ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКИМ ТРАДИЦИЯМ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКИМ ТРАДИЦИЯМ

Федорова С.Н. 1, Андреева Л.Д. 1
1Педагогический институт СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Реализация современной системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего родного края. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. О важности воспитания ребенка в духе традиций народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. При этом подчеркивается, что детям необходимо знать и изучать культуру родного края. Именно акцент на знание истории родных мест, культуры народа поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Актуальность проблем приобщения к народным традициям связана с необходимостью этикетного воспитания и представлений ребенка о культуре речи в отношениях между людьми. Это отражено в специфике речевого этикета. Соблюдение его норм имеет огромное значение, так как понимание необходимости их соблюдения облегчает установление контактов, способствует взаимопониманию между людьми, живущими в разных местностях, создает устойчивые и благоприятные взаимоотношения ребенка с окружающими людьми. Поэтому приобщение детей к культурным традициям народов является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и требует всестороннего изучения.

Об особой роли традиций в усвоении навыков этикетного поведения дошкольников, раскрыты в трудах исследователей отечественной педагогики Н.А. Аполлоновой, Г.Н. Волкова, М.Д. Маханевой и др.

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия, поступки, манеры человека, так или иначе, характеризуют его как хорошо воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе.

В процессе воспитания ребенок осваивает навыки межличностного общения, впитывая из окружающей среды все то, что затрагивает его ум и сердце, но присваивает он то, что доступно его пониманию и возможностям, поэтому взрослые, передавая свой опыт детям, учитывают особенности детского восприятия и мышления. Психическое развитие ребенка можно понять как формирование структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений [1, с. 5].

Стержнем и важнейшим фактором приобщения традициям народа является характер его отношения к родным местам, людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Каждый праздник имел свою отличительную давней традицией программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежащего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. Важной особенностью этой части досуговой культуры русского народа служил институт гостеприимства.

Развитые формы гостеприимства ориентированы на человека, прибывшего издалека, незнакомого или малознакомого, а наиболее простые, зачаточные формы наблюдаются при приеме хорошо знакомого гостя, возможно соседа или родственника. В подобных случаях гостеприимство может сближаться с другими видами родственной или соседской взаимопомощи. Если сопоставить ритуал приема гостя в традиционной культуре разных народов, то можно отметить следующие закономерности.

Небольшая группа русских за Полярным кругом, которые переселились сюда из европейской части России в 16-18 вв., русские, находясь в особых природных условиях, многое восприняли от местного населения: способы охоты и рыболовства, собаководство и оленеводство, некоторые виды одежды, но сохранили национальное самосознание, свой фольклор и язык. Сохранившуюся самобытную русскую культуру педагоги и родители передают подрастающему поколению.

В психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. потребность поступать определенным образом. Организация педагогических условий по развитию навыков речевого этикета через приобщение к культуре народа должна создавать широкие возможности для расширения представлений и знаний детей о речевом этикете, разнообразных условиях жизни людей. Новые подходы к проведению воспитательной работы в этом направлении учитывают применение привлекательных для детей старшего дошкольного возраста видов деятельности – игровой, коммуникативной, изобразительной, театральной [2; 24].

Для педагогов дошкольных организаций важно найти методы, позволяющие для сохранения культурных ценностей народа установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании детей. С этой целью используется родительские собрания, консультации, посещение семей воспитанников. Глубокое знакомство детей через родителей и педагогов с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни [3, с. 29].

Использование деятельности по приобщению к русским традициям приводит к наиболее существенным и стойким изменениям в личности ребенка. Следовательно, обладает сильным воспитательным эффектом: ребенок получает возможность отойти от своей внутренней позиции и взглянуть на себя «со стороны», осознать многие свои проблемы, заново их, пережив уже с новой, более мудрой позиции, - все это способствует личностному росту ребенка.

Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к русским традициям апробировалась в течение сентября 2014 г. - мая 2015 г. на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко»» с. Теплый Ключ РС (Я).

Программа приобщения детей к культуре родного края составлена с таким учетом, что тема каждой образовательной деятельности раскрывается доступно и последовательно, имеет свои конкретные задачи и способы их решения для того, чтобы помочь ребенку осознать человеческую среду своего окружения, приобщить его к истории и культуре наро­дов, входящих в эту среду, сформировать у него неподдельный интерес и уважение к этим народам, воспитать доброжелательность и открытость к миру людей и природы.

