РАЗРАБОТКА САЙТА КАФЕДРЫ ВУЗА НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ БИИИТ МГТУ ИМ. Г. И. НОСОВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗРАБОТКА САЙТА КАФЕДРЫ ВУЗА НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ БИИИТ МГТУ ИМ. Г. И. НОСОВА

Андреева А.О. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение 3

1 «Предпроектное обследование и анализ предметной области» 5

2 «Обзор требований, средств и технологий разработки информационного ресурса. Обоснование выбора используемых технологий» 14

3 «Описание процесса разработки веб - сайта кафедры БИиИТ» 21

Заключение 29

Список использованных источников 30

ПРИЛОЖЕНИЕ А 31

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 32

Введение

Актуальность. В настоящее время сеть Интернет, представляет собой огромный информационный банк, и основные области использования его многогранны. В связи с этим на данный момент все уважающие себя организации уже обзавелись персональными веб – сайтами. Так как подобный ресурс способствует увеличению эффективности работы организации, привлечению потенциальных клиентов, а также это удобно для уже имеющихся клиентов тем, что можно из дома просмотреть интересующую их информацию и при этом не тревожить персонал данной организации.

В соответствии с вышесказанным следует заметить, что образовательные учреждения тоже нуждаются в персональных веб – сайтах по тем же причинам что и любая организация.

Уже сейчас каждый ВУЗ имеет свой ресурс, на котором размещена вся необходимая информация: история ВУЗа, перечень факультетов и кафедр, кадровый состав, перечень специальностей и направлений, информация для абитуриентов и студентов, информация о мероприятиях и прочее. Плюс ко всему, развитие не стоит на месте и некоторые кафедры ВУЗов обзаводятся собственными, относящимися только к кафедре, персональными сайтами. Так как, если ты студент, относящийся к определенной кафедре и тебе необходимо ознакомиться с информацией, касающейся именно своей кафедры, то на общем сайте ВУЗа эту информацию найти проблематично либо ее там вообще нет. Потому что сайт ВУЗа – это общий сайт и там находится лишь общая и значимая для всего ВУЗа информация. Соответственно, это несколько неудобно для студентов и поэтому кафедры обзаводятся своими ресурсами для узкого круга пользователей.

Степень научной разработанности проблемы. Научно-методологическую основу проведённого исследования составили фундаментальные исследования как отечественных, так и зарубежных учёных, направленные на рассмотрение Интернета как средства коммуникации, нашли свое отражение в работах - Э.Дайсона, Д.В.Иванова, А.Е.Шадрина, В.А.Ачкасова, Е.Б.Галицкого, П.К.Залесского, Я.НЗасурского, Ю.В.Костыгова, В.Е.Лепского, А.Г.Рапуто, С.В.Бондаренко, А.Е.Войскунского, Т.В.Ершовой и Ю.Е.Хохлова.

Цель курсовой работы - разработать персональный веб - сайт кафедры БИиИТ.

Данная цель определяет следующие задачи курсовой работы:

1. Провести предпроектное обследование и анализ предметной области, выявить «узкое» место.

2. Изучить требования к подобного рода ресурсам. Проанализировать технологии и средства для разработки информационного ресурса, выбрать наиболее подходящие.

3. Разработать макет и структуру сайта, опираясь на требования и сравнительный анализ структур подобных ресурсов. Разработать сам сайт кафедры БИиИТ при помощи выбранных средств и технологий.

Объектом курсовой выступает процесс использования веб - сайта кафедры БИиИТ для оперативной, эффективной и удобной работы кафедры.

Предметом курсовой является разработка персонального веб - сайта кафедры БИиИТ.

Теоретической и методологической базой исследования послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области Интернет технологий. Для обоснования выдвинутых в курсовой работе положений применялись методы логического и сравнительного анализа, элементы системного подхода.

Курсовая работа состоит из введения, 3 параграфов, заключения, списка используемых источников и приложений.

1 «Предпроектное обследование и анализ предметной области»

Объектом исследования является кафедра Бизнес - Информатики и Информационных Технологий (далее БИиИТ) института Энергетики и Автоматизированных Систем (ЭиАС) Магнитогорского Государственного Технического Университета им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова).

Кафедра является основным подразделением ВУЗа, осуществляющим учебную, методическую и научно - исследовательскую деятельность по нескольким родственным дисциплинам, внеучебную работу со студентами, а также подготовку научно - педагогических кадров и повышение их квалификации.

Основной деятельностью кафедры является ведение аудиторных занятий по различным дисциплинам студентам ВУЗа. Этими дисциплинами являются:

  • вычислительные системы, сети и телекоммуникации;

  • информационная безопасность;

  • математическая экономика;

  • управление проектами;

  • мировые информационные ресурсы;

  • сетевая экономика;

  • прикладные методы оптимизации;

  • эконометрика;

  • информационные системы и технологии;

  • стандартизация, сертификация и управление качеством программного обеспечения;

  • электронный бизнес;

  • логистика;

  • ИБ в системе открытого образования;

  • исследование операций;

  • имитационное моделирование экономических процессов;

  • теория вероятностей и математическая статистика;

  • основы моделирования;

  • имитационное моделирование;

  • методика преподавания информатики;

  • информатика;

  • современные информационные технологии;

  • использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе;

  • управление ИТ-сервисами и контентом;

  • другие.

