ШВЕДСКАЯ И РОССИЙСКАЯ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ШВЕДСКАЯ И РОССИЙСКАЯ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Давтян К.Д. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Шведская модель социального государства появилась на основе синтеза кардинально противоположных социалистической и капиталистической моделей, переняв передовые идеи из каждой из них. В результате появилась система, которая называется одной из самых успешных и справедливых в мире. Во второй половине XX — начале XXI вв. уровень жизни в Швеции является одним из самых высоких в мире, а граждане этого государства регулярно высказывают удовлетворенность своей жизнью и уверенность в будущем,

Рассматривая особенности Шведской модели социального государства, нужно остановиться остановиться на некоторых ключевых моментах. Одним из них является ответственность государства перед гражданами, подконтрольность государственных органов обществу. Эти принципы основываются на теории, согласно которой именно народ первичен по отношению к государству, которое в свою очередь представляет собой лишь механизм управления народом, проживающим на определенной территории, и служит его интересам. То есть именно народ является носителем суверенитета, верховной власти на территории Швеции и именно от его имени осуществляется управление.

Высшим представительным и законодательным органом в Швеции является Риксдаг. Это ключевой орган шведской государственной системы, поскольку именно он формируется непосредственно народом.

Еще одним главным признаком шведского социального государства является его правовой характер. Это значит, что государство ограничено правом и может совершать те или иные действия только на основании законодательства, а также статус государства, полномочия и функции его органов и должностных лиц четко закреплены в законе.

Всеобщая солидарность является одним из самых важных принципов шведской модели социального государства. Этот принцип означает, что социальная система охватывает полностью все население, распространяет свое действие на всех людей, которые в равной степени имеют право воспользоваться преимуществами данной системы, а также несут обязательство поддерживать ее [2].

Шведская система основывается на многочисленном так именуемом

«среднем классе». К нему относят людей, обеспеченных работой, и получающих достаточный заработок, чтобы не только удовлетворять базовые потребности, но и чувствовать себя удовлетворенными собственной жизнью и с полной уверенностью смотреть в будущее. Главная нагрузка по поддержанию экономического и социального баланса в обществе выпадает именно на эту социальную группу [3].

Еще одной ключевой особенностью шведской модели социального государства, отличающей ее от иных моделей, является ключевая роль государства в процессе перераспределения благ.

Рассмотрим Российскую модель социального государства.

В принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации Россия была провозглашена социальным государством, политика которого ориентирована на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но одно лишь провозглашение социального статуса российского государства, не гарантирует автоматического роста качества и уровня жизни населения, надежной социальной защиты и социальной безопасности. За последнее десятилетие в социальной сфере России накопилось немало острых проблем, которые не соответствуют современным критериям, пара- метрам и принципам социального государства.

Действия Правительства во многом ориентируются на снижение уровня социальных обязательств государства, а это противоречит Конституции, которая определяет Россию социальным государством. В доказательство можно привести следующие факты:

Введение плоской системы налогообложения на доходы с физических лиц (НДФЛ) прямо направленно против бедных и малообеспеченных групп населения, так как для них:

налоговая ставка повысилась с 12 до 13 %;

категория людей, чей заработок ниже прожиточного минимума также платят НДФЛ.

Введение единого социального налога (ЕСН) перечеркнуло формирующуюся страховую систему с внебюджетными фондами.

Введение в пенсионную систему накопительного принципа за счет торможения роста пенсий у уже существующих на сегодняшний день пенсионеров;

Реформа в сфере образования во главе с единым государственным экзаменом (ЕГЭ). В условиях сегодняшней России, не во всех школах есть достаточный комплект учителей, что напрямую влияет на необходимое количество знаний, а качество их обучения ниже того, что требует ЕГЭ [1].

Можно сделать вывод о том, что государство более озабочено экономическим положением крупного бизнеса, чем условиями выживания основной части населения. В то же время состояние «износа» и «усталости» населения приводит к тому, что поколение детей не воспроизводит поколение

родителей не только количественно, но и качественно. Это влияет на демографическое положение в стране, разрушает человеческий капитал, и как итог представляет угрозу национальной безопасности.

Российская модель социального государства представляет в настоящее время не лучший способ защиты и поддержки занятого населения и нетрудоспособных членов общества. Так, в социальной сфере сохраняются диспропорции в развитии его элементов и высокий разрыв в доходах между богаты- ми и бедными слоями общества.

Невысок уровень социальной защищенности большинства населения от различных социальных рисков.

Рассмотрим Шведскую и Российскую модель социального государства в виде таблицы (Таблица 1).

Таблица 1 «Сравнение Шведской и Российской модели социального

государства»

Критерии

Шведская модель

Российская модель

Налоговая си- стема

Прогрессивная шкала налогообложения.

41 % - государственный и муниципальный подоходный налог (физические лица

с дохода от наемного труда, дохода с капитала; юридические лица - с прибыли от хозяйственной деятельности); 24 % - налог на добавленную стоимость; 21 % налог на заработную плату (социальные взносы работодателей);

3,5 % - налог на имущество (налоги на собственность); 10,5 % - прочие налоги.

Плоская шкала налогообложения.

