ВЫБОР СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОМ МАЛОГО БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЫБОР СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОМ МАЛОГО БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА

Прокопова Г.А. 1, Абдуллаева Г.М. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова Ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Малому бизнесу предоставляется возможность самостоятельного выбора налогообложения, благодаря чему вновь создаваемые предприятия имеют комфортные и доступные условия для своего функционирования.

В малых предприятиях, так же как и в крупных, налоговые отчисления в казну государства имеют значительный удельный вес в финансовых потоках организации. Недосмотр этой стороны ведения бизнеса оборачивается для фирмы большими финансовыми потерями.

Конечно, можно признать, что налогообложение в РФ несовершенно, однако разумный подбор оптимального метода уплаты налогов вполне возможен.

При создании малого предприятия есть возможность выбрать одну из нескольких действующих на данный момент систем налогообложения, наиболее подходящую для планируемой деятельности компании.

На данный момент на территории РФ действуют 4 системы налогообложения для малого бизнеса юридических и физических лиц:

  • Упрощенная система налогообложения (УСН) «Доход»

  • Упрощенная система налогообложения (УСН) «Доход – Расход»

  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

  • Патентная система налогообложения (ПСН) (не применяется для ЮЛ)

Таблица 1

Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации, тыс. человек1

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Российская Федерация

2742,0

2663,9

1914,3

2505,1

2602,3

2499,0

2413,8

Центральный федеральный округ

633,2

576,3

425,1

511,6

582,0

570,4

553,7

Владимирская область

30,8

27,6

26,3

30,0

29,8

31,1

28,9

Ивановская область

19,8

17,1

17,4

20,6

20,0

17,8

16,3

Калужская область

25,3

21,1

15,0

13,5

18,2

16,7

15,9

Костромская область

13,0

13,7

13,3

13,2

14,0

13,2

11,0

Ярославская область

30,0

28,6

17,4

23,3

24,2

22,4

20,3

Таблица 2

Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг по субъектам Российской Федерации, млн. руб.1

год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Российская Федерация

7000264

7301225

4671174

8057231

8707399

9732908

10447470

Центральный федеральный округ

1629750

1677307

1174246

1672666

1787804

1974602

2243644

Владимирская обл

45933

52468

60964

60132

63825

85108

82422

Ивановская обл

31060

33829

44524

53763

68195

76249

77006

Калужская обл

47545

47490

43337

58150

59625

72207

73984

Костромская обл

27732

27477

46275

51122

50936

61257

61924

Ярославская обл

68268

61051

53713

66906

64923

45511

89264

Обратившись к данным Федеральной службе государственной статистики, можно проследить за изменением числа индивидуальных предпринимателей и объемом выручки, полученной ими. В Ивановской области число ИП увеличивалось в течение нескольких лет, но к последним годам оно начало снижаться, чего не скажешь об объеме выручки. Количество ИП уменьшилось почти на 3 000 человек, а выручка выросла более чем в 2 раза, что говорит о более эффективной деятельности предпринимателей. [Таблица 1, Таблица 2].

Таблица 3

Основные показатели деятельности малых предприятий по данным Росстата, 2

Год

(для 2015 года статистика приведена с января по июнь)

Количество предприятий, единиц

Средняя численность работников,чел.

Оборот предприятий,млн.руб.

Инвестиции в основной капитал, млн.руб.

всего

из нее средняя численность работников списочного состава

всего

в том числе:

отгружено товаров собств. произ-ва

продано товаров несобств. произ-ва

2015

242621

6635270

6218176

7886814

3366350

4520464

143444

2014

235579

6831967

6358358

16692894

7191236

9501658

427702

2013

234537

6926248

6452289

15680324

6796573

8883750

389457

2012

243069

6984334

6506816

15116297

6309440

8806856

364477

2011

242676

7125920

6557592

15581916

5873561

9708354

281955

Помимо финансовой и имущественной поддержки при содействии органов местного самоуправления оказывалась организационная, консультационная и информационная поддержка малого и среднего бизнеса, организовывались семинары и курсы подготовки и переподготовки кадров.

С целью поддержки СМСП в городском округе действует специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.3 В 2014 году и на последующие годы при исчислении ЕНВД значение корректирующего коэффициента К2 было сохранено на уровне 2008 года, что не ведет к увеличению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на оказываемую поддержку и положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства, существует ряд проблем, сдерживающих развитие данного сектора экономики. Прежде всего, это:

- низкая доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса и в особенности для начинающих предпринимателей;

- недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров, недостаток у предпринимателей навыков ведения бизнеса, опыта управления;

- дефицит материальных ресурсов (зданий и помещений, оборудования) для развития малого и среднего предпринимательства.

Таблица 4

Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере малого и среднего предпринимательства (СМСП) в Ивановской области

Наименование показателя

Ед. изм.