На данный период штат кафедры составляет 15 человек, подробная информация о штате представлена в таблице (табл. 1).

Таблица 1 - Штат кафедры БИиИТ

Штат кафедры

На конец учебного года (чел.)

Всего

15

В том числе на должности:

 

- зав. кафедрой

1

- профессора

2

- доцента

14

- ст. преподавателя

4

- ассистента

3

Из них:

 

- докторов наук

1

- кандидатов наук

12

- в звании профессора

1

- в звании доцента

10

Учебно - вспомогательный персонал

2

Далее представлена организационная структура кафедры БИиИТ (рис. 1).

Рисунок 1- Организационная структура кафедры БИиИТ

Рассмотрим информационные системы и сервисы, используемые кафедрой БИиИТ (табл. 2).

Таблица 2 - Информационные системы и сервисы

Название информационной системы

Разработчик информационной системы

Используемые технологии и платформы

«Телефонный справочник МГТУ»

Разработка МГТУ им. Г. И. Носова

MS Access, WEB, ASP

«Заполнение приложений к диплому» - Модуль окончание образования (для ВО и СПО)

Разработка МГТУ им. Г. И. Носова

MS Access, MS SQL Server (многопользовательская)

«PLANY» - формирование учебных планов ВО

ООО «Лаборатория ММИС г. Шахты

Пакет программ «PLANY», VBA, Excel

«Распределение учебной нагрузки между ППС кафедры»

Разработка МГТУ им. Г. И. Носова

VBA, Excel

«Индивидуальные планы преподавателей» (ВО)

Разработка МГТУ им. Г. И. Носова

MS Access, MS SQL, Server WEB, ASP,(многопользовательская)

Расчет рейтинга преподавателей

Разработка МГТУ им. Г. И. Носова

VBA, Excel

Система хранения учебно-методических материалов обеспечения учебного процесса» (файловый сервер учебных материалов)

 

Файловое хранилище, корпоративный портал

Библиотечная система, включающая электронный каталог литературы

 

MS SQL Server, MAPK – SQL Internet , Web(многопользовательская)

Помимо этого, кафедра пользуется различными информационными ресурсами и порталами, например, такими, как:

  • корпоративный портал МГТУ (локальный ресурс);

  • информационный портал МГТУ;

  • официальный форум университета;

  • образовательный портал МГТУ;

  • другие.

Рассмотрим основные бизнес-процессы кафедры и их классификацию (табл. 3).

Таблица 3 - Бизнес-процессы кафедры БИиИТ

Классификация бизнес-процессов

Перечень бизнес-процессов

Основной

Ведение образовательной деятельности

Сопутствующие

Учебно-воспитательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, организационно-методическая деятельность, социальная деятельность

Вспомогательные

Ведение документации, разработка учебно-методических пособий и программ по дисциплинам, а также распределение учебной нагрузки между преподавателями

Обеспечивающие

Кадровое обеспечение, методическое обеспечение, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение

Управление

Управление кадрами кафедры, управление финансами, контроль исполнения

Развитие

Разработка инновационных технологий обучения, защита диссертаций, повышение квалификации преподавателей и сотрудников, участие в научных исследованиях и грантах

На основе вышеперечисленных бизнес-процессов кафедры были выделены основные бизнес-направления для кафедры. Рассмотрим их содержание:

  1. По учебно - воспитательной деятельности:

- ведение аудиторных занятий на очном, заочном и других отделениях;

-проведение консультаций и индивидуальной работы на очном, заочном и других отделениях;

- проведение открытых занятий;

- организация производственных и учебных практик;

- входной и итоговый контроль, промежуточная аттестация;

- курсовое и дипломное проектирование;

- государственная аттестация выпускников;

- работа куратора групп;

- взаимодействие с родителями;

- культурно-массовая работа;

-разработка учебных и рабочих программ, учебно-методических комплексов;

- участие в методических семинарах и конференциях;

- разработка учебников, учебных и учебно-методических пособий по дисциплинам кафедры.

  1. По научно-исследовательской деятельности:

- участие в конкурсах грантов и программ;

- подготовка научно-педагогических кадров;

- работа с аспирантами и работа диссертационных советов;

- подготовка научных публикаций;

- проведение научных конференций;

- проведение научных исследований с участием студентов;

- организация НИР студентов;

- проведение студенческих конференций;

- организация использования результатов НИР в учебном процессе;

- организация научных связей с предприятиями и организациями.

  1. По организационно-методической деятельности:

- расчет учебной нагрузки кафедры;

-распределение учебной нагрузки кафедры между преподавателями кафедры;

- ведение журнала учета нагрузки;

- контроль посещаемости занятий студентами;

- ведение планов и отчетов по учебно-воспитательной работе;

- ведение индивидуальных планов преподавателей;

-рейтинговая оценка научной деятельности преподавателей, заведующего кафедрой и кафедры в целом;

- планирование, отчетность и контроль НИР;

- планирование и отчетность НИР студентов.

  1. По социальной деятельности:

- выпуск студентов;

- поддержание трудовой дисциплины;

- участие сотрудников в культурно-массовых мероприятиях;

-организация внешних связей и взаимодействие с различными учреждениями [1].

Рассмотрим некоторые пункты, содержащиеся в бизнес-направлениях, подробнее.