35% - процентные доходы по вкладам в банках, сум- мы экономии на процентах при получении налогопла- тельщиками заемных средств, страховые выпла- ты по договорам добро- вольного страхования, сто- имость выигрышей и при- зов сверх установленных норм;

30% - все доходы нерезидентов;

15% - дивиденды, полученные от российских организаций нерезидентами РФ;

13 % - основные доходы (работа по найму, договоры подряда, сдача в аренду жилья); 9 %

- дивиденды, полученные налоговыми резидентами.

Здравоохранение

Государственное здравоохранение (95%).

Средняя продолжительность жизни в Швеции является одной из самых высоких в Европе и с каждым годом растѐт. На сегодняшний день она составляет 83,5 года у женщин и 78,8

лет у мужчин.

В начале 90-х введена система обязательного медицинского страхования.

Средняя продолжительность жизни в России составляет 69,83 года.

Продолжительность жизни мужчин — 64 года, женщин — 75,6 лет

Образование

Обучение бесплатно, как в школе, так и в университе- те.

Бесплатное обучение в школе.

Университеты – конкурс на ограниченное количество бюджетных мест, а на некоторых специальностях и вовсе только контракт- ные места.

Пенсионное обеспечение

Пенсии делятся на два ос- новных типа. Первый – га- рантированная базовая пен- сия, выплачиваемая с 65 лет тем, кто жил в Швеции в течение определенного периода, но не сформировал достаточного объема пен- сионных прав. Второй – пенсия, зависящая от ранее уплаченных взносов и выплачиваемая на основе распределительных

и накопительных принци- пов. Пенсионер вправе по- лучать пенсию только одно- го типа, что отличает швед- скую модель от Российской модели.

В соответствии с пенси- онной реформой 2010 года, трудовая пенсия по старо- сти состоит из двух частей

- страховой и накопитель- ной.

Страховая и накопитель- ная части трудовой пенсии формируются за счет стра- ховых взносов, уплачивае- мых работодателем за каж- дого работника. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии зависит от заработка за- страхованного лица, дли- тельности его трудовой де- ятельности.

Российская модель переняла пример пенсионного обеспечения Швеции, сделав тем самым пенсионную реформу в 2010 году. Теперь пенсия делится на два типа – страховую и накопительную, но все же отличие присутствует – в Швеции пенсионер вправе получать пенсию только одного типа. Но в России уже стараются заимствовать данную практику.

Следует сделать акцент на системе образования в Швеции, а именно на университетах, ведь многие хотят получить образование именно в Швеции, так как оно очень популярно, а самое главное бесплатно. Чего не скажешь о Российском образовании. Швейцарские университеты высшего уровня (то есть 10 кантональных университетов Швейцарии и два федеральных технологических института: ETH Zurich и EPF Lausanne) занимают очень высокие позиции в международных рейтингах. Швейцария занимает второе место по уровню расходов на образование в мире (14,900 USD в год). Суммарные расходы на образование в Швейцарии составляют 5,6% ВВП. Научные учреждения в Швейцарии показывают высокую степень интернационализации: 50% университетских преподавателей и 25% студентов – иностранцы.

Международное научно-исследовательское сотрудничество имеет в Швейцарии высочайший приоритет. Швейцария участвует в многочисленных международных научно-исследовательских организаций и исследовательских программ, таких как ЦЕРН, а также способствует развитию двустороннего научно-исследовательского сотрудничества с приоритетными странами-партнерами. Статистика показывает, что иностранных изобретателей в Швейцарии больше, чем национальных.

Если рассматривать систему здравоохранения Швеции и России, то можно увидеть разрыв в средней продолжительности жизни населения в 14, 8 лет у мужчин и 3, 2 года у женщин. Также в отличие от большинства стран Европы, здравоохранение в Швеции является на 95% государственным. А в России в начале 90-х введена была система обязательного медицинского страхования. Власти посчитали, что так будет лучше. Для кого-то и стало лучше – в первую очередь, конечно, для страховых компаний. Для пациентов же ничего не изменилось, в некоторых случаях даже стало хуже, бесплатная медицина почти совсем истаяла.

Итак, для современной России представляется интересным опыт швед- ской модели социального государства. За прошедшие двадцать лет получилось провести немало реформ, которые были направленны на социальную защиту населения. Но до сих пор конституционные положения не соответствуют реальности. Требуют решения проблемы неэффективности государственных органов, отсутствия реального контроля общества за действиями государства. Необходимо совершенствовать гражданское общество и правовую культуру людей. Бросается в глаза общий низкий уровень жизни граждан России и увеличивающийся разрыв между самыми обеспеченными и малообеспеченными гражданами. Нужна реформа механизма перераспре- деления благ.

Государство в нашей стране играет большую роль, что можно также сказать и о Швеции. Именно поэтому представляется, что после ухода от ста- рой советской социальной системы шведский опыт является более подходя- щим для нашей страны.

Список литературы:

  1. Завьялов В. Т. Развитие социального государства в России / Завья- лов В. Т. // Обозреватель-Observer. — 2008 г. — № 7. — С. 15–22.

  2. Меллер А. Шведская система социального обеспечения / сост. А. Меллер, А. Я. Некрасов // Социальная политика Швеции. — М.: Социальная защита, 1999. — С. 45.

  3. http://www.inno-mir.ru/switzerland/225--cbcntvs

Просмотров работы: 4200