2013

2014

2015

Количество малых и средних предприятий - всего по состоянию на конец года

тыс. ед.

15,4

15,05

14,7

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях - всего

тыс. чел.

85,8

80,00

81,90

Одними из основных факторов, повлиявших на уменьшение количества СМСП в 2014 году, являлись увеличение процентной ставки по кредитам и расширение федеральных торговых сетей.

Снижение покупательской способности вследствие ослабления рубля и всплеска инфляции напрямую повлияло на сектор малого бизнеса, так как основная его доля занята в сфере торговли и предоставления услуг.4

Помимо традиционных проблем развития в 2010 году возросла налоговая нагрузка на малый бизнес (отмена единого социального налога), начиная с 2013 года, были отменены льготы по ведению бухгалтерского учета, усиливаются требования со стороны надзорных органов, возросло давление на рынок труда со стороны государственного сектора и крупных организаций.

Далеко не все указанные проблемы могут быть решены муниципальными властями. Однако тем более важным является сохранение и расширение поддержки малого и среднего бизнеса, которая могла бы компенсировать возникшие в последние годы проблемы и трудности.

В зависимости от потребности субъектов малого и среднего предпринимательства мероприятия программы по финансовой поддержке будут корректироваться.

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), на 1 января 2015 года на ЕНВД работали 1,8 млн. индивидуальных предпринимателей и 333 тыс. ООО. За девять месяцев 2015 года, по данным Федерального казначейства, они заплатили 56,6 млрд руб. ЕНВД. Этот налог является одним из главных источников пополнения бюджетов муниципалитетов.

Конечно же, система налогообложения малого бизнеса значительно проще, чем в прочих сферах предпринимательства, однако без тщательной работы над выбором режима можно привести свою компанию к гибели. Поэтому для снижения налоговых выплат рекомендуется применять различные инструменты для их оптимизации.

Нагрузку по налогам вполне реально рассчитать еще до открытия своего предприятия, поэтому высказывание о том, что огромные налоги неожиданно подкосили бизнес, несерьезны. При правильно составленном бизнес-плане налоги станут стабильными для бизнеса.

Таблица 5

Налоги, начисленные за 2011-2015 гг., тыс.руб.5

 

Код строки

Начислено к уплате в

2015

Начислено к уплате в 2014

Начислено к уплате в 2013

Начислено к уплате в 2012

Начислено к уплате в 2011

Налог, взимаемый в связи с применением УСН (3310 + 3320 + 3330 + 3350)

3300

240467626

220990593

202152047

171990912

149455581

ЕНВД для отдельных видов деятельности (3410+3420)

3400

79686324

77648999

75021565

79 321 134

72699559

Единый сельскохозяйственный налог (3510 + 3520)

3500

5948882

4478016

4062309

3917068

3721019

Налог, взимаемый в связи с применением ПСН(3531 +3532+3533+3534+3535)

3530

1916238

3206429

755957

-

-

Налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением УСН (3541+3542)

3540

1 685

1 428

173 830

-

-

Из таблицы 6 видно, что налоговые поступления растут, за последние пять лет он возрос более чем на 100 000 млн. рублей. Это связано как с открытием новых предприятий и появлением новых индивидуальных предпринимателей, так и с быстрым ростом налогового бремени.

Существуют, конечно же, и положительные стороны налогообложения малого бизнеса, которые просматриваются только в определенных сферах бизнеса. Это касается инновационной сферы, науки и техники. Они имеют определенные льготы. Однако, высокий порог входа в данный бизнес, практически не по карману начинающим предпринимателям, поэтому примеров инновационного малого бизнеса очень мало, чтобы это каким-то образом способствовало улучшению общей картины.

Таким образом, совершенно очевидно то, что без дальнейших реформ в области налогообложения субъектов малого бизнеса не обойтись, так как удоб­ство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством своей фискальной функ­ции, но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.

Ивановской области следует создавать программы по улучшению состояния малого бизнеса в регионе. Создавать новые льготы для отдельных видов деятельности, а именно тех, которые необходимы нашему региону.

Правительство должно определить, повышать дальше налоговые ставки и принимать не оптимальные решения, при этом способствуя закрытию многих предприятий, или помочь развиваться малому бизнесу в регионах.

Список использованных источников

1. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru

2. Федеральная налоговая служба - https://www.nalog.ru

3. Российский бизнес-телеканал РБК - http://www.rbc.ru

4. Налоговый кодекс РФ

1 Таблица составлена по материалам, взятым с сайта Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru

2 Таблица составлена по данным Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru

3 Решение Ивановской городской Думы от 24.10.2007 №538 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»

4 Приложение к решению Ивановской городской думы от 01.07.2015 № 924 – «Стратегия развития городского округа Иваново до 2020 года»

5 Таблица составлена по данным Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru

Просмотров работы: 716