В малых предприятиях, так же как и в крупных, налоговые отчисления в казну государства имеют значительный удельный вес в финансовых потоках организации. Недосмотр этой стороны ведения бизнеса оборачивается для фирмы большими финансовыми потерями.
Конечно, можно признать, что налогообложение в РФ несовершенно, однако разумный подбор оптимального метода уплаты налогов вполне возможен.
При создании малого предприятия есть возможность выбрать одну из нескольких действующих на данный момент систем налогообложения, наиболее подходящую для планируемой деятельности компании.
На данный момент на территории РФ действуют 4 системы налогообложения для малого бизнеса юридических и физических лиц:
Упрощенная система налогообложения (УСН) «Доход»
Упрощенная система налогообложения (УСН) «Доход – Расход»
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Патентная система налогообложения (ПСН) (не применяется для ЮЛ)
Таблица 1
Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации, тыс. человек1
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Российская Федерация |
2742,0 |
2663,9 |
1914,3 |
2505,1 |
2602,3 |
2499,0 |
2413,8 |
Центральный федеральный округ |
633,2 |
576,3 |
425,1 |
511,6 |
582,0 |
570,4 |
553,7 |
Владимирская область |
30,8 |
27,6 |
26,3 |
30,0 |
29,8 |
31,1 |
28,9 |
Ивановская область |
19,8 |
17,1 |
17,4 |
20,6 |
20,0 |
17,8 |
16,3 |
Калужская область |
25,3 |
21,1 |
15,0 |
13,5 |
18,2 |
16,7 |
15,9 |
Костромская область |
13,0 |
13,7 |
13,3 |
13,2 |
14,0 |
13,2 |
11,0 |
Ярославская область |
30,0 |
28,6 |
17,4 |
23,3 |
24,2 |
22,4 |
20,3 |
Таблица 2
Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг по субъектам Российской Федерации, млн. руб.1
год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Российская Федерация |
7000264 |
7301225 |
4671174 |
8057231 |
8707399 |
9732908 |
10447470 |
Центральный федеральный округ |
1629750 |
1677307 |
1174246 |
1672666 |
1787804 |
1974602 |
2243644 |
Владимирская обл |
45933 |
52468 |
60964 |
60132 |
63825 |
85108 |
82422 |
Ивановская обл |
31060 |
33829 |
44524 |
53763 |
68195 |
76249 |
77006 |
Калужская обл |
47545 |
47490 |
43337 |
58150 |
59625 |
72207 |
73984 |
Костромская обл |
27732 |
27477 |
46275 |
51122 |
50936 |
61257 |
61924 |
Ярославская обл |
68268 |
61051 |
53713 |
66906 |
64923 |
45511 |
89264 |
Обратившись к данным Федеральной службе государственной статистики, можно проследить за изменением числа индивидуальных предпринимателей и объемом выручки, полученной ими. В Ивановской области число ИП увеличивалось в течение нескольких лет, но к последним годам оно начало снижаться, чего не скажешь об объеме выручки. Количество ИП уменьшилось почти на 3 000 человек, а выручка выросла более чем в 2 раза, что говорит о более эффективной деятельности предпринимателей. [Таблица 1, Таблица 2].
Таблица 3
Основные показатели деятельности малых предприятий по данным Росстата, 2
Год (для 2015 года статистика приведена с января по июнь) |
Количество предприятий, единиц |
Средняя численность работников,чел. |
Оборот предприятий,млн.руб. |
Инвестиции в основной капитал, млн.руб. |
|||
всего |
из нее средняя численность работников списочного состава |
всего |
в том числе: |
||||
отгружено товаров собств. произ-ва |
продано товаров несобств. произ-ва |
||||||
2015 |
242621 |
6635270 |
6218176 |
7886814 |
3366350 |
4520464 |
143444 |
2014 |
235579 |
6831967 |
6358358 |
16692894 |
7191236 |
9501658 |
427702 |
2013 |
234537 |
6926248 |
6452289 |
15680324 |
6796573 |
8883750 |
389457 |
2012 |
243069 |
6984334 |
6506816 |
15116297 |
6309440 |
8806856 |
364477 |
2011 |
242676 |
7125920 |
6557592 |
15581916 |
5873561 |
9708354 |
281955 |
Помимо финансовой и имущественной поддержки при содействии органов местного самоуправления оказывалась организационная, консультационная и информационная поддержка малого и среднего бизнеса, организовывались семинары и курсы подготовки и переподготовки кадров.
С целью поддержки СМСП в городском округе действует специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.3 В 2014 году и на последующие годы при исчислении ЕНВД значение корректирующего коэффициента К2 было сохранено на уровне 2008 года, что не ведет к увеличению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на оказываемую поддержку и положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства, существует ряд проблем, сдерживающих развитие данного сектора экономики. Прежде всего, это:
- низкая доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса и в особенности для начинающих предпринимателей;
- недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров, недостаток у предпринимателей навыков ведения бизнеса, опыта управления;
- дефицит материальных ресурсов (зданий и помещений, оборудования) для развития малого и среднего предпринимательства.