Цель программы: воспитать любовь к родному краю, приобщить к традициям и обычаям, к культуре родного края, его нравственно-этическим ценностям.

Цель данной части исследования определила постановку следующих задач:

  1. воспитывать и укреплять у дошкольников интерес и уважение к своему народу, к их жизни, быту и труду, любовь и бережное отношение к родному краю;

  2. воспитывать и укреплять доброжелательное отношение, преодоление чувства скованности, недопонимания, отчужденности между детьми;

  3. апробировать содержание необходимых знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о культурах разных народов, выделяя в национальном общечеловеческие начала;

  4. ориентировать педагогическое воздействие на развитие и выявление когнитивного и эмоционально-поведенческого аспектов личности ребенка в единстве.

Экспериментальный педагогический процесс был организован по двум основным направлениям.

I направление – знакомство детей с природой, бытом и жизнью населения родного села.

В рамках этого направления проводились комплексная образовательная деятельность, включающая в себя не только расширение знаний о родном селе, но и использование произведений декоративно-прикладного искусства, самодеятельного творчества сельчан. Также такая же деятельность включала в себя просмотр видеозаписей, сюрпризные моменты и элементы драматизации, ознакомления детей с народными праздниками.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и село в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, старший дошкольник должен знать название своего города, своего села, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и село, где он родился и живёт. Для этого проводим экскурсии по селу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, предметами одежды, народными умельцами.

В старину не было игрушек, взрослые старались своим детям делать сами. Традиционными играми, особенно в зимние вечера, когда холод и пургане давали выйти на улицу детям, развлекали играми как колечко - колечко, колышки, камешки, жмурки: устраивали соревнования. Эти игры детям давали радость, у них вырабатывались внимание, усидчивость, развивали зрительную память, наблюдательность, воображение, так же учили счёту, сравнивать у кого больше или меньше палочек. Девочки садились поближе своим мамам, бабушкам и просили мастерить куклы. Кукол мастерили из ни­ток, из ткани, наряжали куклы из лоскутков. Ребятам ещё вырезали с картона или со спичечных коробков собачек целую упряжку. Летом любили играть подвижные игры как «Лапта», «Чехарда», сохранившиеся от предков. На вечёрках играли в «Узелки» и «Третий лишний».

Важными моральными ценностями русского народа является справедли­вость и честность. Воспитание детей в русской семье исходит из добрых традиций, так как семья для каждого ребёнка является главным звеном. Положительную роль в нравственном воспитании ребёнка играет личное поведение родителей их отношение к окружающей среде. Учили детей беречь природу. От строе­ния к строению вели тропки, а кругом не тронутые цветы и травы. Дети любили ходить в поход, уходили от дома

в лес смотреть, как насиживают птицы в лесу свои гнёзда, как подрастают птенчики, как они становятся большими птицами, а осенью улетают в тёплые края. Весной любили соби­рать птичьи яйца, но все не забирали, брали из гнезда по одному или два, смотря сколько яиц. Несмотря на суровость климата, трудности жизни, сохранили ласковость в обращении, избегали брани, сквернословия, почитали старину. Далее приведен план работы по этноэтикету в старшей группе (см. таблицу 5).

Таблица 5

Перспективный план по развитию речевого этикета в старшей группе

Дата

Примерные темы

Пути достижения цели

Формы, методы работы

 

1

2

3

Сентябрь

Я, моя семья, мой дом, адрес, улица, бли­жайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду

Специально организованные заня­тия, беседы в свободное время, экс­курсии по детскому саду, наблюде­ние за трудом сотрудников, целевые прогулки в ближайшем окружении

Дидактические словесные игры «Родной край», «Расскажи о своей семье», «Кто это сделал». Музыкальное по­знавательное развлечение «Что на поле выросло» (совместно с родителями)

Октябрь

Природа на участке детского сада

Экскурсии в лес, наблюдения на прогулке, образовательная деятельность в русской избе, работа и наблюдения в уголке природы, чтение фольклорных произве-дений о природе, стихов, по­словиц, загадок

