ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕГИОНАХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕГИОНАХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Логинов А.А. 1, Бутина О.П. 1
1РЭУ им.Г.В.Плеханова Ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Российской Федерации сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономики государства. Ее развитие определяет продовольственную безопасность страны, поэтому государство уделяет особое внимание развитию этой отрасли экономики и обеспечению ее финансовой устойчивости. Сельское хозяйство, как и любая предпринимательская деятельность, подвержена множеству рисков (финансовые риски, производственные риски, риски материально-технического снабжения и др.), однако ни одна другая отрасль хозяйства не имеет такой сильной зависимости от природно-климатических условий, на которые предприятия воздействовать не могут. Поэтому страхование для сельскохозяйственной отрасли является необходимым процессом.

Страховой рынок России в последние годы демонстрирует положительные тенденции развития, наблюдается увеличение общего объема страховых премий и их объема в расчете на душу населения, растет плотность страхования. Однако ряд сегментов рынка страхования практически не развит. Одним из них выступает сельскохозяйственное страхование, объем страховых премий по которому по итогам 9 месяцев 2015 г. составил 9,8 млрд. рублей, что соответствует 1,5% в их общей структуре. [3] Лишь порядка 9% российских страховщиков прямо или косвенно занимаются сельхоз страхованием. Многие страховые компании рассматривают данный вид страхования как дополнительную услугу для уже существующих клиентов. Причинами низкого приоритета аграрной сферы с точки зрения страховых компаний выступают высокий уровень рисков в сельском хозяйстве, недостаток опыта и необходимых специалистов в области адекватной оценки рисков при принятии на страхование и проведении урегулирования убытков. Одна из главных проблем на рынке агрострахования - это отсутствие консолидации страховых компаний, единого стандарта по организации сельскохозяйственного страхования. Сегодня на российском страховом рынке работают две группы компаний: первая занимается сбором страховой премии и проводя псевдострахование, выплачивает регулярно страхователям определенный процент от суммы субсидий, вторая занимается реальным страхованием и осуществляет полномасштабные страховые выплаты по фактам утраты или гибели сельскохозяйственной продукции. В ряде регионов сельхозтоваропроизводителям навязываются различные схемы страхования по принципу: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», и в итоге при наступлении страхового случая, связанного с недобором или гибелью урожая, сельскохозяйственный производитель не получает реальных выплат в полном объеме. [4]

Для примера можно привести результат проверки Счетной палаты РФ за 2012-2014 годы. Законами о федеральном бюджете на возмещение части затрат сельхоз. товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам страхования ежегодно предусматривалось выделение субсидий региональным бюджетам в объеме 17,9 млрд рублей, или почти 6 млрд рублей в год. При этом кассовое исполнение по указанным расходам федерального бюджета за этот же период составило только 14,5 млрд рублей, или 81% от сумм, предусмотренных на три года. Причина всего этого недофинансирование расходных обязательств субъектов РФ. [7]

Механизм господдержки сельскохозяйственного страхования требует совершенствования на несвоевременное принятие уполномоченными органами подзаконных актов, что не позволяет страховщику и сельскохозяйственному производителю осуществлять страхование в сроки, предусмотренные законом. В результате это приводит к несоблюдению условий договора сельхозстрахования с господдержкой по срокам получения второй части страховой премии и как следствие, к образованию дебиторской, в том числе просроченной, задолженности, которая не только снижает платежеспособность и рентабельность страховой организации, но и интерес к работе с механизмом государственной поддержки.

Из недостатков можно отметить отсутствие нормативно закрепленного порядка взаимного согласования документов на получение субсидии после заключения договора сельхозстрахования с господдержкой или отказа в ее предоставлении, а также порядка уведомления заинтересованных сторон. Не закреплен на законодательном уровне и порядок возврата страховой организацией бюджетных средств в случае их излишнего или ошибочного перечисления уполномоченным органом субъекта Федерации. Как следствие, в ряде случаев такие средства неправомерно остаются у страховой организации.

Что касается сельскохозяйственного страхования по Ивановской области, то до 2012 года страхование посевов и сельскохозяйственных животных в Ивановском районе не производилось. Это было связано с тем, что существующая ранее процедура страхования не вызывала доверия у сельскохозяйственных товаропроизводителей из-за невозможности получения компенсации при наступлении страхового случая. Однако по данным, interfax-russia.ru Ивановская область в 2015 году выплатила аграриям субсидии на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в размере 25 млн рублей. Из этой суммы 23 млн рублей - средства гос. казны и 2 млн рублей - средства регионального бюджета. Так же на возмещение части затрат на уплату страховых премий в области растениеводства из федерального бюджета выделено 15 млн рублей, для животноводства - 8 млн рублей. [6]

По данным Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области в 2014 году застраховано 4,6 тыс. га (2,2%) посевной или посадочной площади сельскохозяйственных культур. Согласно заявке, в Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области в 2016 году планируется застраховать 2393 га посевов, что составляет 34% от общей посевной площади района, кроме этого, 785 голов крупного рогатого скота и 1322, 6 тыс. голов птицы на общую сумму 177 млн. рублей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что агрострахование в Ивановской области улучшилось. Этому способствовало, по нашему мнению, принятие закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», который вступил в силу с 1 января 2013 года. В законе прописаны объекты сельскохозяйственного страхования, осуществляемые с государственной поддержкой, а также сельскохозяйственные риски, при которых оно осуществляется и порядок экспертизы по договору страхования,.

Хорошим решением проблемы сельскохозяйственного страхования в России создание сельскохозяйственных страховых кооперативов или сокращенно ССК. В этих структурах формируется резервный фонд, помогающий обеспечить платежеспособность кооперативов. При крупном ущербе и недостаточности таких фондов государство пополняет их через бюджетные субсидии или же выделение льготных кредитов. Действенный рычаг увеличения плавучести таких организаций — это инвестиционная деятельность, доходы от которой направляются на снижение страховых тарифов или же полное освобождение отдельных хозяйств от очередных взносов.

Так же создание системы обязательного страхования позволило бы решить множество проблем, присущих страхованию добровольному, а именно: ввести единую страховую документацию, единый порядок расчета стоимости, систему скидок за безубыточное страхование. Данный подход позволил бы сделать страхование сельскохозяйственных культур прозрачным и понятным для всех участников рынка. Опыт зарубежных стран свидетельствует о высокой эффективности обязательного страхования урожая от катастрофических природных рисков или обязательного страхования на случай полной гибели урожая.

Список литературы:

1. Журнал «Эксперт» http://www.raexpert.ru

2.Страхование сегодня. Динамика рынка http://www.insur-info.ru 5

3.Статистические данные по итогам деятельности страховщиков за 9 месяцев 2015 года http://www.fcsm.ru/ru/contributors/insurance_industry/statistics/index.php?id_4=252

4.Бермас Елена Александровна, Яруллин Рауль Рафаэлович. Страхование в России: тенденции, проблемы и перспективы развития 2014 г.

5.Асташов Н. Организация сельскохозяйственного производства. - Спб – «Академический Проект, Альма Матер». - 2013 г. - 387c.

6.Новости экономика http://www.interfax-russia.ru/Center/news.asp?id=582390&sec=1679

7.Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке http://www.insur-info.ru/press/111838/.

4

Просмотров работы: 906