СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И ШВЕЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И ШВЕЦИИ

Куликова Л.А. 1
1Ростовский государственный экономический университет "РИНХ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Уровень жизни людей напрямую зависит от проводимой налоговой политики государства, гражданами которого они являются. У каждой страны существуют свои особенности налогообложения, которые, в свою очередь, зависят от демографических, экономических, социальных и политических факторов. Изучение и сравнение стран с разным уровнем жизни на примере Швеции и Российской Федерации позволит выявить обоснованность применения той или иной системы налогообложения.

В настоящее время существуют следующие типы налоговой политики государства:

1) Высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налоговой нагрузки.

2) Низкая налоговая нагрузка, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика.

3) Налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц. Компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

В государстве с развитой экономикой, любой из выше представленных типов налоговой политики, может быть удачно применен на практике. В России используется второй тип налоговой политики, а в Швеции – третий.

Сравнивая системы налогообложения рассматриваемых государств, стоит отметить тот факт, что львиная доля поступлений в государственный бюджет Швеции происходит за счёт налога на доходы и прибыль физических лиц (59%), в то время как в России большая часть поступлений в федеральный бюджет идёт от уплаты таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых (19%) [2]. Данная ситуация обусловлена отсутствием у Швеции изобилия полезных ископаемых и высокими доходами у населения. В России же экономика страны функционирует большей частью за счёт добычи и экспорта полезных ископаемых, в том числе нефтепродуктов.

Если рассматривать различия налоговых ставок в системах налогообложения данных стран, то различия видны сразу. На основе данных налоговых органов стран, был проанализирован налог на доходы физических лиц. В Швеции используется прогрессивная шкала налогообложения без дифференциации по типу доходов, т.е. по мере роста доходов физических лиц, они облагаются большей налоговой ставкой, а именно:

- 0% - от 0 до 18 800 крон;

- 31% (7% государству и 24% муниципалитету) – от 18 800 до 420 800 крон;

- 31% + 20% - от 420 800 до 602 600 крон;

- 31% + 25% - более 602 800 крон.

В тоже время, в России размер ставки составляет в большинстве случаев 13%.

Кроме того, для некоторых видов доходов применяются следующие ставки:

  • 9 % в отношении доходов в виде процентов по облигациям и доходу по иным ценным бумагам с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также и по доверительному управлению с ними;

  • 30% применяется в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением некоторых видов доходов, предусмотренных ст. 224 НК РФ (15% и 13%);

  • 35% применяется в отношении,например, стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в целях рекламы, а также других доходов, предусмотренных п. 2 ст. 224 НК РФ.

За последние 10 лет в Швеции наблюдается тенденция к понижению налоговой ставки. За этот период она была снижена на 3%. Причины такой высокой налоговой ставки в Швеции обуславливается многими факторами, в том числе:

- высокий уровень жизни и затраты на поддержание комфортной социальной среды в стране;

- высокий уровень оплаты труда у большей части населения страны.

В таблице 1 представлены абсолютные и относительные показатели НДФЛ по состоянию на 2014 г.[1,3]

Таблица 1. Показатели НДФЛ в России и Швеции в 2012 г.

Показатель

Россия

Швеция

ВВП, млрд долл. США

1860,60

571,09

Сумма НДФЛ, млрд долл. США

48,04

56,43

Доля НДФЛ в ВВП, %

2,58

9,88

Население, млн чел.

143,7

9,75

НДФЛ на душу населения, долл. США

334,3

5793,6

На основе данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что, несмотря на значительную разницу в объемах ВВП (1860,60 млрд долл. США в России и 571,09 млрд долл. США в Швеции) и численности населения (143,7 млн человек и 9,75 млн человек соответственно), показатель собранной суммы НДФЛ в Швеции в абсолютном значении больше, чем в России (56,43 млрд долл. США против 48,04 млрд долл. США), что отражает как высокий уровень доходов шведов, так и высокую налоговую нагрузку, приходящуюся на их доходы. Налогоемкость НДФЛ в Швеции составляет 9,88%, что превышает налогоемкость НДФЛ в России практически в 4 раз - это свидетельствует о высокой значимости данного налога в Швеции. НДФЛ на душу населения в Швеции также превышает данный показатель в России (5793,6 и 334,3 долл. США, т.е. в 17 раз), что опять же свидетельствует о высоком уровне доходов населения Швеции. Тем не менее, шведы готовы исправно платить высокие налоги, обеспечивая себе достаточно высокий уровень жизни и социального обеспечения.

Таким образом, можно говорить о том, что типы применяемой налоговой политики в области обложения доходов физических лиц в сравниваемых странах оправданы, исходя из значительной разницы доходов и уровня жизни населения в данных странах.

Список литературы:

  1. Taxes in Sweden.An English Summary of Tax Statistical Yearbook of Sweden. 2013.

  2. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php.

  3. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://www.gks.ru

Просмотров работы: 1610