ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Туаев Д.В. 1
1ЧОУ ВО "Владикавказский институт управления"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Управление дебиторской задолженностью представляет собой актуальную задачу не только для предприятий российской экономики. Проведенное Министерством торговли США исследование показало, что в общей сумме дебиторской задолженности со сроком погашения до 30 дней к разряду безнадежных относится около 4 %, 31-60 дней – 10%, 61-90 – 17%, 91-120 – 26%, при дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадежных долгов повышается на 3-4 %. 1

Управление дебиторской задолженностью в странах с развитой рыночной экономикой производится с помощью широкого спектра инструментов, часть из которых давно и успешно используются и российскими предприятиями. Факторинг - комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту) по определенной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения.

Однако некоторые зарубежные методы управления дебиторской задолженностью, получившие распространение за рубежом, еще недостаточно или вообще не представлены в российской практике. Прежде всего, следует назвать методы управления дебиторской задолженностью с использованием онлайновых технологий. Так, например, американская корпорация WellsFargo разработала Trade Finance Online (TFO) - новый сервис в рамках своего комплексного онлайного решения по управлению корпоративными финансами Commercial Electronic Office. Этот сервис позволяет компаниям конвертировать дебиторскую задолженность как внутренних, так и зарубежных компаний в наличные денежные средства. Дебиторская задолженность клиентов системы проверяется специалистами WellsFargo и после этого она может быть либо продана, либо оставлена под залог при выдаче клиенту ссуды. Продавая свои дебиторские счета WellsFargo, американские компании смогут ускорить движение своих финансовых потоков и снизить риски неплатежей со стороны иностранных клиентов.2

Анализируя отечественный опыт управления дебиторской задолженности, мы остановились на статье Ларионовой Е, Садовского С., которые в своем исследовании приводят следующие выводы:

В исследовании приняли участие 24 предприятия, представляющие 12 отраслей, среди которых были: пищевая промышленность, машиностроение, деревообрабатывающая промышленность, строительство, оптовая торговля и ряд других.

Среди исследованных предприятий — 25 % составили малые, тогда как 20 % крупные предприятия.

Результаты анализа управления дебиторской задолженностью показали, что треть участвовавших в исследовании предприятий предоставляют скидки покупателям в зависимости от срока оплаты и треть предприятий связывают срок оплаты поставленной продукции с ее объемом. 79 % всех опрошенных предприятий контролируют объем дебиторской задолженности, тогда как сроки предоставления дебиторской задолженности контролируются только 42 % предприятий.

По итогам исследования 25 % всех опрошенных предприятий применяют другие методы контроля дебиторской задолженности, среди которых: контроль очередности выплат по поставщикам, контроль поступлений по каждой группе товара (предприятия оптовой торговли), динамический контроль по каждому дебитору (горнодобывающая промышленность), контроль критического уровня задолженности по каждому дебитору (издательский бизнес).

В ходе исследования предприятиям задавался вопрос о применяемых методах воздействия на дебиторов. Результаты показали, что 38 % предприятий в случае нарушения дебиторами своих обязательств используют штрафные санкции и обращаются к помощи арбитражного суда, 25 % проводят переговоры с дебиторами, 25 % -приостанавливают оказание услуг по заключенным договорам, 8 % изменяют ранее оговоренные условия оплаты (переход на полную или частичную предоплату при покупке продукции клиентами).

21% предприятий не применяют никаких методов воздействия на дебиторов при нарушении ими своих обязательств.

Наряду с вопросом об управлении дебиторской задолженностью предприятиям был предложен вопрос о методах управления кредиторской задолженностью. В результате выяснилось, что 54 % опрошенных предприятий не используют никаких методов управления кредиторской задолженностью. Оставшиеся предприятия применяют методы, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Методы управления кредиторской задолженностью

Методы управления кредиторской задолженностью

Процент предприятий, %

1

Регулярные переговоры с поставщиками об условиях поставки

21 %

2

Индивидуальная работа с каждым поставщиком

8 %

3

Выбор поставщиков с соответствующими условиями оплаты

4 %

4

Увеличение товарного кредита и срока отсрочки платежа от поставщика на основе определения фиксированного объема месячных закупок

4 %

5

Переход на оплату поставщикам после реализации продукции

4 %

6

Несанкционированная задержка платежей поставщикам

4 %

7

Получение скидок по объему закупаемой продукции за определенный период времени

4 %

В качестве одного из методов управления кредиторской задолженностью в исследовании рассматривалось использование вексельной формы расчетов. Исследование показало, что векселя в своей деятельности используют 25 % опрошенных предприятий. Из всех предприятий, применяющих вексельную форму расчетов, 32 % предприятий используют векселя в том числе и для расчетов внутри предприятия, и такой же процент предприятий использует векселя Сбербанка.

