МАЛЫЙ БИЗНЕС В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ: РАЗВИТИЕ, АНАЛИТИКА, ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МАЛЫЙ БИЗНЕС В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ: РАЗВИТИЕ, АНАЛИТИКА, ПРОБЛЕМЫ

Сироткин А.Б. 1, Прокопова Г.А. 1
1РЭУ им.Г.В.Плеханова Ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов. Как мне кажется, если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальными для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности. Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской деятельности оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.

Можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, по которым следует отличать малое предпринимательство от любых других[1]:

  • численность персонала предприятия;

  • размер уставного капитала предприятия;

  • финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов);

  • вид деятельности

Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога. Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который неоднократно подвергался изменениям и поправкам (Последняя поправка произошла 29.06.2015 года). В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 14 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом до 250 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 120 млн. рублей относится к микропредприятиям, до 800 млн. рублей – к малым, и до 2 млрд. рублей – к средним предприятиям[2]. Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.

В данной научной работе нам будет интересен исключительно малый бизнес и его влияние на структуру бюджета Ивановской области.

По данным статистического ежегодника по итогам 2014 года в Ивановской области было зарегистрировано 32247 предприятий малого бизнеса из них львиная доля (28178) находятся в частной собственности. Доля частной собственности год от года неуклонно растёт, в частности за счёт снижения количества предприятий, находящихся в федеральной и муниципальной собственности. Все приведённые изменения можно проследить по таблице 1, приведённой ниже.

Таблица 1. Число предприятий и организаций по формам собственности на 1 января 2015

 

Число предприятийорганизаций. единиц

2010

2011

2012

2013

2014

Всего

29948

31667

30190

29800

32247

Всего, в %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Федеральная собственность

333

308

246

195

184

Федеральная собственность, в %

1,1

1,0

0,8

0,7

0,6

Собственность субъектов федерации

389

379

362

387

390

Собственность субъектов федерации, в %

1,3

1,2

1,2

1,3

1,2

Муниципальная собственность

2074

1977

1897

1828

1757

Муниципальная собственность, в %

6,9

6,2

6,3

6,1

5,4

Частная собственность

25208

27126

25905

25651

28178

Частная собственность, в %

84,2

85,7

85,8

86,1

87,4

Собственность общественных организаций

1386

1254

1202

1156

1158

Собственность общественных организаций, в %

4,6

4,0

4,0

3,9

3,6

Прочая собственность

505

567

526

530

525

Прочая собств., в %

1,7

1,8

1,6

1,8

1,6

Как видно из таблицы 1 на территории Ивановской области постепенно увеличивается число зарегистрированных предприятий. За последние 5 лет их количество выросло на 2 299 единиц, что скажем не так уж и много. Из данной таблицы можно увидеть, как постепенно сокращается количество единиц предприятий, находящихся в муниципальной собственности. Это может говорить о том, что правительство Ивановской области пополняет свой бюджет за счёт продажи собственного имущества, то есть правительство крайне неэффективно распоряжается собственным имуществом. Но стоит отметить, что в числе прочих форм собственности сохраняется на отметке в 0,6% от общего количества предприятий - предприятия, находящиеся в совместном Российском и иностранном пользовании, говорящий о том, что правительство Ивановской области принимает меры к тому, чтобы сделать наш регион инвестиционно-привлекательным. На 1 января 2015 года их было зарегистрировано 204 единицы, что на 67 единиц больше чем на 1 января 2010 года.

На рисунке 1 видны изменения количества предприятий по годам и формам собственности.

Рисунок 1 – Изменение численности предприятий

Среди основных показателей эффективности деятельности предприятий выделяют объём выручки. На начало 2013 года общий объём выручки предприятий малого бизнеса составил в фактических ценах 421058,6 млн. рублей, что на 170593,5 млн. рублей больше по сравнению с 2010 годом. Данный прирост выручки даже с учётом инфляции можно считать очень значительным показателем. Рассмотрим поподробнее изменение выручки по годам по таблице 2.

