ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Жигалова Ю.О. 1, Коробова В.Ф. 1
1РЭУ им.Г.В.Плеханова Ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Становление современной модели экономики в развитых и быстроразвивающихся странах в значительной мере обусловлено изменением роли инноваций. Формирование инновационных экономик стало результатом как ускорения прогресса науки и технологий вследствие глобализации, так и фундаментальных изменений в мировом разделении труда. В России масштабы инновационной деятельности, ее характер и результативность еще далеки от аналогичных параметров, не только наибо­лее развитых в экономическом отношении стран мира, но и стран второго эшелона.

За последние годы в России созданы основные элементы инновационной инфраструктуры. Однако добиться существенных сдвигов не удалось, инновационные процессы слабо влияют на развитие экономики. Уровень инновационной активности российских предприятий не превышает 10%.

Для России характерна невысокая интенсивность затрат на инновации, а также низкая отдача от этих затрат: их рост не сопровождается повышением роли инновационной продукции в общем объеме продаж. Отечественный бизнес в целом проявляет невысокий спрос на инновации. Большинство компаний не встроены в глобальные рынки, инновационная деятельность сводится преимущественно к приобретению машин и оборудования, а не проведения исследований и разработок.

Не случайно стратегией развития региона науки и инноваций В РФ на период до 2016 года предусмотрен переход России на инновационный путь развития, к построению общества, базирующегося преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности и высокая квалификация – ведущие производственные ресурсы, главные факторы материального достатка и формирования развитого человеческого капитала [1].

Активизация инновационной дея­тельности имеет важное значение как для России в целом, так и для ее регионов, особенно в современ­ных условиях экономического кризиса. В этой связи актуальной задачей является оценка инновационного потенциала Ивановской области на базе анализа инновационного профиля, улучшения инновационной инфраструктуры и повышения конкурен­тоспособности предприятий.

Проведем оценку состояния инновационного потенциала Ивановской области, ос­нованную на анализе обобщающих показа­телей, характеризующих инновационный потенциал региона, а также путем их непосредст­венного сравнения с аналогичными характеристиками регионов ЦФО России.

В соответствии с поставленной задачей в Ивановской области (регионе) формируется и ведётся реестр организаций-разработчиков научно-технической и инновационной продукции с перечнем инновационной продукции, планируемой к освоению предприятиями и организациями, а также финансируются проекты фундаментальных научных исследований [2]. В период с 2010 по 2014 гг. финансирование составляло 1500 тысяч рублей, за исключением 2011 года, когда финансирование составило 2450 тысяч рублей, при этом за последний год исследуемого периода количество поддержанных проектов несколько сократилось (с 20 до 18).

Также в регионе наблюдается стабильный рост внутренних затрат на научные исследования и разработки. Так в 2010 году они составили 423,0 млн рублей, в 2011 году – 523,6 млн рублей, в 2012 году – 600,9 млн рублей, в 2013 году – 572,0 млн рублей, в 2014 году – 643,8 млн рублей.

Заметно увеличивается выпуск аспирантов в вузах Ивановской области: за период с 2010 по 2013 гг. количество аспирантов выросло с 216 до 232 человек. Также в регионе постепенно увеличивается численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (см рис. 1). Анализ графика, представленного на рис.1 показывает, что в целом за исследуемый период численность персонала увеличилась с 749 человек в 2010 году до 836 человек в 2014 году. Но следует отметить, что за последние 5 лет численность персонала изменялась по синусоиде, т.е. в 2010 году численность составляла 749 человек, 2011 году снизилась до 644 человек, в 2012 году резко увеличилась почти на треть и составила 852 человека, в 2013 году снова снизилась и составила 816 человек и в 2014 году увеличилась до 836 человек.

Рис.1. Динамика численности персонала, занятого научными разработками.

Среди других регионов ЦФО Ивановская область выделяется удельными показателями публикаций статей в зарубежных журналах и поданных заявок на получение национальных патентов. Так, а 2012 году в среднем один исследователь опубликовал 0,3 статьи в журналах, индексируемых в WoS (всего 190 статей и 648 исследователей), в то время как в г.Москва один исследователь опубликовал 0,02 статьи, т.е. в 10 раз меньше (всего 2 785 статей и 131 138 тысяч исследователей) [3].