Такие пункты, как: ведение аудиторных занятий на очном, заочном и других отделениях; проведение консультаций и индивидуальной работы на очном, заочном и других отделениях; проведение открытых занятий; для успешного выполнения требуют широкого и общедоступного оповещения, то есть указание даты, времени и места проведения данных мероприятий.

Для успешного взаимодействия с родителями необходимо средство для предоставления информации по обучению их детей, а также необходим общедоступный ресурс для размещения объявлений о собраниях и мероприятиях.

Так же для осуществления таких пунктов, как: культурно-массовая работа; участие в методических семинарах и конференциях; участие в конкурсах грантов и программ; проведение научных конференций; проведение студенческих конференций; необходим ресурс, чтобы размещать объявления и информацию о всевозможных мероприятиях, при чем доступ к этому ресурсу должен быть прост.

Далее рассмотрим некоторые бизнес - процессы кафедры БИиИТ, представленные графически.

Рисунок 2 - Ведение образовательной деятельности кафедрой БИиИТ

На модели, представленной выше (рис. 2), показан бизнес - процесс кафедры БИиИТ - ведение образовательной деятельности. На входе бизнес - процесса:

- план занятия, то есть план, составленный преподавателем для более удобного и последовательного ведения занятия;

- материалы (презентации и т.д.), то есть подготовленные педагогом материалы для ведения занятия, ими могут быть презентации, лекционные материалы, выдержки из литературы, задания (письменные, лабораторные, тесты), инструкции к выполнению заданий и прочее.

В управлении бизнес - процесса:

- расписание занятий, то есть время и место проведения занятий;

- устав, то есть свод правил, положений, устанавливающий порядок деятельности в ВУЗе;

- учебный план, то есть документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени;

- закон об образовании, то есть закон об осуществлении образовательной деятельности;

- должностные инструкции, то есть определенные инструкции, данные преподавателю ВУЗом касательно учебной деятельности.

В механизме бизнес - процесса:

- оборудование (ПК и т.п.), то есть компьютер, проектор и прочее;

- преподаватели;

- аудитории, то есть кабинеты для проведения занятий.

На выходе бизнес - процесса:

- проведенные занятия.

Рисунок 3 - Ведение социальной деятельности кафедрой БИиИТ

На модели, представленной выше (рис. 3), показан бизнес - процесс кафедры БИиИТ - ведение социальной деятельности. На входе бизнес - процесса:

- план мероприятия, то есть план, составленный сотрудником, проводящем мероприятие, для более удобного ведения мероприятия;

- объявление о мероприятии, то есть объявление для возможных участников, дата, место, тема и прочая информация.

В управлении бизнес - процесса:

- список мероприятий, то есть перечень мероприятий, запланированный как самой кафедрой, так и ВУЗом;

- устав, то есть свод правил, положений, устанавливающий порядок деятельности в ВУЗе;

- должностные инструкции, то есть определенные инструкции, данные преподавателю ВУЗом касательно учебной деятельности.

В механизме бизнес - процесса:

- оборудование (ПК и т.п.), то есть компьютер, проектор и прочее;

- сотрудники, то есть сотрудники кафедры БИиИТ, занимающиеся проведением мероприятий.

На выходе бизнес - процесса:

- проведенные мероприятия.

Рисунок 4 - Ведение научно - исследовательской деятельности кафедрой БИиИТ

На модели, представленной выше (рис. 4), показан бизнес - процесс кафедры БИиИТ - ведение научно - исследовательской деятельности. На входе бизнес - процесса:

- информация по теме (литература и т.п.), то есть информация из сети Интернет, различная литература (книги, журналы, сборники);

- объявление о принятии работ, то есть объявление для возможных участников, тема, вид работы и прочая информация.

В управлении бизнес - процесса:

- требования к работе, то есть информация о темах, видах, объемах и оформлении возможных работ, а также прочая информация;

- устав, то есть свод правил, положений, устанавливающий порядок деятельности в ВУЗе;

- должностные инструкции, то есть определенные инструкции, данные преподавателю ВУЗом касательно учебной деятельности.

В механизме бизнес - процесса:

- оборудование (ПК и т.п.), то есть компьютер, проектор и прочее;

- преподаватели;

- студенты (аспиранты, магистры, обычные студенты).

На выходе бизнес - процесса:

- научные работы (статьи и т.п.), то есть требуемый вид работ, например, статьи, рефераты, курсовые работы и прочее.

Исходя из представленных графически бизнес - процессов кафедры БИиИТ, можно заметить, что, например, таким пунктам моделей, как: объявление о принятии работ; требования к работе; объявление о мероприятии; список мероприятий; материалы для занятий; расписание занятий; нужно придавать большую огласку для более эффективного осуществления различных видов деятельности кафедры.

Что бы подобная информация доходила до большего количества людей, а в особенности до студентов, нужен современный и удобный способ информирования. Таковым является электронный ресурс. У данного ВУЗа имеется свой веб - сайт, но на нем в основном размещается общая информация для всего ВУЗа в целом, для удобства и полного права размещения информации, касающейся исключительно кафедры, необходим свой ресурс.

В настоящее время веб - сайты представляют собой современное, общедоступное и удобное средство коммуникаций. С помощью такого средства можно рассказать о себе, своей деятельности или деятельности компании, предоставить общественности необходимую информацию в любом виде, а также можно наладить связь на любом расстоянии. В современном мире веб - сайт является обыденностью и в силу этого факта разработка подобного ресурса не требует больших финансовых затрат, а люди, имеющие умения программирования или простого пользования CMS системами, легко могут сами создать нужный им сайт.

