ВОЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В качестве одного из приоритетных направлений развития в соответствии с концепцией реформирования системы Вооружённых Сил, военного образования выделяют совершенствование системы военного управления, которое является компонентом военно-профессиональной деятельности, военно-профессионального становления офицера. С этой целью происходит обеспечение условий для подготовки в военных вузах высококвалифицированных офицеров-специалистов, способных выполнять поставленные перед ними задачи с требуемым качеством и в поставленные сроки.

В научной литературе проблемы профессионального становления военных специалистов осмысливают военные педагоги и психологи, такие как: П.А. Корчемной, Л.Г. Лаптев, Г.В. Ложкин и другие.

К слушателям и курсантам авиационных военных вузов стали предъявляться новые, более высокие требования. Для успешного выполнения служебных обязанностей в мирное и военное время каждый из них должен обладать качеством командира, технического специалиста и педагога-воспитателя [2, 3].

В связи со сказанным большое значение имеет формирование умений управления в военно-профессиональной деятельности.

Военное управление – это направленное воздействие командира на личность военнослужащего, воинский коллектив или отдельные социально-психологические процессы, происходящие в нём, с целью изменения его состояния или придания ему новых качеств, способствующих реализации решений и достижению намеченных целей. На практике способность офицера управлять воинским коллективом проявляется в умении решать задачи, стоящие перед подразделением или частью. Как известно, победа в современном бою может быть достигнута лишь усилиями всего коллектива. Способность мобилизовать личный состав подразделения, нацелить военнослужащих на достижение намеченной цели, своевременно принять верное решение, обеспечивающее достижение успеха в бою, - именно в этом проявляется мастерство управления воинским коллективом [5, С.159-161].

Огромную роль, как отмечено выше, играют управленческие умения в бою. «Известно, – пишет трижды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации И.Н. Кожедуб, – что каждый воздушный бой – это величайшее испытание воли, политической и морально-психологической закалки, мужества, воинского и лётного мастерства авиаторов… Побеждал тот, кто отлично владел самолётом и оружием, первым нападал на противника, применял нужный манёвр, владел инициативой [1, С.14]».

Современный бой ведётся с использованием ракет различного назначения и дальности, что вынуждает экипажи находиться в постоянном напряжении, ибо пуски возможны вне пределов визуальной видимости противника.

В современном воздушном бою резко возросла роль информации, наведения и боевого управления. Сейчас экипажи получают информацию при помощи специальной индикации от системы радиолокационного наблюдения и управления, а это в сочетании с бортовым электронным оборудованием позволяет им «видеть» дальше и больше. А чем раньше лётчик узнает о противнике, тем больше времени будет в его распоряжении для оценки воздушной обстановки и непосредственной подготовки к атаке, которая в современном бою из-за больших скоростей и стремительности схватки может оказаться единственной произвести же повторную атаку удастся не всегда.

Если раньше задача наведения состояла в том, чтобы подвести истребитель на удаление визуального контакта с противником, то в современном воздушном бою главное – вывести ракетоносец, «летающую батарею» на дальность обнаружения цели бортовой радиолокационной станцией перехватчика. При этом зачастую отпадает необходимость резкого маневрирования истребителя для выбора направления атаки – ракетой с головками самонаведения дополняют манёвр самолёта [3,С.14].

Степень подготовленности выпускников военных вузов к профессиональной деятельности в войсках можно определить по их поведению и учёбе, отношению к различным видам образовательного процесса. Сегодня существуют определённые приёмы решения сложных интеллектуальных задач связанных с управлением. К числу таких приёмов относятся следующие:

- не пытаясь вспомнить готовое решение, нужно углубиться в анализ проблемной ситуации;

- стремясь найти решение проблемной ситуации, нельзя забывать, что одни исходные данные приближают человека к решению, а другие могут удалять, поэтому следует правильно дифференцировать имеющуюся информацию;

- необходимо отвлечься, от конкретных условий и рассмотреть проблему в целом, что позволит сформулировать промежуточную гипотезу. Затем следует вернуться к заданным условиям, соотнести их с гипотезой и найти решение проблемы;

- при наличии ограничений, навязываемых формулировкой задачи, желательно обдумать вариант решения без ограничений, а затем внести коррективы с учётом факторов, налагающих данные ограничения;

- размышляя над проблемой, следует спрогнозировать трудности, которые обязательно встретятся при решении данной задачи, и быть готовым к их устранению [5, С.159-161].

В рамках изучаемой дисциплины «Психология и педагогика» с учётом теоретических данных, в ходе решения управленческих ситуаций на основе тестовых методик [4, С.609-617] было установлено следующее.

Ориентации руководителя на выражение своей личной позиции во взаимоотношениях с людьми курсанты расположили по степени значимости таким образом. На первом месте оказалась ориентация на официальную субординацию, соблюдение инструкций – 29,5 %, ориентация на психологический климат и взаимоотношения в коллективе – 28, 4 % – также значима, далее следуют ориентации на интересы дела – 22,0 %, ориентации на самого себя – 20,1 %.

Анализируя полученные результаты, можно констатировать, что на выбор курсантов 4 курса повлиял в целом уклад жизнедеятельности в военном вузе, соблюдение уставных взаимоотношений, совместное заступление в наряды, проведение парко-хозяйственных дней, определённый распорядок дня и другое.

На занятиях в ходе самореализации, выступая с докладами, курсанты каждый раз подтверждают, что современная военно-профессиональная деятельность требует от офицера систематического совершенствования управленческих навыков, повышая в целом воинское мастерство.

Таким образом, военное управление (при его эффективности) как одно из направлений военно-профессиональной деятельности офицера, является значимым при решении актуальных задач в мирное и военное время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авиация и космонавтика, 1971, №2. С. 14.

2. Зибров Г.В. Научные и прикладные основы военно-профессиональной подготовки офицерских кадров. Воронеж: ВГУ, 2004. 128 с.

3. Лётчик и современная война. О морально-политической и психологической подготовке лётного состава. М.: Воениздат., 1976. 224 с.

4. Основы психологии: Практикум / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д, 2006. 703 с.

5. Психология и педагогика. Военная психология. Под ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2005. 463 с.

Просмотров работы: 734