Отражение наблюдений в календа­ре природы, в рисунках, рассматри­вание иллюстраций, картин, на ко­торых изображена природа края

Ноябрь

Фольклор: народные сказки, пословицы, по­тешки, загадки

Использование их на занятиях (заучивание в совместной деятель­ности), в режимных моментах, драматизация сказок, кукольный, пальчиковый и настольный театр

Театрализованные игры по рус­ским народным сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой». Музыкальное развлече­ние «Бабушкины сказки»

Декабрь

Знакомство с предме­тами русского народно­го быта, упоминаемыми в сказках

Рассматривание экспонатов музея народного быта (в группе на специ­ально организованных НОД), иллюстраций Ю. Васнецова к рус­ским народным сказкам, рассказ воспитателя, беседа

с детьми

1. Рассматривание и тактильное об­следование предметов народного быта в свободное время, сюжетно-ролевая дидактическая игра «Мы пришли в музей» (экскурсовод, кас­сир, смотритель зала).

2. Развлечение «Путешествие в народную сказку»

Январь

1. Праздник с участием семей «Рождество»

2. Знакомство с народ­ной музыкой, пение на­родных песен, часту­шек, пляски в хороводе

Музыкальные занятия, дни народ­ной музыки, прослушивание народ­ных мелодий в грамзаписи в сво­бодное время

Музыкальные праздники и развле­чения, самостоятельная театрализо­ванная деятельность детей

Февраль

Знакомство с русским народным женским костюмом (общий вид)

Специально организованная образовательная деятельность

Отражение впечатлений в рисун­ках, играх детей

Март

Знакомство с русским народ­ным декоративно-при­кладным искусством

Рассматривание вышивки на по­лотенцах, подушках, народных гли­няных и деревянных игрушек, посу­ды, изделий народного ткачества.

Знакомство с русским народ­ным декоративно-при­кладным искусством

Апрель

Знакомство с мастера­ми народной культуры - земля­ками

Рассказ воспитателя о русской народной мастерице Ивановой Софьи Григорьевны (с 16 лет живет в Теплом Ключе, издавна занимается кружевным вязанием). Встреча с ней.

Знакомство с мастерами народной культуры — земля­чкой Ивановой С.Г.

Май

1. Русское народное музыкальное творчество

2. Тематические празд­ники с привле­чением родителей, ба­бушек, дедушек

Обучение детей пению народных песен, исполнению народных мелодий на металлофоне, ложках. Знакомство с народными инструментами – балалайкой, бубном, дудкой.

Танцы, хороводы, частушки. Слушание народных произведений.

1. Самостоятельное исполнение детьми песен, плясок. Игра на музыкальных инструментах. Театрализованные игры «Народные гуляния». Русская народная игра

«Городки».

2. Фольклорный праздник «Играй, гармонь!».

В выступлениях участвуют все дети. Это достигается, прежде всего, тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках в детском саду для детей всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике может занять очень много времени. А праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей, расхолаживает их.

Народные мелодии обогащают эстетические представления детей о национальной культуре и способствуют эмоционально-положительному отношению де­тей к представителям этого народа. Здесь дети слушали исполнение русских народных песен в исполнении как педагогов, так и родителей. Кроме того, по всем направлениям проводились комплексные мероприятия, включающие в себя использование не только произведений музыкального, изобразительного, театрального, но и декоративно-прикладного искусства. Также здесь звучали шедевры народной музыки и разных литературных жанров. Также такие встречи включали в себя просмотр видеозаписей, сюрпризные моменты и элементы драматизации.

На базе школы села существует краеведческий музей, который обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Музей дает возможность эффективного использования этого потенциала для воспитания дошкольников в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности. Центральной идеей использования музея является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, дети получили более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего поселка, научились понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе.

Каждый год в детском саду проводится неделя, посвященная родному селу. Знакомим детей с загадками, пословицами, сказками, также - с животным миром, птицами, живущими в нашем улусе, рыбами, которые обитают в нашем краю. Приглашаем бабушек с интересными рассказами о кулинарных изделиях. Проводим вечера с чаепитием.

II направление - педагогическое общение на основе знакомства с произведениями устного народного творчества.