Итогом исследования можно считать вывод о том, что проблемы управления дебиторской и кредиторской задолженностью являются весьма актуальными для многих российских предприятий, на сегодняшний день их решению не уделяется должного внимания.3

Изучение опыта развитых стран Западной Европы, стран с успешно развивающейся экономикой, его анализ и адаптация к российской реальной действительности дает возможность использования подходов и путей решения проблемы неплатежеспособности предприятий. В разных странах данная проблема решалась с учетом специфики функционирования экономики.

Так, например, законодательство о банкротстве в странах Центральной и Восточной Европы отличается своей прогрессивностью. Однако в результате исследований хозяйственной практики в Венгрии, Польше, Чехословакии и Словакии, выявлена низкая эффективность в недостаточно сформировавшейся рыночной среде. Причинами тому послужили низкий уровень развития фондового рынка и неотработанная практика обеспечения быстрой смены владельцев собственности. За период смены владельца собственности часть основных активов физически и морально устаревает, что значительно снижает их стоимость. Помимо процедур банкротства, в Венгрии разработаны и другие финансовые механизмы урегулирования долгов перспективных предприятий, ликвидность которых может быть восстановлена. Примером тому может служить появившиеся в 1993 году ликвидационные облигации, выпускаемые инвестиционными компаниями под гарантии Государственного имущественного агентства Венгрии на сумму, достаточную для покрытия убытков и модернизации отдельных перспективных предприятий. Для двенадцати крупнейших венгерских промышленных предприятий со значительным объёмом задолженности («Икарус», «Раба», «Таурус», «Ганц» и др.) была принята специальная программа финансовой помощи. Суть данной программы состоит в предоставлении льготных правительственных кредитов для урегулирования долгов и модернизации производства, а также отсрочки в погашении ранее взятых кредитов.

Корректировка экономической политики стран Центральной и Восточной Европы происходила путем смещения акцента с ускоренной ликвидации несостоятельных предприятий на взвешенную антикризисную политику, связанную с повышением регулирующей роли государства в проведении политики банкротств. Пришло понимание того, что в условиях сужения возможностей сбыта производимой продукции за рубежом, отсутствия полной демонополизации внутренних рынков и сохранения ценовых диспропорций предприятие-должник отнюдь не всегда является неперспективным, обречённым на ликвидацию.

Мировой опыт показывает, что чаще всего основными покупателями неплатёжеспособных предприятий являются стратегические инвесторы, которыми являются как компании, производящие аналогичные или близкие виды товарной продукции, так и работающие в других сферах производства, с устойчивым финансовым состоянием. В первом случае приобретаемые предприятия полностью интегрируются в систему производственно-технологических связей компании-покупателя. Во втором случае происходит диверсификация деятельности фирмы покупателя, за счёт собственных средств которой восстанавливается платёжеспособность приобретаемых предприятий. Всё это так или иначе способствует осуществлению структурной перестройки экономики рыночными методами.4

Для зарубежной практики регулирования образовавшейся дебиторской задолженности характерно то, что для контроля дебиторской задолженности и предотвращения появления безнадежных долгов фирмы часто используют классификацию задолженностей по срокам возникновения и показатель оборачиваемости дебиторской задолженности в днях - DSO. Недостаток данного подхода заключается в том, что эти инструменты не позволяют точно проследить за изменением качества общей величины задолженности. Наилучшим способом контроля дебиторской задолженности является оценка и анализ с позиции платежной дисциплины, основным инструментом этого подхода является ведомость непогашенных остатков.

Кредитная политика любой фирмы состоит из четырех элементов:

1) срока предоставления кредита;

2) размера скидки, предоставляемой в случае оплаты товара в более ранние сроки;

3) стандартов кредитоспособности;

4) политики в отношении недисциплинированных клиентов.

Первые два показателя отражаются в условиях кредитования.

Основными источниками информации о платежной дисциплине являются кредитные ассоциации - это местные группы, периодически проводящие совещания, на которых происходит обмен информацией о клиентах, и специализированные информационные агентства, занимающиеся сбором и предоставлением информации о кредитоспособности фирм.