Таким образом, все вышесказанное в данном параграфе помогает понять для каких именно целей кафедре БИиИТ необходим собственный веб – ресурс и в чем его преимущества.

Исходя из того, что сайт для кафедры сам по себе не может быть крупномасштабным проектом и данная кафедра тесно связанна с информационными технологиями, то целесообразно предположить, что с разработкой и запуском такого сайта сотрудники кафедры БИиИТ могут справиться сами. При запуске данного сайта на ресурсах ВУЗа можно обратиться за помощью к сотрудникам из соответствующих отделов. Единственные очевидные затраты по данному сайту предстоят лишь в процессе работы этого сайта, то есть оплата ресурсов ВУЗа (которые и так уже оплачиваются), на которых и будет размещен сайт кафедры БИиИТ и оплата дополнительных рабочих часов сотруднику, обслуживающему сайт. Возможны и дополнительные затраты по сайту, например, такие, как оплата дополнительных рабочих часов сотрудникам, занимающимся разработкой сайта.

В данном параграфе был проведен анализ предметной области. В следствии чего, при учете всех особенностей кафедры БИиИТ, было выявлено «узкое» место. Таковым является коммуникации кафедры с общественностью, то есть со студентами, преподавателями, а также абитуриентами и с другими интересующимися лицами. Было выявлено оптимальное решение данной проблемы - создание персонального сайта кафедры БИиИТ. Учитывая все факты стало ясно, что такое оптимальное решение не потребует большого финансирования. Следовательно, это решение ни только оптимально, но и выгодно, так как при помощи персонального сайта кафедра сможет работать более эффективно и оперативно.

2 «Обзор требований, средств и технологий разработки информационного ресурса. Обоснование выбора используемых технологий»

Как уже было сказано в предыдущем параграфе, кафедра БИиИТ является основным подразделением МГТУ им. Г.И. Носова, осуществляющим учебную, методическую и научно - исследовательскую деятельность по нескольким родственным дисциплинам, внеучебную работу со студентами, а также подготовку научно - педагогических кадров и повышение их квалификации. Также было найдено «узкое» место кафедры и предложено рациональное решение данной проблемы, а именно, разработка веб - сайта кафедры БИиИТ.

В ходе разработки ресурса для кафедры в первую очередь стоит обратить внимание на следующий важный момент - это то, что при разработке веб - сайта необходимо учитывать различные требования к подобного рода ресурсам. Например, существует приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» [2]. В этом приказе установлены обязательные требования к сайтам образовательных организаций. Так же требования к сайтам образовательных организаций отражены в таких федеральных документах, как:

1. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (статья 29) [3].

2. Постановление Правительства Российской Федерации № 582 от 10.07.2013 г. «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и обновлении информации об образовательной организации» [4].

После анализа всех требований к сайтам образовательных учреждений на законодательном уровне, стоит обратить внимание на требования к сайту со стороны ВУЗа. Общие требования для всех сайтов, относящихся к самому ВУЗу или к подразделениям ВУЗа, содержатся в таких документах, как:

1. ПВД-60-15 Об информационном портале ФГБОУ ВПО МГТУ.

2. СМК-РЕ-03-13 Регламент доступа пользователей к информационным ресурсам КИВС университета.

3. СМК-ПСП-10-14 Кафедра.

Со всеми вышеуказанными документами можно ознакомиться на сетевом диске ВУЗа.

Далее необходимо учитывать требования к сайту со стороны ИТ - отдела ВУЗа:

1. Конфигурация серверного ПО:

1) ОС Linux x86_64.

2) Web-сервер Apache v2.

3) Интерпретатор PHP v5.4.

4) СУБД MySQL v5.5.

5) Расширения PHP: ioncube, gd-lib, mcrypt, mysql, pspell, pdo, odbc.ini, tidy, curl, mysqli.ini, xmlrpc, zlib.

2. Требования к ресурсу:

1) Соответствие ресурса требованиям ПВД-60-15.

2) Максимальный объем - 10Гб.

3) Максимальное количество потребляемой памяти - 1Мб в 10 потоков.

4) Процессор: 2 ядра Intel Xeon.

В заключении необходимо учесть мнение будущих пользователей. Для этого был проведен опрос среди потенциальных пользователей данным сайтом, а именно: студенты и преподаватели. С результатами опроса можно ознакомиться в приложениях (Приложение А).

Следующим шагом при разработке веб - сайта является выбор языка программирования (табл. 4). Стоит заметить, что в данном случае лучше подойдут серверные языки веб - программирования, так как серверные веб-технологии позволяют веб-серверу не просто возвращать запрошенные HTML-файлы, но и выполнять дополнительные действия, например, сложные вычисления, запускать объектно-ориентированные программы, работать с базами данных и многое другое. При анализе будут рассмотрены наиболее популярные серверные языки.

Таблица 4 – Сравнительный анализ серверных языков веб - программирования

Язык

Краткие характеристики

PHP (англ. PHP: Hypertext Preprocessor — «PHP: препроцессор гипертекста»)

Язык программирования, созданный для генерирования HTML-страниц на веб-сервере и работы с базами данных. PHP отличается наличием ядра и подключаемых модулей, «расширений»: для работы с базами данных, сокетами, динамической графикой, криптографическими библиотеками, документами формата PDF. Для работы программы не требуется описывать какие-либо переменные, используемые модули, и т.п. PHP является языком программирования с динамической типизацией, не требующим указания типа при объявлении переменных, равно как и самого объявления переменных [5].

