ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Титюлина В.О. 1, Коробова В.Ф. 2
1Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
2Ивановский филиал РЭУ им.Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Малое предпринимательство в настоящее время является неотъемлемым элементом современной рыночной системы экономики страны. Мировой опыт развития экономических отношений показывает, что малый бизнес, являющийся одним из важных слагаемых, определяющих темпы экономического роста и качество валового внутреннего продукта, формирующего примерно его половину - это важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малые предприятия позволяют за короткий период приобщить к бизнесу и предпринимательству большое количество людей, помогают безработным найти работу, обучают и обеспечивают работой малоквалифицированных рабочих.

Спецификой Ивановского региона является монопрофильная структура экономики, основанная на текстильном производстве сложившаяся еще в советский период, которая при­вела к тому, что крупные предприятия в эпоху реформ и преобразований рыночной экономи­ки оказались не конкурентоспособными, что привело к росту безработицы [1]. В этих условиях малое предпринимательство рассматривается населением как способ само выживания и получения хоть какого-нибудь дохода. Из-за недостатка финансовых ресурсов наи­большими темпами развивается торговля, позволяющая удовлетворить потребности населения в еде, одежде, пром­товарах и бытовой технике. Этим видом деятельности занимаются в основном субъекты ма­лого бизнеса, так как, во-первых, этому способствует безработица (бизнес как способ само-выживания), во-вторых, это самый простой вид деятельности с высоким оборотом и низким стартовым капиталом.

Именно в сфере торговли существуют объективные предпосылки для развития малого предпринимательства и реализации индивидуальной предпринимательской активности. При этом относительно невысокая фондоемкость и материалоемкость процессов оказания услуг торговли позволяют начинать бизнес при малых объемах начального капитала.

Для подтверждения данных высказываний проведем анализ численности малых предприятий в регионе. На основании данных официальной статистики, можно судить о тенденции устойчивого роста характеризующей развитие малого предпринимательства Ивановской области за период 2011-2014 годы (см.рис 1). [2]

Следует отметить, что за весь рассматриваемый период наблюдалась положительная динамика, а именно, число малых предприятий в 2014 году увеличилось на 3,6 тыс. единиц по сравнению с 2011 годом, а численность микропредприятий выросла на 3,7 тыс. единиц.

Рис. 1 Динамика численности малых предприятий (на конец года), тыс. единиц

Оборот малых предприятий Ивановской области в 2014 году оценивается на уровне 218,8 млрд рублей, что в действующих ценах на 73, 38% больше, чем в 2011 году. Эти данные свидетельствует о том, что Ивановская область с большим отрывом от других субъектов центрального федерального округа лидирует по росту оборота малых предприятий в период 2011-2014 гг. На 2-м месте Курская область (60,92%), на 3-м месте Смоленская область (49,5%). Наименьший уровень роста показала Московская область (4,28%)

Рис. 2 Оборот малых предприятий, млрд. рублей

Говоря о структуре малых предприятий по видам экономической деятельности в Ива­новской области, необходимо отметить, что она в течение исследуемого периода остается практически неиз­менной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе. За период 2011-2014 годов в общем количестве малых предприятий предприятия оптовой и розничной торговли занимают наибольший удельный вес (около 40 %). Вторыми по удельному весу в структуре по видам экономической деятельности следуют организации, занимающиеся операциями с недвижимостью (более 20 %). Предприятия обрабатывающего производства составляют порядка 10 %, строительные организации- около 10 %. Такое соотношение в структуре малого бизнеса Ивановской области является обоснованным в силу специфики функционирования малых предприятий по рассматриваемым видам экономической деятельности.

Анализ текущего состояния торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Ивановской области, показал, что за последние годы отмечается положительная динамика большинства показателей, характеризующих эти сферы. Тенденции роста объемов оптового и розничного товарооборота, оборота общественного питания и объема бытовых услуг приобрели устойчивый характер. Таким образом, сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом предпринимательстве.

Однако существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в регионе, среди которых необходимо отметить:

- недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;

- нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;

- административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов; фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы Роспотребнадзора, пожарного надзора и др.);

- нехватку квалифицированных кадров;

- низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);

- недостаточное количество деловой информации по вопросам предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;

- недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и властей по защите экономических прав предпринимателей;

- недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;

- сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и прочие;

- дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.

Кроме того, успешное развитие малого и среднего бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка. Поэтому в Ивановской области в целях реализации мероприятий по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства была разрабатываются и реализуются долгосрочные целевые программы для поддержки малого и среднего предпринимательства.

Рассмотренные показатели деятельности малых предприятий Ивановской области объясняет исключительную важность данного экономического сектора в региональном развитии. Предприятия малого бизнеса Ивановской области, развиваясь, способствуют созданию рабочих мест, снижению уровня безработицы в регионе, вносят значительный вклад в валовый региональный продукт и формируют в значительной степени доходную часть бюджета.

Литература

  1. Иродова Е.Е. Специфика малого бизнеса в условиях депрессивного региона (на примере Ивановской области) / Е.Е. Иродова// Вестник Югорского государственного университета.- 2013.- №4.- С. 40-46

  2. Ивановская область. Статистический ежегодник. 2014: Статистический сборник / Ивановостат. – Иваново, 2015. – 486 с.

Просмотров работы: 686