ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Долгополова И.В. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства.

Кроме того, налог на доходы физических лиц оказывает сильное влияние на уровень жизни населения, в том числе располагаемый доход граждан, дифференциацию и другие показатели. Поэтому нельзя не отметить его социальную значимость.

Несмотря на постоянное совершенствование налоговой системы Российской Федерации, в области НДФЛ все еще существует ряд проблем и дискуссионных вопросов. К наиболее обсуждаемым вопросам относятся введение в стране прогрессивного налогообложения, необлагаемого минимума и совершенствование сложившейся системы налоговых льгот и вычетов.

В данной ситуации целесообразно обратиться к опыту зарубежных государств.

Одна из самых развитых экономик Европы в Швеции. При этом специалисты отмечают, что это и страна с одними из самых высоких налоговых ставок. Интересующий нас подоходный налог взимается по прогрессивной ставке:

  • доход до 18 800 крон – облагается по ставке 0%;

  • доход от 18 800 до 443 300 крон – облагается муниципальным налогом в размере 29-31 % в различных муниципалитетах;

  • доход от 443 300 до 629 200 крон – помимо муниципального, выплачивается и государственный налог в размере 20 %;

  • доход свыше 629 200 крон – государственный налог увеличивается до 25% [2].

Отсюда мы видим, во-первых, высокий уровень налоговой нагрузки – максимальная ставка налоговая ставка достигает 56 %, что является значительным недостатком налоговой системы страны, но при этом вполне оправдано. Во-вторых, наличие необлагаемого минимума в размере 18 800 крон. При этом минимальный размер оплаты труда в Швеции составляет около 15 000 крон [2]. В-третьих, процентная ставка налога на доходы физических лиц является прогрессивной, что не только способствует исполнению принципа справедливости налогообложения, но и компенсирует отсутствие поступления в бюджет налогов от граждан с невысокими доходами.

Налоговая система Швеции предусматривает вычеты из налогооблагаемой базы, которые представляют собой затраты на получение дохода, подлежащего налогообложению. Кроме того, взносы граждан на обязательное медицинское страхование и пенсионное обеспечение также могут служить предметом уменьшения налогооблагаемой базы. Персональные вычеты предоставляются только при уплате муниципального налога и зависят от уровня дохода [1, c. 56].

Таким образом, в Швеции не столь широкая система налоговых льгот, но это вполне компенсируется значительными государственными расходами на социальную политику, что обеспечивает поддержку малообеспеченных граждан.

Подоходный налог занимает наибольший удельный вес в структуре доходов США (около 40 %) [3, c. 55]. Как и в большинстве зарубежных стран подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, предусмотрен необлагаемый минимум (по федеральному налогу и в некоторых штатах). Налог исчисляется как с совокупного дохода гражданина, так и с совокупного дохода семьи. Из исчисленного совокупного дохода вычитаются все расходы налогоплательщика, направленные на получение дохода, необлагаемый минимум, уплаченные властям штата налоги, местные налоги, взносы в благотворительные фонды, расходы на медицинское обслуживание и др. В результате получается налогооблагаемый доход, к которому применяется соответствующая налоговая ставка. В зависимости от величины дохода установлено шесть налоговых ставок, величина которых колеблется от 10 до 35 %. Особенность исчисления подлежащей уплате суммы налога состоит в следующем: расчет осуществляется исходя из соответствующей размеру дохода налоговой ставки, при этом налог исчисляется с каждого доллара дохода в пределах суммы, соответствующей определенной налоговой ставке. Например, доход одинокого лица, составляющий до 8350 долл., облагается налогом по ставке 10 %, а доход свыше 8350 долл. и до 33 950 долл. - по ставке 15 %. При этом в случае, если доход одинокого лица составляет 10 000 долл., каждый доллар из суммы дохода до 8350 долл. облагается налогом по ставке 10 %, а каждый доллар из суммы, превышающей 8350 долл., облагается налогом по ставке 15 % [2].

Можно сделать вывод, что система расчета налога в США является достаточно сложной. Однако это обеспечивает необходимый баланс между двумя главными целями: обеспечение стабильного поступления в бюджет значительных средств, с одной стороны, и справедливое налогообложение и перераспределение доходов, с другой.

Так же, на наш взгляд интерес представляет налоговая система Японии. Здесь так же имеет место налогообложение доходов по прогрессивной ставке (ставки от 10% до 50%), определен необлагаемый минимум (только по государственному налогу) [1, c. 57]. Однако в стране существует широкая программа налоговых льгот и вычетов.

Налогооблагаемый доход по каждой категории дохода рассчитывается с учетом разрешенных вычетов, к числу которых (в зависимости от категории дохода) относятся расходы, необходимые для получения дохода (деловые и профессиональные издержки, расходы на получение дополнительного образования, на проезд до места работы и т.п.); расходы на оплату медицинских услуг, страховые взносы и т.п.; фиксированные вычеты (на ребенка, в связи со смертью супруга, стандартный личный вычет в размере 380 000 йен, вычет определенных доходов в виде процентов, дивидендов, пенсионного дохода и т.п.) и другие [2]. Целесообразно сравнить стандартный налоговый вычет с прожиточным минимумом в Японии, который в 2014 г. для мужчины составлял около 200 000 йен, что говорит о социальной значимости вычета.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в развитых странах достаточно развито подоходное налогообложение, и наша страна может использовать этот опыт при совершенствовании собственной налоговой системы, стремясь достичь такого же уровня ее эффективности. Однако в России существует ряд особенностей, не позволяющих слепо копировать зарубежные «клише». Так, введение столь высоких процентных ставок, как в Швеции, скорее приведет не к увеличению поступлений в бюджет и сглаживанию расслоения среди доходов населения, а к сокрытию доходов. Усложнение системы сбора НДФЛ по типу США может привести к столь значительным расходам на налоговое администрирование, что они перекроют дополнительные поступления от налогоплательщиков. А увеличение налоговых вычетов до размеров, схожих с японскими, чревато постоянным дефицитом бюджета.

В связи с этим, целесообразно, на наш взгляд, разработать собственную систему взимания НДФЛ, адаптированную российским условиям. Так, ставка налога должна быть прогрессивной, но разрыв в них должен быть минимальный (от 10% до 20%). При этом максимальной ставкой должны облагаться сверхдоходы. Что касается необлагаемого минимума, его следует установить на уровне близком к размеру 1 МРОТ, но учитывать лишь для доходов в виде заработной платы. Данную систему следует вводить поэтапно, что позволит не просто повысить эффективность налогообложения физических лиц, но и на разных этапах корректировать и дорабатывать отдельные ее фрагменты.

Список литературы:

  1. Едронова В.Н., Телегус А.В. Исторические аспекты развития методологии подоходного налогообложения за рубежом и в России. // Финансы и кредит. – 2015. - №28 (652). – С. 54-66

  2. Изотова И.О. Налогообложение физических лиц в зарубежных странах: перспективы применения в России. // Бухгалтерский учет, налогообложение, статистика. Налоговое право. – 2011. Электронный ресурс: [режим доступа] http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/21/1269118420/Izotova.pdf. Дата посещения: 28.02.2016

  3. Тарасова Т.М. Налогообложение физических лиц: проблемы и перспективы. // Финансы и кредит. – 2015. - №42 (666). – С. 54-60

Просмотров работы: 1346