Perl (Practical extraction and report language)

Универсальный интерпретирующий язык программирования, ориентированный на работу с текстовой информацией и удобный для решения повседневных задач системного администрирования. Язык Perl является нетипизированным, то есть в одной и той же переменной могут храниться значения различных с точки зрения типизированных языков типов. В языке есть всего 3 типа данных: скаляры, массивы и ассоциативные массивы (хэши). Исключительно удобной особенностью языка является автоматическое управление выделением памяти и наличие встроенного «сборщика мусора», что избавляет от типичных источников уязвимостей, связанных с переполнением буферов, и почти полностью страхует от утечек памяти [5].

Продолжение таблицы 4 – Сравнительный анализ серверных языков веб - программирования

JavaScript

Язык управления сценариями просмотра гипертекстовых страниц на стороне клиента. Основная идея JavaScript состоит в возможности изменения значений атрибутов HTML-контейнеров и свойств среды отображения в процессе просмотра HTML-страницы пользователем. Каждый HTML-контейнер — это объект, который характеризуется тройкой: свойства, методы, события. Объекты с одинаковым набором свойств, методов и событий объединяются в классы однотипных объектов [5].

На основе вышеприведенного сравнительного анализа языков веб - программирования можно сделать вывод о том, что к данному проекту лучше всего подойдет язык PHP. Это обусловлено тем, что главным фактором при проектировании языка РНР является практичность. Практический характер РНР обусловлен пятью важными характеристиками:

- традиционностью;

- простотой;

- эффективностью;

- безопасностью;

- гибкостью [6].

Плюс ко всему данный язык распространяется бесплатно, что немаловажно.

В данном случае целесообразно упростить разработку веб - сайта, тем более что технологии в наше время это позволяют. С помощью CMS систем можно легко создать сайт и при необходимости дополнить собственноручно написанными модулями если система это позволяет. Далее необходимо выбрать наиболее подходящую CMS систему для нашего ресурса (табл. 5). Анализ будет состоять из наиболее популярных систем.

Таблица 5 – Сравнительный анализ CMS систем

 

Описание

Простота использования

Особенности

Оптимальные сценарии использования

Joomla!

Система управления содержимым, написанная на языках PHP и JavaScript, использующая в качестве хранилища БД MySQL и MsSQL. Является свободным программным обеспечением, распространяемым по лицензии GNU/GPL

Несложная установка и настройка, удобный и понятный интерфейс. Дает возможность самостоятельно построить достаточно сложный сайт, учитывая полное отсутствие навыков и знаний в этой области у пользователя

Система разрабатывалась в качестве платформы для сообществ с акцентом на социальные функции. Все очень просто (даже для людей не знакомых с программированием) и при этом система дает огромные возможности

Сайты с достаточно гибкой структурой (электронная коммерция, социальные площадки и прочее)

WordPress

Одна из самых популярных в мире

ИС для обеспечения и организации процесса создания,

редактирования и управления содержимым.

WP имеет большое количество тем, плагинов и виджетов, также он бесплатен и свободен к распространению

Простота установки и пользования, не требует каких - либо знаний и умений в данной сфере как для разработчика, так для последующего владельца – администратора. Сверх просто устроено наполнение контентом сайта

Простота является ключевой особенностью, а также WordPress дает возможность переносить текст из текстовых документов на сайт

От блогов до достаточно сложных

новостных ресурсов и интернет-магазинов

Продолжение таблицы 5 – Сравнительный анализ CMS систем

Drupal

Система управления содержимым, используемая также как каркас для веб-приложений, написанная на языке PHP и использующая в качестве хранилища данных реляционную базу данных (поддерживаются MySQL, PostgreSQL и другие). Drupal является свободным программным обеспечением, защищённым лицензией GPL

Drupal не сложен в установке, но наиболее требователен к технической осведомленности пользователя. При небольшом опыте работы с Drupal открываются огромные возможности и все кажется очень простым

Drupal предлагает отличные модули, которые могут использоваться как строительные блоки веб-сайта, позволяя быстро создавать контент и правила работы сайта.

А также Drupal предлагает более 7000 расширений. Система известна своими возможностями разметки, категоризации и организации сложного контента

Платформа для больших сообществ, онлайн – магазинов и прочих. То есть комплексные продвинутые сайты, требующие сложной организации данных

uCoz

Бесплатная российская система управления сайтом и хостинг для сайтов, созданных с её использованием

Проста в установке и пользовании, понятный интерфейс, огромные возможности

Модули uCoz могут использоваться как в единой связке для создания полнофункционального сайта, так и по отдельности, например, в качестве блог-платформы, интернет-магазина и др.

Сайты – визитки, интернет – магазины, порталы, фан – сайты, блоги и сообщества, образовательные и государственные сайты

Продолжение таблицы 5 – Сравнительный анализ CMS систем

NetCat

Профессиональная система управления сайтами, которая является одной из ведущих на российском рынке

Простой и понятный интерфейс, архитектура системы объединяет две логически связанные части: система ввода/вывода информации на сайте и интерфейс управления сайтом

Простота и удобство, низкая стоимость, гибкость, SEO-адаптированность, безопасность, низкие требования к хостингу, возможность добавления дополнительных модулей, а также имеется библиотека готовых сайтов для компаний и интернет-магазинов

Сайты с достаточно гибкой структурой, зависит от редакций

Data Life Engine

Многофункциональная система управления сайтом. Благодаря очень мощной системе управления новостями, публикациями, статьями, пользователями, DataLife Engine предназначен в первую очередь для организации собственных СМИ и блогов в сети интернет.

