ЭТАПЫ ВОЕННО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭТАПЫ ВОЕННО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начальным этапом военно-профессиональной ориентации является военно-профессиональное просвещение, активное осуществление которого начинается за 2-3 года до поступления в вуз. На этом этапе:

- организуются встречи молодежи с представителями воинских частей и военно-учебных заведений, ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил, представителями военно-учебных заведений;

- на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах и учебных заведениях, воинских частях и подразделениях оформляются специальные стенды с информационными материалами о военно-учебных заведениях и условиях приема в них;

- проводятся индивидуальные беседы о профессии офицера, порядке подготовки и поступления в военно-учебные заведения.

Основой военно-профессионального воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи, в ходе которого проводятся информации, лекции, беседы, доклады на военно-патриотические темы и другие мероприятия.

В период военно-профессиональной диагностики, дается первичная оценка личностных качеств юноши, его способностей и уровня морально-психологической готовности к обучению в военно-учебном заведении.

Следующим этапом военно-профессиональной ориентации молодежи является военно-профессиональная консультация, в ходе которой юношам оказывается непосредственная помощь в выборе дальнейшего пути с учетом призвания, интересов и способностей. В процессе военно-профессиональной консультации проводится работа по повышению уровня военно-профессиональной ориентации юношей, глубокому изучению их склонностей, способностей, определению степени их соответствия требованиям, предъявляемым к поступающим в тот или иной вуз, формированию профессионально важных качеств, укреплению здоровья с учетом психологических показателей, повышению физической подготовленности и общеобразовательной подготовки.

Вся работа по военно-профессиональной ориентации должна носить плановый и целеустремленный характер и быть под постоянным контролем со стороны командующих (командиров), органов воспитательной работы и кадровых органов.

Профессиональная ориентация в воинских частях становится неотъемлемой частью службы в армии.

При планировании и практическом осуществлении мероприятий военно-профессиональной ориентации большое значение имеет правильное выделение основных этапов, из которых складывается целостный процесс подготовки подрастающего человека к обоснованному выбору военной профессии. Анализ опыта практической работы, а также данных, имеющихся в литературе, показывает, что с учетом возрастных особенностей и содержания решаемых задач в общей динамике военно-профессиональной ориентации целесообразно учитывать наличие четырех относительно самостоятельных этапов.

Первый (подготовительный) этап военно-профессиональной ориентации начинается в дошкольные годы и продолжается в 1-4 классах. 1) это время на основе целенаправленного изучения ребенка организуется работа по развитию у него потребности в учебе и общественно-полезном труде, формированию таких общепрофессиональных качеств как дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, а также укреплению здоровья и коррекции процесса становления отдельных психических функций. Учитывая возрастные особенности дошкольников и младших школьников, именно на этом этапе целесообразно доводить до них в наиболее доступной форме первые обобщенные сведения о мире труда, о роли и значимости отдельных его видов в жизни каждого человека и общества в целом.

Второй (формирующий) этап военно-профессиональной ориентации включает 5-9 классы обучения в школе. На этом этапе продолжается изучение индивидуально-психологических качеств учащегося, формирование у него основных общепрофессиональных качеств личности: нравственных, интеллектуальных, волевых и др. Одновременно активизируется процесс профессионального просвещения, школьники более подробно знакомятся с типологией профессиональной деятельности, в том числе, с классификацией офицерских профессий и специальностей, усваивают специфику требований, которые предъявляются к личности человека профессиями и специальностями разных групп.

Важным принципом в работе по ознакомлению с миром труда является активизация деятельности самих учеников, привлечение их к самостоятельному получению знаний о профессиях, а также опробованию своих сил при практическом выполнении элементов различных видов деятельности на учебных занятиях, в кружках и секциях, в ходе реализации внешкольных увлечений и т.д.

Третий (основной) этап военно-профессиональной ориентации приходится на 10-11 классы средней школы. Он, прежде всего, связан с завершением среднего образования и необходимостью окончательного принятия решения о выборе профессии, а также с непосредственной подготовкой к военной службе. На этом этапе завершается изучение личности юноши в условиях школы и военкомата, окончательно уточняется выбор учащимися профессии офицера, намечаются конкретные пути приобщения к ней, даются советы, что предпринять, как готовиться к будущей учебе и службе. На данном отрезке военно-профессиональной ориентации больше всего следует практиковать различные формы профконсультационной и воспитательной работы, проводимые индивидуально.

Главная задача данного этапа состоит в том, чтобы расширить круг знаний старшеклассников о военных профессиях, конкретизировать представление об их требованиях к личности человека, сформировать у учащегося интерес и готовность к обоснованному выбору военной профессии, о учетом глубокого знания его индивидуальных особенностей организовать процесс самовоспитания и заблаговременной подготовки к будущей учебе в военном училище или военной службе.

Четвертый (закрепляющий) этап военно-профессиональной ориентации связанный с уточнением намерений молодого человека, проводится в стенах военно-учебного заведения в ходе сдачи вступительных экзаменов и на стадии первоначальной адаптации к обучению в условиях вуза. Профориентационная работа на данном этапе должна быть направлена на уточнение имеющихся у каждого кандидата представлений о вузе и избранной профессии, формирование правильных знаний об особенностях учебы и службы. Мероприятия профориентации в данном случае начинаются с момента прибытия кандидата в училище и активно продолжаются в течение первых месяцев учебы. Они проводятся руководством вуза, специалистами профотбора, командирами подразделений, преподавателями, представителями воинских частей и кораблей.

В заключение необходимо подчеркнуть, что на каждом из перечисленных этапов в соответствии с решаемыми задачами будут преобладать те или иные методы работы с молодежью, преимущественно станут использоваться либо профессиональное просвещение, либо индивидуальная профконсультация, поочередно доминирующие позиции будут занимать различные категории воспитателей – родители, учителя, сотрудники военкоматов, офицеры и преподаватели военно-учебных заведений. Однако во всех случаях эта работа должна быть комплексной и последовательной. Причем она должна проводиться не только с учащимися, проявляющими интерес к офицерским профессиям, но и со всеми юношами как будущими воинами, вооруженными защитниками Отечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зибров Г.В. Основы профориентологии / Г.В. Зибров, Л.А. Колосова, Т.В. Кисилева. – Воронеж: ВВВАИУ, 2007. – 152 с.

2. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов / Под ред. В.А. Пухова. – М.: МО, 1981. – 784 с.

3. Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. – СПб.: Речь, 2004. – 210 с.

Просмотров работы: 784