Таблица 2. Оборот предприятийорганизаций в млн. рублей

 

2010

2011

2012

2013

Всего

250465,1

289465,6

328329,3

421058,6

Обрабатывающие производства

68225,8

77580,0

84425,7

90792,6

Производство транспортных средств и оборудования

559,4

5728,1

8240,6

10222,1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

38864,4

39958,0

42975,6

46324,9

Строительство

12213,1

14938,6

16392,9

21267,7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

99978,2

121337,9

145315,7

211353,6

Гостиницы и рестораны

1806,9

2969,4

3645,5

3692,8

Транспорт и связь

10369,0

12089,6

13418,1

15209,7

из них связь

5397,2

5796,5

6485,1

6999,5

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

9350,0

9991,3

11180,7

14097,4

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное со-циальное обеспечение

334,8

373,6

380,3

404,3

Образование

1626,0

1740,9

1849,1

1978,7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

1305,0

1473,2

2237,8

8201,4

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

1905,7

2218,3

2247,0

2410,1

Как мы видим из таблицы 2 более 50% от всего оборота выручки на 1 января 2013 года занимает розничная и оптовая торговля – 211 353.6 млн. рублей. С 2010 года её объём увеличился более чем в два раза. В то же время объём выручки от производственных видов деятельности растёт значительно медленнее. Это говорит о том, что Ивановский регион, некогда славившийся своей текстильной промышленностью, постепенно превращается торговый регион. Отсюда становится ясно почему Ивановская область мало привлекательна для инвесторов.

Согласно закону Ивановской области, по состоянию на 2015 год действуют следующие налоговые ставки[3]:

  • налог на доходы физических лиц - по нормативу 20 процентов;

  • налог на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 30 процентов;

  • налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;

  • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;

  • государственной пошлины - по нормативу 100 процентов:

  • и т.д

(часть 2 в ред. Закона Ивановской области от 28.12.2011 N 137-ОЗ)

Проанализируем объем налоговых и неналоговых поступлений доходов консолидированного бюджета Ивановского региона на основе таблице 3.

Таблица 3. Динамика поступления доходов в областной бюджет города Иваново

ПоказательГод

2011

2012

2013

2014

В рублях

18 216 334,09

20 588 760,09

22 497 782,90

22 822 968,90

В %

100

113

109

101,4

По приведенным в таблице 3 данным можно сказать, что налоговые и неналоговые доходы увеличились на 1,4%. Основной прирост налоговых поступлений по сравнению с 2013 получен в основном за счёт поступления НДФЛ (209,0 млн.руб.), поступлений от налогов на совокупный доход (135,9 млн. руб.) и налогов на имущество (62,8 млн. руб.)

Отсюда, можно сказать, что в Ивановской области очень медленно развивается малый бизнес. Малый процент поступлений в казну Ивановской области по специальным налоговым режимам.

Нужно так же отметить, что восьмипроцентное снижение налоговых и неналоговых поступлений в 2014 по сравнению с 2013 годом связано в основном со снижением поступлений налога на прибыль (-184,0, млн.руб.) и акцизов (-152,1 млн.руб). Что тоже говорит о неудовлетворительном и нестабильном результате деятельности субъектов малого предпринимательства.

Так же, по данным УФНС по Ивановской области, по состоянию на 01.01.2013 года было выдано 173 патента на право применения патентной системы налогообложения, на 01.01.2014 года – 479 патентов. Применение патентной системы налогообложения становится для предпринимателей более привлекательным и выгодным, поскольку значительно упрощает отчетность и облегчает процесс ведения бизнеса.

Основными проблемами являются:

  • Высокие налоги, которые с каждым годом неуклонно растут, осложняя жизнь предпринимателям и тормозя развитие малого бизнеса. В частности, 13 ноября 2014 года депутаты Ивановской областной думы одобрили изменения ставок транспортного налога, что непосредственно окажет влияние на решения ИП о ведении бизнеса с использованием автотранспортных средств. С 2015 года в Ивановской области ввели налоговые каникулы, с целью облегчения налогового бремени для создаваемых предприятий с 2016 года. Суть заключается в том, что первые несколько лет с предприятий не будут брать налоги.