Понятный и простой интерфейс, качественная структура, гибкость менеджера шаблонов

Простота в управлении, открытый системный код, качественная структура, гибкость менеджера шаблонов, поддержка SEO, поддержка RSS, использование технологии AJAX, поддержка модулей

API для разработки модулей

Игровой портал, торрент трекер, онлайн кинотеатр, развлекательный портал, варез портал (новости добавляют журналисты на файлообменники), коммерческий проект, персональный блог

На основе вышеприведенного сравнительного анализа CMS систем можно сделать вывод о том, что к данному проекту по разработке веб - сайта лучше всего подойдет «Joomla!». Это обусловлено тем, что главными характеристиками системы являются:

- бесплатность;

- система с открытым исходным кодом;

- функциональность;

- простота;

- постоянные обновления и огромное сообщество [7].

В данном параграфе были рассмотрены требования к сайтам образовательных учреждений на законодательном уровне, общие требования ВУЗа к сайту, требования к сайту ИТ - службы ВУЗа, а также требования к сайту потенциальных пользователей. Далее был проведен сравнительный анализ средств и технологий разработки информационного ресурса. В следствии чего были выбраны наиболее подходящие язык веб - программирования - PHP и CMS система – «Joomla!», для упрощения процесса разработки сайта кафедры БИиИТ.

3 «Описание процесса разработки веб - сайта кафедры БИиИТ»

Ранее были изучены требования для сайта кафедры БИиИТ, а также были выбраны наиболее подходящие язык веб - программирования – PHP и CMS система – «Joomla!». Далее будет рассматриваться практическая часть работы.

Для начала необходимо определить структуру будущего сайта кафедры БИиИТ. Помимо опроса потенциальных пользователей проведем сравнительный анализ структуры сайтов кафедр различных ВУЗов России (табл. 6).

Таблица 6 - Сравнительный анализ структуры сайтов кафедр различных ВУЗов

Название

Структура сайта

Кафедра Электромеханики, ФГБОУ ВПО "Уфимский государственный авиационный технический университет" (http://em-ugatu.ru/)

Главная:

- Отзывы (отзывы предприятий);

- Стена (студенческая фотогалерея);

- Голосования (конкурс старост, про шпаргалки, как вам учеба, где покушать, где самое крутое место, про вахтерш, про работу, про деньги);

- О кафедре (о кафедре, схема кабинетов, контакты, история, выпускные фото);

- Сотрудники (профессора, доценты, ассистенты, сотрудники);

- НИРС (олимпиада, сборник научных трудов, СКБ - 3, 2014/15, 2013/14, 2012/13, 2011/12, 2010/11);

- Работа (ОАО Башкирэнерго, ФГУП УАПО, ОАО УЗ Электроаппарат, УМПО, Трансформаторный завод);

- Вопрос-ответ (о сайте, курилка).

Кафедра Патологической Анатомии, Воронежский Государственный Медицинский Университет им. Н. Н. Бурденко (http://vsmapatan.ru/)

Главная:

- Студентам (лекции, учебник и тесты по темам, интернам и ординаторам, словарь Кудачкова, список терминов, МКБ 10);

- СНК;

- Наука;

- Методические разработки;

- О кафедре (история кафедры, коллектив кафедры).

Продолжение таблицы 6 - Сравнительный анализ структуры сайтов кафедр различных ВУЗов

Кафедра Музеологии, Российский Государственный Гуманитарный Университет (http://museolog.rsuh.ru/)

Главная (новости, ссылки, фотоальбом, библиотека):

- Кафедра (о кафедре, история, преподаватели, аспиранты, сотрудники, выпускники, партнеры);

- Образование (абитуриентам, бакалавриат, магистратура, второе высшее, студентам, мастер-классы, спецкурсы, филиалы);

- Наука (исследования, конференции, публикации);

- Методическая работа (УМК, УМО, стандарты ВПО, профстандарт);

- Контакты.

Кафедра "Прикладная механика", Московский Государственный Технический Университет им. Н. Э. Баумана (http://www.rk5.bmstu.ru/)

Главная (форум):

- Кафедра (о кафедре РК 5, история, учебная деятельность, научная деятельность, международная деятельность, партнерские связи, состав кафедры, лаборатория, вычислительный центр РК 5);

- Абитуриенту (абитуриенту, кого готовим, примеры тем дипломных работ, наши преимущества, как поступить на РК 5);

- Студенту (домашние задания РК 5, объявления, всероссийская студенческая олимпиада по сопромату, олимпиада по сопромату МГТУ им. Н. Э. Баумана, вычислительный центр РК 5, выпускнику 2015, учебные материалы, магистратура, преподаватель - студенту, капятник 2015, вакансии);

- Преподавателю;

- Фото (фото, видео).

