Приемная комиссия университета сегодня – это сложный учебно-хозяйственный комплекс с многочисленными внешними и внутренними связями. Большие возможности для совершенствования управления приемной комиссией предоставляет использование вычислительной техники и средств связи. Наиболее трудоемкими являются процессы, связанные с обработкой информации – сбор, накопление, преобразование, отображение, хранение, передача и вывод. Ускорить эти процессы и облегчить труд персонала приемной комиссии позволяет информационная подсистема учета абитуриентов.
Для организации эффективного ведения документации приемной комиссии требуется наличие централизованного хранения информации, а также свободного доступа к ней. Существенной проблемой является быстрый и результативный поиск необходимой информации среди огромного объема данных. Применение электронного решения проблем позволяет уменьшить время поиска информации и способствует оптимальному взаимодействию в области создания и контроля документов.
В момент прохождения производственной практики в университете проходил один из этапов внедрения 1С-Университет.
Возможностями системы, позволяющими автоматизировать процессы, проходящие в приемной комиссии, являются
Планирование проведения приемной кампании:
Настройка балльных систем оценивания;
Формирование плана набора абитуриентов по специальностям и формам обучения;
Формирование перечня вступительных испытаний;
Формирование порядка зачисления с учетом:
Льгот, установленных законодательством;
Оснований поступления (бюджет, на платной основе, по направлению от предприятия и т.д.);
Побед и призовых мест в олимпиадах, медалей.
Формирование личного дела абитуриента (с отметкой о наличии оригиналов или копий документов).
Формирование необходимого перечня документов абитуриента:
Заявление;
Расписка;
Экзаменационный лист;
Экзаменационная ведомость;
Документ о допуске к вступительным испытаниям;
Пропуск на пункт проведения экзамена;
Договор с абитуриентом, при поступлении на платной основе.
Обработка информации о вступительных испытаниях и ЕГЭ.
Проверка результатов ГИА-интеграция с Федеральной базой свидетельств о результатах Единого государственного экзамена (ФБС ЕГЭ) http://www.fbsege.ru/.
Обмен данными с ФИС ГИАи Приема http://priem.edu.ru
Ведение информации о результатах олимпиад, в которых принимал участие абитуриент.
Возможность перезачета результатов олимпиад в качестве результатов вступительных испытаний.
Проведение вступительных испытаний и зачисление:
Распределение абитуриентов по группам;
Формирование рейтингов и списков абитуриентов, рекомендованных к зачислению;
Формирование приказов о зачислении.
Формирование и вывод на печать статистических, аналитических и списочных отчетных форм:
Сведения о дублированных предметах в свидетельствах ЕГЭ;
Статистические табличные данные абитуриентов;
Результаты вступительных испытаний;
Протокол допуска к вступительным испытаниям;
Экзаменационная ведомость абитуриентов;
Данные для проверки свидетельств ЕГЭ;
Сведения о зачислении в вуз по результатам ЕГЭ;
Информация о результатах вступительных испытаний;
Информация о ходе приема документов.
Рассмотрим процесс обработки документов, предоставленных абитуриентом в приемную комиссию вуза.
Рисунок 1 Контекстная диаграмма функциональной модели обработки документов абитуриентов
На рисунке 1 видно, что входной информацией являются: анкетные, паспортные, справочные данные абитуриента, свидетельство ЕГЭ, а также аттестат об окончании учебного заведения. Выходная информация – личное дело абитуриента, статистические данные и договор об оказании услуг.
Рисунок 2 Диаграмма декомпозиции функциональной модели
На 2 рисунке представлена декомпозиция функциональной модели, то есть более подробное описание обработки данных. В первую очередь обрабатываются документы абитуриента, далее следует «Создание физического лица». После первых двух этапов все полученные данные заносятся в базу данных в виде электронного личного дела.
В результате обследования и работы в приемной комиссии университета, с информационной системой поддержки работы был выявлен ряд проблем:
Локальная сеть не выдерживает большого потока поступающей информации, часто происходят задержки при передаче данных. Так как ИС 1С-Университет построена по клиент-серверной модели, и в один момент времени к БД могут обращаться множество операторов, которые обращаются с ценными сведениями – это может быть критично.
Недостаточность персонала приемной комиссии.
Рабочие места имеют низкую пропускную способность, и, следовательно, большие очереди и растущее недовольство абитуриентов.
Предлагаемые пути решения:
Подключение высокоскоростной сети;
Оптимизация числа сотрудников: в дни прогнозируемого наплыва посетителей увеличить количество работников.
Библиографический список
[Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/
Положение о приемной комиссии БашГАУ http://www.bsau.ru/doc/pol-pk.pdf (дата обращения 19.10.2015)
[Электронный ресурс] Устав БашГАУ http://old.bsau.ru/netcat_files/Flash/bsau/prepod/docs/Ustav_2011.swf (дата обращения 19.10.2015)
Черемных С.В. и др. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум / С.В. Черемных, И.О. Семенов, В.С. Ручкин. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 192 с.
[Электронный ресурс] Статистика приема http://www.bsau.ru/enrollee/inspection_board/045.pdf (дата обращения 19.10.2015)