  • Слаборазвитая инфраструктура, выраженная в неудовлетворительном качестве дорог с твердым покрытием. По официальным данным на данный момент правительство Ивановской области получило от федерального бюджета в своё распоряжение 282,4 млн рублей, которые правительство Ивановской области планирует потратить на строительство и реконструкцию 11,4 км автодорог в регионе. 29 октября 2015 г. и.о. начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта региона Андрей Шушкин сообщил, что в Ивановской области на сегодняшний день отремонтирован 61 км дорог, еще на 56 км обновлено асфальтобетонное покрытие. По словам и.о. начальника департамента, региону не хватает объема отремонтированных участков, ежегодно требуется ремонтировать около 300 км дорог, недоремонт уже сейчас составляет более 50 лет.

  • Отсутствие непосредственного производства. В Ивановской области предприниматели по большей части заняты в сфере розничной торговли (36%), отсюда проблема, связанная с ценообразованием, так как закупка товара в других областях не только повышает цену реализации продукции в нашем регионе, но увеличивает риск порчи товара при транспортировке.

  • Из-за недостатка финансовых ресурсов субъекты малого предпринимательства неспособны обновлять производственные фонды, что непосредственно сказывается на качестве и себестоимости продукции, что выливается в непомерно высокие цены.

Этими и другими проблемами развития малого бизнеса в Ивановской области занимается торгово-промышленная палата Ивановской области.

Торгово-промышленная палата Ивановской области была создана в 1993 году по инициативе нескольких предприятий Ивановской области. Со времени образования Палаты число ее членов возросло в несколько десятков раз и на сегодняшний день насчитывает почти сто пятьдесят членов. Среди членов Палаты есть как крупные градообразующие предприятия Ивановской области, так и индивидуальные предприниматели.

Торгово-промышленная палата Ивановской области является центральным звеном в объединении предприятий и предпринимателей Ивановской области. Одними из основных целей, которые определяют всю деятельность Торгово-промышленной палаты и нашли свое отражение в Уставе Палаты, являются:

  • создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности;

  • урегулирование отношений предпринимателей с их социальными партнерами;

  • развитие всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Ивановской области с предпринимателями Российской Федерации и зарубежных стран;

  • согласование и представительство интересов всех членов ТПП Ивановской области, предпринимателей и их объединений.

На основании проведенного анализа можно сказать, что по состоянию на 01.01.2015 года Ивановский малый бизнес при, в основном, положительной динамике роста развит крайне слабо. Об этом красноречиво свидетельствуют статистические данные об объемах налоговых и неналоговых поступлений доходов консолидированного бюджета Ивановского региона – при увеличении количества предприятий малого бизнеса и объёмов выручки процент налоговых поступлений от специальных налоговых режимов практически не изменился. Основной прирост налоговых поступлений по сравнению с 2013 получен в основном за счёт поступления НДФЛ, поступлений от налогов на совокупный доход и налогов на имущество.

Всё это говорит о том, что правительство Ивановская область не создаёт необходимых условий для развития малого бизнеса в регионе.

Для поддержания положительной динамики, дальнейшего роста и развития малого бизнеса в Ивановской области правительству Ивановской области следует уделить большое внимание финансовому состоянию субъектов предпринимательской деятельности.

Правительству Ивановской области следует продолжать оказывать финансовую поддержку по основным направлениям:

- субсидирование части затрат на уплату процентов по лизинговым и кредитным договорам на приобретение оборудования;

- субсидирование части затрат, произведенных резидентами промышленных парков, на уплату арендной платы за земельные участки (объекты недвижимости), расположенные на территории промышленных парков;

- субсидирование части затрат на техническое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;

- субсидирование части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам микрофинансовыми институтами для кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.

Правительству Ивановской области следует очень тщательно следить за исполнением закона о Налоговых каникулах, которые были введены в начале 2015 года.

Так же следует уделить большое внимание регулировании занятости и минимизации безработицы посредством поддержки малого бизнеса и самозанятости, профессионального обучения и переподготовки кадров.

Таким образом, без дальнейшего развития и поддержки малого предпринимательства невозможно достичь оптимально высокой, структурно рациональной, экономически эффективной и социально обоснованной занятости населения области и дальнейшего подъема региональной экономики.

Список используемых источников:

  1. Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года

  2. Главная книга - Электронный ресурс – Режим доступа: http://glavkniga.ru/situations;

  3. Налоги - Электронный ресурс – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn37/about_fts/docs/447219;

  4. Торгово-промышленная палата г. Иваново - Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.tppivanovo.ru

Просмотров работы: 1227