Продолжение таблицы 6 - Сравнительный анализ структуры сайтов кафедр различных ВУЗов

Кафедра Физики, Уральский Государственный Горный Университет (http://ugguphysica.narod.ru/)

Главная (доска объявлений):

- О кафедре (история кафедры, преподавательский состав, руководство кафедрой, научная работа, фотоархив);

- Абитуриенту (подготовительные курсы, методические разработки, тестирование, физика - это интересно);

- Студенту (учебная литература, лабораторный практикум, практические занятия, заочникам, электронная библиотека, интернет - тестирование, расписание консультаций);

- Сотруднику (список ЭУМК, список видео - демонстраций, учебные программы, гимн УГГУ, бланки и образцы);

- Контакты и реквизиты;

- Задать вопрос;

- Это интересно;

- Полезные ссылки;

- Карта сайта.

Кафедра Высшей Нервной Деятельности, Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова (http://www.neurobiology.ru/)

Главная:

- О кафедре;

- Учебная работа (общий курс ВНД, спецкурсы, малый практикум, большой практикум, летние практики, учебная группа, аспирантура, курсовые, дипломные работы);

- Научная работа (лаборатории, сотрудники, направления, диссертации);

- Новости;

- Сотрудникам и студентам кафедры;

- Работа для студентов (лаборатории, объявления);

- Ссылки;

- Конференции;

- Контактная информация;

- Фотогалерея;

- Карта сайта.

Продолжение таблицы 6 - Сравнительный анализ структуры сайтов кафедр различных ВУЗов

Кафедра прикладной информатики, ФГБОУ ВПО "Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г. И. Носова" (http://pi.magtu.ru/)

Главная (лента новостей, мероприятия):

- Абитуриенту (приемная комиссия, направление подготовки);

- Студенту (расписание занятий, web портфолио студента, web портфолио группы);

- О кафедре (общие сведения, персоналии (web портфолио преподавателя), научная работа, учебная работа);

- Пресса;

- Выпускники;

- Задай вопрос заведующему.

Кафедра Экономики и Управления на Предприятии, Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет им. А. Н. Туполева (http://eupkai.ru/)

Главная:

- Новости;

- О кафедре (международная деятельность, вопросы и ответы);

- Сотрудники;

- ВШТМ (о ВШТМ, абитуриенту, студентам, расписание, тренинги, контакты);

- Бережливое производство;

- Абитуриенту (бакалавриат, магистратура, аспирантура);

- Материалы.

После анализа результатов опроса потенциальных пользователей сайта и сравнительного анализа сайтов кафедр различных ВУЗов, была разработана структура для сайта кафедры БИиИТ, представленная ниже:

1. Главная:

- новостная лента;

- объявления;

- голосования;

- поиск;

- архив новостей + календарь;

- ссылки на социальные сети.

2. О кафедре:

- история;

- место нахождения и контакты;

- документы, сертификаты, приказы;

- сотрудники;

- наши выпускники;

- партнеры.

3. Абитуриенту:

- кого готовим;

- приемная комиссия;

- преимущества кафедры БИиИТ.

4. Студенту:

- расписание;

- мероприятия;

- документы, бланки, шаблоны.

5. Сотруднику:

- документы, бланки, шаблоны;

- материалы.

6. Научная деятельность:

- объявления и требования;

- сборники;

- достижения.

7. Галерея:

- фото;

- видео.

8. Сервисы сайта:

- вопрос - ответ;

- полезные ссылки;

- документы;

- карта сайта.

Далее стоит обратить внимание на матрицу пользователей. В данном случае матрица пользователей будет выглядеть следующим образом (табл. 7).

Таблица 7 - Матрица пользователей сайта кафедры БИиИТ.

Гость

Администратор/

Редактор

Рассмотри более подробнее значение ролей. Гость - это все возможные пользователи сайта, например, преподаватели, прочие сотрудники, преподаватели других кафедр, студенты, родители студентов, абитуриенты и прочие.

Администратор/ Редактор - это может быть как один сотрудник, так и несколько. Этот (эти) сотрудник является ответственным по информатизации.

Перед непосредственной разработкой ресурса также стоит уделить внимание макету сайта (рис. 5). Более эффективно пойдет процесс разработки если макет заранее будет продуман и изображен хотя бы схематично.

Рисунок 5 - Макет сайта кафедры БИиИТ

Цифры 1 - 7 на рисунке 5 обозначают вкладки такие, как:

1 - О кафедре;

2 - Абитуриенту;

3 - Студенту;

4 - Сотруднику;

5 - Научная деятельность;

6 - Галерея;

7 - Сервисы сайта.

После проведения всех вышеперечисленных работ следует разработка самого сайта. В данной работе разработка сайта производилась при помощи CMS «Joomla!». Для реализации необходимого функционала сайта были установлены дополнительные модули, а также еще один модуль был написан самостоятельно при помощи языка PHP (рис. 6).

Рисунок 6 – Главная страница сайта кафедры БИиИТ

В данном параграфе был проведен сравнительный анализ структуры сайтов кафедр различных ВУЗов России. С учетом этого анализа, а также с учетом различных требований была разработана структура сайта кафедры БИиИТ. Далее были разработаны матрица пользователей данного сайта и его макет. В следствие чего был разработан сам сайт при помощи CMS «Joomla!» и языка веб - программирования PHP.

Заключение

В данной работе проводились предпроектное обследование и анализ предметной области. Объектом исследования являлась кафедра Бизнес - Информатики и Информационных Технологий института Энергетики и Автоматизированных Систем Магнитогорского Государственного Технического Университета им. Г.И. Носова.