Таким образом, на основании вышеизложенных данных можно сделать вывод о том, что интенсивность публикационной деятельности в г. Москва значительно ниже, чем в Ивановской области, несмотя на то, что суммарные результаты научной деятельности в г.Москва существенно выше за счет большей численности исследователей.

Интенсивность изобретательской деятельности в Ивановской области также выше, чем в г.Москва (14 заявок на изобретения против 13 в расчете на 10 тысяч человек экономически активного населения в 2012 году), хотя по общему объёму поданных заявок в Роспатент столица России заметно превосходит Ивановскую область по причине большей численности населения и, соответственно, численности научных работников.

Согласно рейтинга Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), Ивановская область занимает место среди регионов ЦФО, относящихся регионам со средней инновационной активностью (см. табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг инновационной активности регионов ЦФО на 2015г.

Сильные инноваторы

(место в рейтинге)

Среднесильные инноваторы

(место в рейтинге)

Средние инноваторы

(место в рейтинге)

Среднеслабые инноваторы

(место в рейтинге)

г. Москва (1)

Воронежская область (13)

Тверская область (34)

Костромская

область (59)

Калужская

область (5)

Тульская область (21)

Белгородская область (36)

Брянская

область (66)

Московская область (6)

Владимирская область (26)

Ивановская область (37)

 

Ярославская область (9)

Рязанская область (27)

Курская область (39)

 
   

Тамбовская область (49)

 
   

Смоленская область (50)

 
   

Орловская область (53)

 

По данным АИРР, на 2015 год Ивановская область занимает 37 место в рейтинге инновационной активности, при этом с 2011 года регион снизил свои позиции в рейтинге с 22 до 27 в 2012 году, до 38 в 2013 году, поднялся на 33 место в 2014 году и вновь опустился на 4 позиции в прошлом году. Но несмотря на такие весьма негативные изменения область остается в числе регионов-средних инноваторов.

Таким образом, проведенные исследования дают основания полагать, что в целом регион обладает необходимой базой для дальнейшего развития инновационной деятельности, внесения соответствующих изменений в региональную государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области».

Серьезным этапом на ближайшую перспективу является создание такой инфраструктуры инновационной деятельности, которая позволит обеспечить выполнение всех функций, а также быстро адаптироваться к постоян­ным изменениям, связанным с непрерыв­ным процессом создания новых знаний.

От уровня развития инновационной инфраструктуры, от качества ее функ­ционирования будет зависеть не только скорость осуществления инновационных преобразований в экономике области, их стоимость и результативность, но и воз­можность реализации любого инновационного проекта

С учетом технологических изменений в регионе предусмотрено два пути инновационного развития:

- интенсивный;

- консервативный.

Интенсивный путь развития предусматривает постоянное наращивание инновационного потенциала региона, путем активного привлечения внебюджетных средств в сферу инноваций; формирования в области центра «нестоличной моды»; создания межвузовского центра координации, исследований и разработок в целях эффективного продвижения инноваций во всех отраслях экономики региона; создания региональной технологической платформы, технопарка, бизнес-инкубаторов и пр. для преодоления разрыва между наукой, образованием и бизнесом; внедрения новых инновационных программ подготовки и переподготовки инженерных кадров с привлечением зарубежных специалистов; а также путем развития благоприятного инновационного климата и повышения эффективности структуры инновационной деятельности.

Консервативный путь развития предполагает сохранение сложившихся тенденций и практики, а именно: поддержку отдельных технологических и инновационных проектов в рамках установленных стратегических приоритетов; точечные решения верхнего уровня управления; продолжение поддержки традиционных секторов экономики; смещение акцентов на политические аргументы при принятии решений в сфере инноваций.

На практике реализация какого-либо одного пути развития маловероятна. Правительство региона может использовать различные наборы мер из того или иного сценария развития в зависимости от успеха мероприятий для его реализации.

Список литературы

1. Выступление Президента РФ В.В.Путина на заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»: Официальный сайт Президента РФ [электронный ресурс]. URL: http://http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml (дата обращения 9.03.2016 г.).

2. Закон Ивановской области от 11.12.2013 №104-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

3. Постановление Правительства Ивановской области от 4 июня 2015 года N 240-п «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года».

Просмотров работы: 804