В чем же заключается отличие межличностных отношений от других видов общественных отношений? Главное отличие состоит в том, что межличностные отношения — это конкретные отношения, в которые вступают конкретные личности.Если говорить о производственных, политических и других видах общественных отношений, то они возникают не между конкретными людьми и не между людьми как личностями, а между людьми как представителями определенного класса, партии, профессии и т.п. Эти отношения носят гораздо более выраженный объективный характер по сравнению с межличностными отношениями. Г.М.Андреева отмечает: «Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер» [1].
Производственные, политические и другие виды отношений существуют независимо от межличностных отношений. Однако реализоваться в жизни и деятельности конкретного человека они могут лишь посредством тех отношений, в которые он вступает с другими людьми, то есть через межличностные отношения. Это важный момент, на который офицеру-руководителю следует обратить внимание.
Взаимоотношения, в которые он вступает со своими начальниками, подчиненными и сослуживцами, трудно понять и регулировать, не осознавая того, что в них, как в фокусе, сконцентрированы все другие виды отношений. Поэтому межличностные отношения можно определить как различные формы и виды взаимосвязи и общения личностей в коллективе в процессе их совместной жизни и деятельности.
Исследователи указывают, что взаимоотношения в воинском коллективе существуют в двух основных формах. Во-первых, – это официальные, формальные отношения. Они определяются организационной структурой подразделения, которая определяет в нем функции каждого воина, объем его обязанностей, прав и ответственности. Официальные отношения являются как бы внешними по отношению к военнослужащим, поскольку они заданы извне посредством законов, уставов, инструкций и распоряжений[2, 3].
Во-вторых, в воинском коллективе существуют неофициальные, неформальные отношения. Они формируются как система межличностных предпочтений, симпатий и антипатий, уважения и неприязни. Другими словами, неформальные взаимоотношения никакими документами не регламентированы, они основаны на личных особенностях восприятия воинами друг друга.
Эти взаимоотношения определяющим образом зависят от индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и поэтому иногда называются внутренними. Важно подчеркнуть, что особенности неофициальных отношений во многом зависят от ценностных ориентаций военнослужащих, особенностей их взаимопонимания и взаимовосприятия.
Как считает А.Г. Маклаков, официальные взаимоотношения играют в коллективе определяющую роль в формировании всей системы межличностных отношений. Их структура в подразделении довольно стабильна. Неофициальные отношения весьма динамичны. Они изменяются в связи с постоянным прибытием в коллектив новых военнослужащих. Неформальные отношения между одними и теми же воинами также подвержены быстрым изменениям [4].
Учет социально-психологических особенностей различных категорий военнослужащих позволяет более осмысленно, с учетом практической целесообразности проанализировать взаимосвязь тех явлений, которые характеризуют психологическую структуру военного коллектива.
Особенности взаимоотношений в воинском коллективе определяются спецификой воинской деятельности коллектива и индивидуально-психологическими характеристиками военнослужащих, его составляющих.
По мнению П.А. Корчемного, к особенностям взаимоотношений, прежде всего, относится ведущая роль официальных служебных отношений по сравнению с неофициальными [3]. В трудовом коллективе подчиненный в случае существенного несовпадения его официальных и неофициальных отношений с начальником имеет больше возможностей для коррекции своего поведения и деятельности по сравнению с военнослужащим, оказавшимся в такой ситуации.
В воинском коллективе заметно более глубокая, детальная и однозначная регламентация официальных отношений между военнослужащими по сравнению с трудовым коллективом.
Строгая регламентация жизни и деятельности военнослужащих, наличие в большинстве коллективов одних только мужчин накладывают свой отпечаток на содержание и формы взаимоотношений между ними, делают их более жесткими.Наконец, многонациональность воинского коллектива делает очень важными здоровые межнациональные отношения в формировании хорошего социально-психологического климата.
Весьма существенной особенностью межличностных взаимоотношений, с точки зрения целого ряда авторов, является то, что эмоциональный компонент играет в их формировании весьма заметную роль [2, 5]. Этого нет в других видах отношений, таких, как производственные, политические и т.д. Содержание, степень выраженности эмоций и чувств, которые военнослужащие могут переживать по отношению друг к другу, чрезвычайно разнообразны. В первую очередь в них входят эмоции и чувства, способствующие взаимодействию военнослужащих. Это, прежде всего, чувство симпатии к другому, чувство уважения, положительные эмоции, возникающие как следствие высокой оценки его нравственных, деловых и других качеств.
Вторую группу составляют эмоции и чувства, препятствующие сотрудничеству военнослужащих. К ним относятся чувство антипатии, чувство презрения, другие негативные эмоции, возникающие как следствие низкой оценки нравственных, деловых и других качеств сослуживца.
В процессе совместной жизни и деятельности для военнослужащих важен прогноз качества деятельности и поступков сослуживцев. Поскольку в воинском коллективе все его члены в той или иной степени зависимы друг от друга, такой прогноз является одним из важных факторов достижения личного успеха отдельным военнослужащим, позволяет ему чувствовать себя в коллективе уверенно, способствует решению задач, стоящих перед коллективом в целом. Поэтому важной функцией межличностных отношений является прогноз на их основе деятельности и поведения сослуживцев [4].
Характер взаимоотношений в воинском коллективе влияет на эффективность индивидуальной деятельности военнослужащих, качество совместной деятельности членов воинского коллектива, психическое состояние военнослужащих, их самочувствие, социально-психологический климат в воинском коллективе. На первый взгляд кажется, что чем лучше взаимоотношения в коллективе, тем выше должна быть эффективность индивидуальной и совместной деятельности. Однако, как показывают исследования, это не всегда справедливо. Улучшение взаимоотношений в коллективе до определенного уровня способствует повышению эффективности коллективной деятельности. Если же степень взаимных симпатий превышает этот уровень, то может наблюдаться обратный процесс: эффективность совместной деятельности начнет падать. Это можно объяснить следующим.
Прежде всего, наличие в коллективе комфортных (в психологическом смысле) отношений, скорее всего, возможно тогда, когда у многих военнослужащих этого коллектива преобладающей мотивацией является мотивация «на взаимоотношения». Этот тип мотивации сам по себе способствует достижению высокого качества деятельности. Кроме того, если в коллективе достигнуты очень хорошие взаимоотношения, то их сохранение может приобрести для военнослужащего самостоятельную ценность.
Прекрасные взаимоотношения формируются с большим трудом. Также трудно ими и пожертвовать, даже там, где этого требуют интересы дела.Поэтому совершенствование взаимоотношений в воинском коллективе не является самоцелью. Это лишь средство повышения качества деятельности коллектива, улучшения условий службы военнослужащих.
Таким образом, взаимоотношения в воинском коллективе представляют собой сложное социально-психологическое явление, оказывающее существенное влияние на качество боевой подготовки, уровень боевой готовности подразделения. Для того чтобы сформировать в коллективе хороший социально-психологический климат, офицеру необходимо знать не только особенности психики военнослужащих, но и природу, механизмы формирования и сферы проявления характера и направленности взаимоотношений.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Г.М. Социальная психология. – М. – 1989 – С. 116-117.
Военная педагогика и психология / Под ред. А.В. Барабанщикова. – М.: Военный университет, 1986. – 328 с.
Военная психология и педагогика: учебное пособие / Под ред. П.А. Корчемного. – М.: Совершенство, 1998. 376 с.
Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004. – С.245-281.
Военная психология: учебное пособие. – Сост. Е.К. Костров, Ю.А. Гурьев, А.И. Сычев. – Воронеж, 2002. – С.223-241.