Ознакомление дошкольников с произведениями русского устного народного творчества включало в себя разные формы воспитания и обучения: чтение и рассказывание художественных текстов, разучивание наизусть, драмати­зация. Вся эта работа проводились на основе доверительного общения взросло­го с ребенком.

Русский фольклор изучался и изучается до сих пор участниками разных экспедиций и отдельными собирателями разных уголков России. Фольклор отражен ими в большей степени, чем материалами из других мест. Есть немало произведений, нигде более не записанных. Часть текстов отражает своеобразный быт русских охотников и рыболовов Крайнего Севера. Записи передают выразительный и красочный народный язык, сохранивший исконные черты северно-русских говоров, впоследствии утраченные населением первоначальной родины переселенцев.

Богато, разнообразно и познавательно устное народное творчество. Особый интерес вызывают пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Пословицы и поговорки сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории.

Ниже приведены образцы русских пословиц и поговорок.

  1. Хлеб – соль на столе – руки свои (о гостеприимстве).

  2. «Не спасет вас цветно платье – спасут добрые дела» (о труде).

  3. «Что в печи – то и на стол мечи» (о гостеприимстве).

  4. «Не хвались, а лучше Богу молись, чем похвалишься, тем и подавишься» (о скромности).

  5. «Кому больно, тому и памятно» (об обиде).

  6. Кто- то кончается, а кто – то венчается (при соблюдении траура нельзя играть свадьбу).

  7. «Не забудь – развязным и товарищным будь».

  8. «Спит как птица, не успевает даже сон присниться».

  9. Не расколупаешь дерево – не узнаешь.

  10. При худе – худо, а без худа – тоже туго.

  11. Сверх зла надо делать добро.

  12. Утух, как петух.

История русского фольклора уходит в глубокое прошлое и связана с мифологическими представлениями людей о мире. Русский фольклор отличается следующими чертами: устная форма, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя (творца) и слушателя, коллективность, народность, вариативность, сочетание слова с элементами других видов искусства. Впоследствии фольклор и литература, испытывая взаимовлияние, обогащали друг друга.

Эффективным средством раскрытия нравствен­ного смысла произведений для детей оказа­лись специально подготовленные беседы нравственно-этической тематики о добре и зле, о молодости и старости, о совести и чувстве стыда, о великой силе дружбы, о взаимопомощи и т.д. В процессе работы было установлено, что при умелой подаче народные сказки быстро понимаются детьми, у них появляется интерес к представителям другого этноса в плане отличий во внешности, языке и элементах национальной одежды.

Томпонский район постоянно славился своими природными богатствами, прекрасной экологической пищей – мясом, рыбой, грибами, ягодами. Это особенно ценится теперь в XXI веке. На фото показано, как ценят и взрослые, и дети дары родной природы.

Ниже приводим перспективный план работы совместной работы с родителями по приобщению старших дошкольников к традициям русского народа.

Сентябрь

Тема «Моя семья»

Содержание занятия по развитию речи. Работа над понятием «Родня». Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».

Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Обсуждение сказок.

Связь с другими видами деятельности

Рисование на тему «Моя семья».

Беседы на тему «Где мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий).

Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Октябрь

Тема «Мой любимый детский сад»

Содержание занятия по развитию речи

Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.

Пение русских народных песен.

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке детского сада.

Выставка детских рисунков на тему «Русская природа».

Ноябрь

Тема «Мое село, в котором я живу»

Содержание занятия по развитию речи

Экскурсия по селу (по фотографиям и иллюстрациям).

Игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров быткомбината).

Прослушивание песен о родном селе (в записи).

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия по селу на автобусе (с родителями).

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в селе.

Изготовление альбома «Природа моего края».

Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)

Декабрь

Тема «Я и мое имя»

Содержание занятия по развитию речи

Для чего человеку имя? (беседа).

«Полное» и «неполное» имя (игра).

Этюд «Назови ласково».

Связь с другими видами деятельности

Изготовление именных карточек.

Рисование на тему «Мой лучший друг».

Развлечение «Друг в беде не бросит».

Тема «Новый год в моем селе»

Содержание занятия по развитию речи. Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года в с. Теплый Ключ.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

Январь

1. Тема «Занятия людей родного села»

Содержание беседы «Коренные жители с. Теплый Ключ».

Занятие по развитию речи «Профессии людей моего села».

Праздник «Бабушка рядышком с дедушкой».

В целях приобщения к культуре родного края на формирующем этапе нами были использованы следующие формы совместной работы с родителями.

- Игровое занятие с элементами тренинга «Если бы я был другим» - январь.

- Игра – беседа «Русские традиции» - январь.

- Беседа-обзор (игра-путешествие) «Обычаи и обряды русского народа» - февраль.

-Выставка рецептов «О вкусах не спорят» - февраль.

- Беседа-дегустация «Русская кухня» - март.

- Народный праздник «Встреча солнца» - март.

- Музыкальный праздник «Песни русского народа» - апрель.

- День русской культуры - апрель.

- Праздник русской культуры - май.

- Фольклорная игровая программа «Поговорка – цветок, пословица – ягодка» (русские пословицы и поговорки) - май.

- День народных игр - май.

Приведенные формы работы по приобщению дошкольников к культуре края проводились при обязательном сотрудничестве педагогов, детей и их родителей. Любое занятие, любую тему мы подбирали и модифицировали таким образом, чтобы оно лучше всего подходило для нашего детского учреждения, возраста и уровня развития участников мероприятия, личного стиля проведе­ния мероприятий, целей, которые поставлены.

Работа по приобщению дошкольников к культуре края нами также связывалась с развитием бесконфликтного поведения, средством чего служили игрушки и предметы, моделирующие иной образ жизни. Эти игрушки отражали особенности внешности, обычаев и поведения людей, принадлежащих другим культурам:

- куклы, изображающие людей разных этнических групп;

- костюмы разных народов;

- игрушечная посуда и предметы быта, относящиеся к разным культурам и пр.

Развитию форм общения на принципах гуманного отношения здесь способствовал уход за куклой или игрушечным животным, которые осуществлялись в ролевых играх, которые были направлены на осознание детьми этнических стереотипов поведения. Использовалась следующая тематика ролевых игр.

1. «Бабушка болеет»; «Дедушка плохо видит»; «Готовимся к празднику».

Цель – развивать умения в оказании помощи близкому человеку.

2. «Мне весело, хотя и поздно, но я хочу танцевать»; «Мне подарили барабан, и я с удовольствием на нем играю»; «Я - добрый и хочу подарить своим друзьям папину удочку».

Цель - анализ положительных и отрицательных сторон поведения.

3. «Я хочу съесть ягоду бруснику»; «Я хочу гулять».

Цель – оценка индивидуальных желаний.

4. Драматизация народной сказки «Три медведя»

Цель - сравнение двух норм поведения.

5. «У меня день рождения, но заболела мама»; «Меня пригласили в гости, но надо помочь бабушке».

Цель – анализ ситуаций нравственного выбора.

6. «Моя семья»

ролевые ситуации:

- оказание помощи взрослым по уходу за домом, по работе в саду, огороде;

- анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу постирать новую скатерть»; «Я хочу вымыть мамину чашку»; «Я хочу починить будильник»;

- оценка желаний: «Я хочу навести порядок и выбросить старые вещи»; «Хочу показать друзьям папину удочку».

7. Традиции семьи

Игры и проблемные ситуации:

- ситуации оказания помощи на примере традиции «День рыбака»;

- анализ положительных и отрицательных сторон поведения - «Я хочу подарить своему другу игрушку», «Я хочу в подарок маме испечь торт»;

- оценка желаний: «Подарите мне!..»;

- сравнение двух норм поведения – чтение и драматизация русской сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Принципами приобщения старших дошкольников к культуре родного края были следующие:

- рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности детей;

- обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов;

- создание развивающей предметной среды;

- признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов общения;

- внимание к просьбам ребенка о помощи или оказанию помощи кому-то другому;

- признание права ребенка на уединение, на индиви­дуальную деятельность.

Расширению представлений детей о культуре родного села способствовали разнообразные фор­мы работы: выставки-ярмарки народного твор­чества; фольклорные праздники; родительские конференции по этнопедагогике; устный педаго­гический журнал «Культура народа – ребенку»; викторины для родителей; совместные с родителями детские празд­ники: конкурсы «Чудо-богатыри», «Пусть будет прекрасной наша земля», «Бабушка рядышком с дедушкой», выставки поделок и рисунков «Моя республика», «Мое родное село Теплый Ключ», «Наша дружная семья».

Знакомство с семейными традициями и обрядами также способствует формированию самосознания детей. Эта информация находится в генетической памяти, которую просто часто игнорировали в прошлом, заботясь больше о счастье большой Родины, забывая, что ее счастье зависит от счастья «меня и моей семьи». Ознакомление с этим содержанием немыслимо без тесного взаимодействия с семьями ребят, поэтому дети, узнавая историю своих предков, постигали духовные ценности своей семьи, приобщиться к этнокультурным традициям и обрядам. Эта работа включала в себя традиции и обряды, связанные с рождением ребенка и учитывало следующие направления:

1. Знакомство детей с традициями и обрядами, которые совершаются до появления ребенка. Здесь мы рассказывали ребятам о жизни семьи.

2. Знакомство ребят с традициями и обрядами, связанными с наречением имени.

3. Знакомство детей с традицией укладывания ребенка в люльку. Ребятам будет интересно узнать о том, как раньше укладывали малыша спать.

4. Организация экскурсии в краеведческий музей, чтобы детям показали и рассказали, как был устроен якутский семейный быт.

На всех этих направлениях активно участвовали родители. Особое значение уделяли традициям и обрядам, связанным с благополучием в семье. Часто эти обряды связаны с временами года, с трудом, с культом урожая. В них отражается уклад жизни народа, его душа, доброта, любовь к труду, к земле кормилице, почитание отцов и дедов.

Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышает уровень самосознания ребенка, его социальную компетентность, познавательную активность и в реальной жизни. Достигнутый в игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его систематического обучения на занятиях, способствует совершенствованию его реальной позиции в среде сверстников и взрослых.

В целях формирования этикетных форм поведения на традициях этноэтикета мы широко использовали народные игры и различные игровые ситуации для формирования у детей этикетных правил в общении друг

с другом. Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию этикетных навыков являются и народные игры со словом, использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т.д.), совершенствует качество их выполнения. Так, в игре «Скок – поскок» под распевное произнесение текста дети учатся ритмичному, выразительному выполнению легких прыжков, мягкому пружинному шагу, шагу с высоким подъемом ног:

Включение фольклорного материала в праздники, развлечения помогает развивать самостоятельную деятельность детей в употреблении форм поведения на традициях этноэтикета.

Разученные в образовательной деятельности песни, танцы становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях. Взрослый организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировке шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.

Развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей разностороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению самосознания. Поэтому именно игра является источником и средством реализации более высокого уровня самосознания. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных игровых ситуаций, а также реальных ситуаций, имевших место в семье ребенка или в группе сверстников. Однако при этом необходимо соблюдение ряда правил.

- Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их семейный опыт общения, возрастные особенности.

- Выстраивать надо лишь те ситуации, которые отвечают общим проблемам группы детей.

- Игровые проекты должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения компонентов в связи с неожиданными изменениями условий.

Реализация любого игрового проекта требует специальной подготовки, в которой можно выделить три этапа.

1. Подготовительный этап

Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре), в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами). Цель данного этапа - привлечь детей к интересной игровой деятельности, сформировать умение действовать с куклами и предметами, передавать интонацией переживания героев, развивать диалогическую и монологическую речь.

2. Выбор детьми возможных вариантов завершения предложенной ситуации

Цель данного этапа - конкретизация ситуаций, поиск реальных путей достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических норм, ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».

3. Формирование более высокого уровня самосознания ребенка

Цель данного этапа состоит в развитии выбранных ситуаций, в поиске решающего фактора, обострившего ее, а также преобразовании ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем ребенка.

В процессе формирования более высокого уровня самосознания ребенка главное - начать приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогут ребенку установить причины и их последствия. Для выбора темы обсуждения лучше пользоваться ситуациями из жизни семей или группы. С этой целью педагоги разрабатывают картотеки конфликтных ситуаций, свидетелями которых они были, по схеме:

- Дата, возраст детей.

- Место событий, его участники.

- Суть развития событий данной ситуации.

- Итог развития ситуации.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением животных, жизнью растений.

Через атмосферу праздников передается детям вся мудрость русского народа, сохраненная в веках. Умело продуманный и организованный праздник дает много дополнительной информации для ума и чувств детей (когнитивный и эмоциональный компоненты): о народных костюмах, традициях и обычаях народа, его истории.

Участвуя в праздничном действии, эмоционально заражаясь, воодушевляясь образами народного фольклора, дошкольники усваивают общечеловеческие ценности и своеобразие национальных характеров: традиции гостеприимства и хлебосольства, обряды дарения и благодарения, чувства уважения и любви к старшим, доброжелательности к людям.

Организации и проведению годовых праздников в дошкольных учреждениях следует уделить особое внимание. Необходимо помнить, что традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественным образом ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. В народных праздниках нашло ярко выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой. Чтобы научить ребенка искусству жить в ладу с природой, а значит и с самим собой, друг с другом, ему необходимо дать возможность почувствовать атмосферу весенних, летних, осенне-зимних народных праздников, понять, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами народ стремился помочь весеннему пробуждению солнца, появлению цветов, растений, прилету птиц.

Педагоги организуют праздники, в которых на Руси традиционно принимали участие дети. Для весеннего праздника закликания весны они вместе с детьми делают маленьких жаворонков, куликов. Таким образом, решается задача и нравственного воспитания, так как в этой деятельности находит воплощение чувство любви каждого ребенка к природе, собственное представление о красоте, с ней будет связано и духовное возвышение личности будущего гражданина.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята» и др.)? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются народными.

Интересным и полезным оказывается прослушивание педагогом вместе с детьми записей произведений народной музыки. Эффективным в работе является слушание музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей - определить назначение фольклорного произведения. При прослушивании припевок трудовые возгласы-команды подсказывают детям предназначение припевок. При слушании колыбельных негромкое пение, равномерный ритм, характерный припев, знакомые детям персонажи - Угомон, Сон да Дрема - помогут им точно определить жанр. Такое прослушивание дает возможность показать зависимость содержания фольклорных произведений от их жизненного назначения.

Таким образом, приобщение детей к традициям русского народа является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно так для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном помещении расширяются возможности подачи информации посредством системы занятий через организацию занятий, бесед, встреч, праздников и т.д.).

Основные выводы. Основным направлением процесса приобщения старших дошкольников к русским традициям является создание сферы общения, в которой происходит эмоциональное сближение людей, формируются общие интересы и взгляды, развивается поле взаимодействия с разными людьми. Приобретение детьми такого опыта возможно благодаря условиям пребывания в дошкольном учреждении.

Организация педагогических условий приобщения дошкольников к русским традициям должна создавать возможности для расширения представлений и знаний детей об окружающем мире, о родных местах, разнообразных условиях жизни людей. Новые подходы к проведению воспитательной работы в этом направлении учитывают применение привлекательных для детей старшего дошкольного возраста видов деятельности – игровой, коммуникативной, изобразительной, театральной

Разнообразная деятельность дошкольников в процессе приобщения к русским традициям способствует тому, что изменяются отдельные навыки речевого этикета ребенка: появляется гуманное отношение к людям, собственной личности, развивается общительность. Приобщения к русским традициям является важнейшей стороной воспитания этической культуры детей дошкольного возраста. Современные исследования показывают, что этическое воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате чего эти образцы становятся регуляторами поведения самого ребенка. В этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения взрослых.

Результат этикетного общения не всегда принимается ребенком на эмоциональном уровне и не всегда реализуется им в поведении. Поэтому педагогам и родителям необходимо в целях воспитания навыков речевого этикета не только дать знания и представления о принятых в обществе нормах и правилах, но и способствовать их принятию, одобрению со стороны ребенка и как следствие - их реализации в повседневных поступках ребенка. Этому служило расширение представлений дошкольников о родном селе, о занятиях и традициях коренного населения.

Список использованной литературы

1. Аполлонова, Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 5. - С. 5-8.

2. Волков, Г.Н. Педагогика жизни. / Г.Н. Волков. - Чебоксары: Чувашская кн. изд-во, 2009. - 334с.

3. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2014. – 72 с.

Просмотров работы: 1733