Дополнительными факторами, оказывающими влияние на кредитную политику фирмы, являются:

1) потенциальная прибыль от расширения реализации в кредит;

2) правовое регулирование;

3) используемые кредитные инструменты.

Основной целью кредитного менеджера является увеличение объема реализации за счет расширения продажи в кредит. Кредит, предоставляемый надежным клиентам, приносит дополнительный доход, в результате чего возрастает собственный капитал фирмы, а если фирма смягчает кредитную политику, то объем реализации обычно увеличивается. Установление более льготной кредитной политики может происходить путем удлинения срока предоставления кредита, снижения стандартов кредитоспособности, перехода к менее жесткой политике по взиманию просроченной дебиторской задолженности, а также предоставления скидок. Каждое из этих действий приводит к дополнительным затратам. Фирме следует смягчать условия кредитования своих клиентов до тех пор, пока прирост затрат не превысит прирост дохода.

Анализ последствий изменения кредитной политики может проводиться двумя способами. Во-первых, может быть выполнен сравнительный анализ прогнозной отчетности о прибылях и убытках, составленной исходя из условий текущей и предполагаемой кредитной политики. Во-вторых, при помощи соответствующих формул может быть определена величина прироста прибыли как результат изменения кредитной политики.

Анализ опыта стран с переходной экономикой позволил составить список возможных мероприятий по реструктуризации накопленной задолженности. Обмен (выкуп) долгов предприятий и кредитных активов коммерческих банков на долгосрочные государственные облигации. В зависимости от степени ликвидности долговых обязательств и перспектив приватизации должника цена долга дифференцируется. В Венгрии дифференциация составляла 50, 80 и 100% к номинальной величине долга. Старые безнадёжные долги обменивались на облигации за 50% от номинала, а долги предприятий, намеченных к приватизации, - по номинальной стоимости. Срок погашения облигаций (от 8 до 20 лет) зависит от наличия свободных средств в госбюджете, куда делают отчисления специально созданные банки и другие финансовые институты, занимающиеся перепродажей долгов. Свободная продажа части долгов предприятий или государственным финансовым институтам, коммерческим банкам, иностранным и другим покупателям по рыночным ценам. Обмен долгов на акции приватизируемых предприятий-должников. В Польше, если задолженность перед банком составляет 30% или более процентов кредиторской задолженности предприятия, он может обратиться в Министерство преобразования собственности с просьбой заменить обязательства на акции должника.

Ликвидация (или самоликвидация) длительно неплатёжеспособных предприятий по законодательно установленной процедуре банкротства. Увеличение уставного капитала с помощью дополнительного выпуска акций.

Одним из инструментов комплексного решения проблем, касающихся, с одной стороны, просроченных долгов по банковским ссудам, с другой -взаимной задолженности между предприятиями в Венгрии, стала установленная Законом о реконструкции банков и предприятий «процедура банковского примирения». Суть её состояла в том, что ведущие банки были наделены полномочиями по проведению финансового оздоровления фирм, являющихся их должниками, при условии, что инициаторами процедуры были сами фирмы-должники.

Ведущую роль в финансировании и кредитовании инвестиционного процесса во Франции после 1945 г. играл не биржевой рынок (хотя он не исчез и, как известно, традиционен для этой страны), а деятельность государства и его агентов - национальных коммерческих банков и банков развития. Текущая потребность предприятий в денежных ресурсах также обеспечивалась за счёт кредитов банковского сектора. Чтобы позволить депозитным банкам кредитовать предприятия, была разработана техника среднесрочного банковского кредита, рефинансируемого через учёт векселей. Таким образом, банки могли постоянно обращаться к рефинансированию Центрального банка как кредитора в последней инстанции.

Некоторые практические решения и предложения по улучшению управления оборотными средствами, совершенствованию платежно-расчетной сферы, повышению платежеспособности предприятий, высказывавшиеся ранее, могут быть полезными при разработке мероприятий политики управления задолженностью в настоящее время.

Анализ зарубежного опыта управления дебиторской задолженностью в США характеризуется следующим. Дебиторская задолженность бывает: текущей, погашаемой в срок до 1 года или в течение операционного цикла. Основное внимание уделяется текущей задолженности. Управлением дебиторской задолженностью занимается финансовый менеджер при участии главного бухгалтера. В среднем доля дебиторской задолженности в оборотных активах фирмы составляет со сроком погашения до 30 дней около 4% относится к разряду безнадежных долгов; со сроком погашения 31-60 дней - 10%, 61-90 дней - 17%, 91-120 дней - 26%.

