Ивановской области [2]

Тип объекта

Количество объектов розничной торговли

2011

2012

2013

2014

Гипермаркет

8

9

11

12

Магазины

4 596

4 945

5 077

5 248

Магазины дискаунтеры

29

33

34

42

Магазины товаров повседневного спроса

1 834

2 466

2 650

-

Минимаркеты

-

-

-

2 462

Супермаркеты

29

30

51

75

Универмаги

 

29

44

0

Всего

6496

7512

7867

7839

Наибольший прирост наблюдался в сегменте супермаркетов – 158%, прирост магазинов дискаунтеров составил 44,5%, гипермаркетов – 50%, магазинов – 14,2%. По минимаркетам (ранее магазины товаров повседневного спроса) рост с 2011 года составил 34%, но по сравнению с предшествующим периодом снижение на 7,1%. И хотя общее количество объектов розничной торговли в 2014 году несколько снизилось, но при этом увеличилась доля торговых объектов современных форматов – супермаркетов, гипермаркетов, дискаутеров. В статистических целях под современным форматом магазина понимается магазин самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент, площадью более 600 кв. м., имеющий один или более прилавков свежей продукции и предлагающий дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, парковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий и др.). Именно по динамике обеспеченности населения региона торговыми объектами современных форматов можно судить о развитии розничной торговле и качестве обслуживания покупателей. В табл. 3 приведены сравнительные данные по обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов в целом по РФ, ЦФО и в соседних областях. По данному показателю, не смотря на бурное строительство торговых центров, гипер- и супермаркетов, Ивановская область существенно отстает от среднероссийских показателей, ЦФО и, особенно, от соседней Костромской области. Исходя из введенных в 2015 году в областном центре, в Кинешме и Шуе ряда новых торговых центров положение с торговыми площадями современных форматов в регионе несколько улучшиться. Хотя до показателей, достигнутых в Костромской области еще далеко.

Таблица 3

Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов (в кв. м на 1000 человек) [3]

Регион

2011

2012

2013

2014

Российская Федерация

128,1

144,9

160,9

188,8

Центральный федеральный округ

198,5

203,8

222

274,1

Владимирская область

106,4

113,6

76,8

116,3

Ивановская область

110,6

105,8

129,3

150,1

Костромская область

227,4

363,4

359,7

383,8

Другой характерной чертой развития розничной торговли является увеличение доли розничных торговых сетей в обороте розничной торговли. С экономической точки зрения сетевая торговля более эффективный способ удовлетворения потребностей массового покупателя. Это в первую очередь связано с более низкими затратами на закупку товаров, организацию товародвижения и продвижение товаров за счет увеличения оборота и снижения как постоянны, так и переменных расходов. В табл.6 приведены сравнительные данные по обороту розничных торговых сетей по Российской Федерации в целом, Центральному федеральному округу, Ивановской, Владимирской и Костромской областям.

Таблица 4

Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли (на декабрь месяц) [2]

Объект исследования/годы

2011

2012

2013

2014

Российская Федерация

19,86

20,48

21,54

24,35

Темпы прироста в п.п.

0

0,62

1,68

4,49

ЦФО

23,35

22,35

22,18

25,33

Темпы прироста в п.п.

0

- 1,0

- 1,17

1,98

Ивановская область

21,82

23,04

24,88

28,97

Темпы прироста в п.п.

0

1,22

3,06

7,15

Владимирская область

31,89

34,67

31,77

33,14

Темпы прироста в п.п.

0

2,78

- 0,12

1,25

Костромская область

16,25

15,57

19,69

24,96

Темпы прироста в п.п.

0

- 0,68

3,44

8,71

Как видно из табл.3 для развития розничных торговых сетей в Ивановской области характерны общероссийские тенденции, но с большей долей розничных торговых сетей в обороте розничной торговли. И хотя по доле оборота область уступает Владимирской области, но в целом наблюдается стабильная положительная динамика. Именно стабильность в динамике развития розничных торговых сетей отличает Ивановскую область, как в ЦФО, так и в сравнении с соседними областями. И хотя по темпам прироста область уступает соседней Костромской, но по стабильности и общей доле в обороте розничной торговли показатели Ивановской области лучше.

Увеличение оборота розничной торговли в 2014 году отмечено во всех городских округах и половине муниципальных районов Ивановской области. На городские округа приходилось более 75% всего оборота розничной торговли, в том числе на г.Иваново – 55,4% [3]. Это во многом связано с активной торговой деятельностью крупных торговых центров.

Библиографический список

1. Торговля в России. 2015. Стат.сб./Росстат.- М., 2015.-243 с.

2. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИС). URL: www. Fedstat.ru/indicator/data.do?id =31448&referrerTupe =0&referreid=12932294 (Дата обращения12.03.2016)

3. Ивановская область. Статистический ежегодник. 2015. Статистический сборник/Ивановостат – Иваново, 2015.- 478 с.

Просмотров работы: 2652