Было выявлено «узкое» место кафедры. Таковым является коммуникации кафедры с общественностью. Было выявлено оптимальное и выгодное решение данной проблемы - создание персонального сайта кафедры БИиИТ.

Далее были рассмотрены требования к сайтам образовательных учреждений на законодательном уровне, общие требования ВУЗа к сайту, требования к сайту ИТ - службы ВУЗа, а также требования к сайту потенциальных пользователей. После чего был проведен сравнительный анализ средств и технологий разработки информационного ресурса. В следствии чего были выбраны наиболее подходящие язык веб - программирования - PHP и CMS система – «Joomla!», для упрощения процесса разработки сайта кафедры БИиИТ.

В практической части работы был проведен сравнительный анализ структуры сайтов кафедр различных ВУЗов России. После чего с учетом всех полученных данных была разработана структура сайта кафедры БИиИТ. Далее были разработаны матрица пользователей данного сайта и его макет. В следствие чего был разработан сам сайт при помощи CMS «Joomla!» и языка веб - программирования PHP.

Итогом данной работы является полностью работоспособный сайт для кафедры БИиИТ. В рамках данной работы при разработке сайта внимание акцентировалось лишь на работоспособность функций сайта и его соответствие разработанному макету.

Список использованных источников

1. М. В. Баканова. Анализ бизнес - процессов кафедры ВУЗа как основы разработки стратегии автоматизированного управления кафедрой [Электронный ресурс] / Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2010 № 18 (22). С. 104 - 109. - [Режим доступа]: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-biznes-protsessov-kafedry-vuza-kak-osnovy-razrabotki-strategii-avtomatizirovannogo-upravleniya-kafedroy (Дата обращения: 05. 10. 2015);

2. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» [Электронный ресурс] / © КонсультантПлюс, 1992-2015. - [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/ law/hotdocs/36358.html (Дата обращения: 10. 10. 2015);

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / © КонсультантПлюс, 1992-2015. - [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html (Дата обращения: 10. 10. 2015);

4. Постановление правительства России от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» [Электронный ресурс] / Акты правительства - [Режим доступа]: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3527 (Дата обращения: 10. 10. 2015);

5. Языки программирования, их характеристики (PHP, Perl, JavaScript) [Электронный ресурс] / [Режим доступа]: http://daxnow.narod.ru/index/0-21 (Дата обращения: 09. 11. 2015);

6. Глава 1. Знакомство с PHP [Электронный ресурс] / Учебник PHP - [Режим доступа]: http://php.ua/bookphp/01.html#c (Дата обращения: 09. 11. 2015);

7. Joomla. Плюсы и минусы функционала [Электронный ресурс] / Блог web-zarabotok.info, 21.03.15 - [Режим доступа]: http://web-zarabotok.info/ joomla-plyusy-i-minusy-funkcionala/ (Дата обращения: 09. 11. 2015);

8. Xuemei Li, Mike Thelwall, David Wilkinson, Peter Musgrove. National and international university departmental Web site interlinking. [Электронный ресурс] / University of Wolverhampton, Wolverhampton, England, United Kingdom. - [Режим доступа]: http://www.researchgate.net/publication/220364503 _National_and_international_university_departmental_Web_site_interlinking._Part_1_Validation_of_departmental_link_analysis (Дата обращения: 09. 11. 2015).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Результаты опроса потенциальных пользователей сайта кафедры БИиИТ

Перечень вопросов:

1. Какие разделы, вкладки, по вашему мнению, должны быть на сайте кафедры БИИТ?

2. В какой цветовой гамме, по вашему мнению, должен быть выполнен сайт кафедры БИИТ?

3. Иные предложения и пожелания.

Опрошенный № 1

1. Главная, О кафедре, Новости/объявления, Преподаватели, Архив.

2. Бело-синяя, черно-белая.

Опрошенный № 2

1.О кафедре+история; Состав кафедры; расписание; график консультаций преподавателей; партнерские связи; Научная деятельность; выпускники; Абитуриенту (направления подготовки, бакалавриат, магистратура); Студенту (конференции, методические материалы).

2. Традиционно синий.

Опрошенный № 3

1. Состав кафедры; Новости кафедры, ну либо доска объявлений; Преподаваемые дисциплины; История кафедры; Лабораторные работы, лекции, презентации по предметам.

2. Сайт должен быть выполнен в строгой цветовой гамме (например в сине белой).

Опрошенный № 4

1. Новости, личные странички преподавателей, документы по учебному процессу, странички выпускников, фотогалерея – в целом можно ориентироваться на структуру сайта факультета.

2. Синий, голубой, оттенки синего. Как контраст можно использовать оранжевый (отсылка к Лого института).

Опрошенный № 5

1. Информация о преподавателях, расписание занятий студентов, по возможности учебный план каждой группы.

2. Особых предпочтений нет. Просто и не броско.

Опрошенный № 6

1. Список преподавателей и главное, где их можно найти; учебное расписание групп.

2. Спокойные цвета, в одной цветовой гамме (голубой, синий).

3. Чтобы шрифт был читабельный, интерфейс сайта прост и понятен, чтобы нужную информацию можно было найти не более, чем за 3 перехода. Никаких кислотных неестественных цветов, бегущих строк и автоматического звука на сайте.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Результаты проверки работы на Антиплагиат

Просмотров работы: 3076