Дебиторская задолженность в мировой практике является достаточно надежным обеспечением кредита в качестве залога. Кредитор имеет полное право обеспечить дебиторской задолженностью выпускаемый вексель со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Значительное влияние на дебиторскую задолженность оказывают применяемые скидки с цены товара, которые бывают двух видов: торговые и за оплату в срок.

Таким образом, с помощью торговых скидок учитываются всевозможные ситуации, возникающие у продавца.

Скидки за оплату в срок - это стимул для покупателя. Например, условие договора «5/10-50» означает отсрочку платежа - 50 дней, но если покупатель оплатит товар в первые 10 дней после поставки, он получит скидку размере 5%. Если по договору условия следующие: «5/10 ГГДМ-50», и «5/10 ЕОМ-50», это означает, что скидка предоставляется,: платеж будет произведен в течение первых 10 дней следующего месяца, так как все отгрузки (поставки) в данном месяце считаются в последний день месяца.

В бухгалтерском учете дебиторская задолженность в одних случаях учитывается в ценах без скидок (валовой метод), в других -скидками (чистый метод). Во втором случае исходят из того, скидка - основной вариант оплаты по сравнению с отсрочкой платежа. Поэтому если покупатель не использует скидку, предприятие-поставщик получает дополнительный доход, который отражается в отчете о прибылях и убытках.

Списание безнадежных долгов осуществляется или напрямую, с помощью создаваемого «резерва на покрытие безнадежных долгов».

Напрямую списываются, как правило, незначительные суммы, так как:

  • не всегда возможно точно определить момент появления безнадежной задолженности;

  • списание значительных сумм приводит к неравномерности доходов и расходов предприятия и несоответствию их друг другу;

  • на сумму дебиторской задолженности и ее безнадежной части оказывают влияние некоторые факторы, такие, как скидки, возврат неоплаченной продукции и др.

Поэтому основным методом списании безнадежных долгов является их списание через «Резерв на покрытие безнадежных долгов» («Резерв по сомнительным долгам» - в России).

Итак, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

  • В зарубежной практике отсутствует такое понятие, как «дебиторская задолженность», вместо него используется понятие «счета к получению». Стоит отметить, что используемое зарубежом понятие имеет экономическую природу, аналогичную дебиторской задолженности, характерной для российской экономики.

  • Зарубежом широко распростронена практика регулирования, которая заключается в управлении деятельностью неплатежеспособных предприятий на основе продуманной антикризисной политики, связанной с повышением роли государства в проведении процесса банкротства.

  • Особое место в регулировании сокращения неплатежеспособных предприятий отводится государству, которое упрядочивает просроченные долги по банковским ссудам, с одной стороны, а с другой регулирует взаимную задолженность между предприятиями, по средствам применения «процедуры банковского примирения».

  • Четко определенный перечень мероприятий по реструктуризации накопленной задолженности, к которым относятся: обмен (выкуп) долгов предприятий и кредитных активов коммерческих банков на долгосрочные банковские операции; свободная продажа части долгов предприятий; обмен долгов на акции приватизируемых предприятий-должников; ликвидация (или самоликвидация) длительно неплатежеспособных предприятий; увеличение уставного капитала.

Единых моделей и подходов воздействия предприятий на дебиторскую задолженность не существует. Мировая практика финансового управления дебиторской задолженностью существенно дифференцирована в зависимости от особенностей и развитости национальной экономики и разаработанности финансового права.5

Список литературы:

  1. Ларионова Е., Садовский С. Итоги исследования по теме «Управление оборотными активами»// Консультационная группа «Воронов и Максимов»

  2. Тедеева З.Б. Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии// Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63-2). С. 519.

  3. http://3ys.ru

  4. http://www.ifin.ru/news/read/1795.stm

  5. http://www.econbalance.ru

1 http://3ys.ru

2 http://www.ifin.ru/news/read/1795.stm

3 Ларионова Е., Садовский С. Итоги исследования по теме «Управление оборотными активами»// Консультационная группа «Воронов и Максимов»

4 Тедеева З.Б. Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии// Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63-2). С. 519.

5 http://www.econbalance.ru

Просмотров работы: 4715