Таблица 4
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере малого и среднего предпринимательства (СМСП) в Ивановской области
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2013 |
2014 |
2015 |
Количество малых и средних предприятий - всего по состоянию на конец года |
тыс. ед. |
15,4 |
15,05 |
14,7 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях - всего |
тыс. чел. |
85,8 |
80,00 |
81,90 |
Одними из основных факторов, повлиявших на уменьшение количества СМСП в 2014 году, являлись увеличение процентной ставки по кредитам и расширение федеральных торговых сетей.
Снижение покупательской способности вследствие ослабления рубля и всплеска инфляции напрямую повлияло на сектор малого бизнеса, так как основная его доля занята в сфере торговли и предоставления услуг.4
Помимо традиционных проблем развития в 2010 году возросла налоговая нагрузка на малый бизнес (отмена единого социального налога), начиная с 2013 года, были отменены льготы по ведению бухгалтерского учета, усиливаются требования со стороны надзорных органов, возросло давление на рынок труда со стороны государственного сектора и крупных организаций.
Далеко не все указанные проблемы могут быть решены муниципальными властями. Однако тем более важным является сохранение и расширение поддержки малого и среднего бизнеса, которая могла бы компенсировать возникшие в последние годы проблемы и трудности.
В зависимости от потребности субъектов малого и среднего предпринимательства мероприятия программы по финансовой поддержке будут корректироваться.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), на 1 января 2015 года на ЕНВД работали 1,8 млн. индивидуальных предпринимателей и 333 тыс. ООО. За девять месяцев 2015 года, по данным Федерального казначейства, они заплатили 56,6 млрд руб. ЕНВД. Этот налог является одним из главных источников пополнения бюджетов муниципалитетов.
Конечно же, система налогообложения малого бизнеса значительно проще, чем в прочих сферах предпринимательства, однако без тщательной работы над выбором режима можно привести свою компанию к гибели. Поэтому для снижения налоговых выплат рекомендуется применять различные инструменты для их оптимизации.
Нагрузку по налогам вполне реально рассчитать еще до открытия своего предприятия, поэтому высказывание о том, что огромные налоги неожиданно подкосили бизнес, несерьезны. При правильно составленном бизнес-плане налоги станут стабильными для бизнеса.
Таблица 5
Налоги, начисленные за 2011-2015 гг., тыс.руб.5
Код строки |
Начислено к уплате в 2015 |
Начислено к уплате в 2014 |
Начислено к уплате в 2013 |
Начислено к уплате в 2012 |
Начислено к уплате в 2011 |
|
Налог, взимаемый в связи с применением УСН (3310 + 3320 + 3330 + 3350) |
3300 |
240467626 |
220990593 |
202152047 |
171990912 |
149455581 |
ЕНВД для отдельных видов деятельности (3410+3420) |
3400 |
79686324 |
77648999 |
75021565 |
79 321 134 |
72699559 |
Единый сельскохозяйственный налог (3510 + 3520) |
3500 |
5948882 |
4478016 |
4062309 |
3917068 |
3721019 |
Налог, взимаемый в связи с применением ПСН(3531 +3532+3533+3534+3535) |
3530 |
1916238 |
3206429 |
755957 |
- |
- |
Налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением УСН (3541+3542) |
3540 |
1 685 |
1 428 |
173 830 |
- |
- |
Из таблицы 6 видно, что налоговые поступления растут, за последние пять лет он возрос более чем на 100 000 млн. рублей. Это связано как с открытием новых предприятий и появлением новых индивидуальных предпринимателей, так и с быстрым ростом налогового бремени.
Существуют, конечно же, и положительные стороны налогообложения малого бизнеса, которые просматриваются только в определенных сферах бизнеса. Это касается инновационной сферы, науки и техники. Они имеют определенные льготы. Однако, высокий порог входа в данный бизнес, практически не по карману начинающим предпринимателям, поэтому примеров инновационного малого бизнеса очень мало, чтобы это каким-то образом способствовало улучшению общей картины.
Таким образом, совершенно очевидно то, что без дальнейших реформ в области налогообложения субъектов малого бизнеса не обойтись, так как удобство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством своей фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.
Ивановской области следует создавать программы по улучшению состояния малого бизнеса в регионе. Создавать новые льготы для отдельных видов деятельности, а именно тех, которые необходимы нашему региону.
Правительство должно определить, повышать дальше налоговые ставки и принимать не оптимальные решения, при этом способствуя закрытию многих предприятий, или помочь развиваться малому бизнесу в регионах.
Список использованных источников
1. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru
2. Федеральная налоговая служба - https://www.nalog.ru
3. Российский бизнес-телеканал РБК - http://www.rbc.ru
4. Налоговый кодекс РФ
1 Таблица составлена по материалам, взятым с сайта Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru
2 Таблица составлена по данным Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru
3 Решение Ивановской городской Думы от 24.10.2007 №538 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»
4 Приложение к решению Ивановской городской думы от 01.07.2015 № 924 – «Стратегия развития городского округа Иваново до 2020 года»
5 Таблица составлена по данным Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru