Модерация понимается как направляемый структурированный процесс интеракции в группах, сориентированный на результат (принятие группового решения). Модератор при этом является организатором групповой коммуникации, обладающим знаниями техник, методов и приёмов модерации. Он должен уметь легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать, ориентироваться и управлять процессом межличностного взаимодействия [1].
В качестве модератора могут поочерёдно выступать курсанты группы в ходе проведения занятий по психологии и педагогике. Модератор должен обладать умениями, по Шперлингу и Вассервельду: внимательно слушать; проявлять творческую инициативу; подхватывать и развивать идеи; мотивировать, побуждать и убеждать себя и партнёров; проявлять надёжность и способность к интеграции; сочетать чувство реальности и полёта фантазии; конструировать ясные, понятные и однозначные планы; видеть и устанавливать связи; обосновывать собственное видение цели; определять критерии качества результата; решительно продвигать идею; адекватно оценивать ситуацию; учитывать фактор времени; проявлять деликатность и внимание к другим [1].
В случае, если обсуждение проблемы зашло в тупик, модератор осуществляет направляющее взаимодействие. Он заботится о методическом, инструментальном сопровождении, импровизирует, мобилизует творческий потенциал группы, побуждает членов группы к рефлексии, избегает конфликтных ситуаций, побуждает участников к обратной связи, способствует саморазвитию группы.
Ситуации для обсуждения должны быть взяты из военно-профессиональной деятельности. Материал могут отбирать сами курсанты из военно-профессиональных журналов, сборников научно-практических конференций, монографий и других источников.
Например, использовался следующий материал на занятиях по психологии и педагогике [2]:
Ситуация 1.
4 солдата – все дисциплинированные воины – проявляют высокую ответственность при выполнении служебных обязанностей, но отличаются друг от друга особенностями темперамента. Солдат С. – сангвиник; Ф – флегматик; Х – холерик; М – меланхолик.
1) Кого из них назначите старшим по тушению пожара?
2) Все 4 солдата изъявили желание поступить на учёбу в военные учебные заведения. В части имеется разнарядка в вузы: командный, военно-педагогический, военно-топографический, военно-медицинский. Кому из них в какой вуз посоветуете поступать? По всем позициям дайте обоснованное решение, исходя из особенностей темперамента воинов.
Ситуация 2.
При проверке знания личным составом выяснилось, что радиомеханик не усвоил принцип работы станции. Каким образом в процессе занятия командир подразделения может изучить особенности познавательной сферы (внимания, памяти, мышления) подчинённого?
Ситуация 3.
В подразделение прибыли молодые воины, призванные на военную службу по призыву. Для обеспечения их адаптации составьте план изучения индивидуально-психологических качеств подчинённых (направленности, характера, темперамента, способностей).
Ситуация 4.
В подразделении, куда вы прибыли руководителем, имеют место неуставные взаимоотношения и негативные традиции.
1) По каким признакам их можно выявить?
2) Определите основные мероприятия по искоренению этих негативных явлений из жизни коллектива.
Ситуация 5.
После разбора причин предпосылки к лётному происшествию, в подразделении было отмечено общее снижение морально-психологического состояния подчинённых. Составьте план мероприятий по восстановлению нормального морально-психологического состояния личного состава.
Таким образом, было установлено, что эффективность использования модерации как вида педагогического консультирования, в ходе занятий по дисциплине «Психология и Педагогика» проявляется в повышении у курсантов мотивации к военно-профессиональной деятельности, учебно-познавательной активности, развитии творческого потенциала курсантов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Педагогическое консультирование / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 320 с.
2. Учебная программа, планы семинарских и практических занятий по психологии и педагогике и методические указания к ним / Сост. И.Н. Караваев, С.Ю. Григоров. Тамбов: ТВВАИУРЭ(ВИ), 2007. 39 с.