ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Омарова П.О. 1, Магомедова С.Ш. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема наркомании стала одной из угрожающих развитию Российского государства, общества в целом. Только в 2012 году на учете состояло около 655 тысяч потребителей наркотиков. Сегодня официальные цифры распространенности наркомании составляют 322,4 на 100 тыс. населения, а 13% граждан России имеет опыт употребления (при том, что реальные данные значительно выше).

Во всем комплексе мер борьбы с наркоманией на первое место естественно и логично выходят профилактические. Профилак­тика наркомании требует комплексного подхода в выборе программ проти­водействия наркоагрессии и способов их организационного и материального обеспечения, конкретных форм и методов ра­боты в различных ситуациях, скоординированных усилий со стороны многих общественных органов и т.д., широкого фронта противодействия наркотизму.

Современная система российского образования в рамках компетентностного подхода предполагает переход от фундаментальных основ воспитания к решению частных вопросов воспитательного процесса в школе, обращение к технологиям, методам и методикам. В контексте проблемы профилактики наркомании это ставит перед нами необходимость поиска современных технологий по противодействию вовлечения несовершеннолетних в процесс употребления одурманивающих препаратов. Правовым базисом такой работы выступают Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Государственная программа Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков" на 2013-2020 г.г., «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования до 2020 года».

В последние годы отмечается тенденция все большего омоложения возраста наркоманов как в России, так и во всем мире. При этом современная школа оказалась не готова в решению вопросов первичной профилактики, наркомании, создания условий для обучения и воспитания детей, уже оказавшихся втянутыми в процесс наркотизации, просвещения родительской общественности и защиты прав несовершеннолетних, чьи родители принимают наркотики.

Это актуализирует необходимость поиска путей профилактики наркомании среди школьников, выявления возможностей психолого-педагогического сопровождения подростков из групп риска, изучения потенциала формирования здорового образа жизни как фактора противодействия распространению наркотиков в подростковой среде.

Цель исследования – выявить педагогические условия формирования здорового образа жизни как фактора профилактики наркомании в подростковой среде.

Исследование проводилось на базе Дагестанского отделения Всероссийского Фонда «Нет алкоголизму и наркомании» В исследовании приняли участие 1200 учащихся общеобразовательной школы, подросткового возраста, 48 родителей, 60 учителей и социальных педагогов.

В ходе проведения экспериментального анализа поставленной проблемы исследованием было охвачено 1200 человек. Для диагностики состояния проблемы нами было проведено анкетирование подростков и проведение фокус-групп в двух возрастных категориях: 11-13 лет и 14-16 лет.

Анализ результатов анкетирования и фокус-групп показал, что в возрастной группе 11-13 лет 19% участников выборки имеют знакомых, употребляющих наркотики, в то время как с возрастом количество таких знакомых увеличивается: в возрастной группе от 14 до 16 лет уже 67% школьников в числе своих знакомых отмечают наркоманов.

В то же время крайне мало подростков принимали участие в программах профилактики наркомании (всего 8% в возрастной группе от 11 до 13 лет и 22% в возрастной группе от 14 до 16 лет).

Определяя наиболее эффективные технологии и методы профилактики наркомании в подростковой среде, участники исследования могли выбрать несколько из предложенных, что расширило возможности выбора в процентном соотношении. В числе таких методов наиболее эффективными были признаны:

  1. информирование о вреде наркотиков через беседы в школах представителей Управления Госнаркоконтроля по региону (такой вариант ответа выбрали 40% участников в возрастной категории от 11 до 13 лет и 50% участников в возрастной категории от 14 до 16 лет).

  2. социальные акции (соответственно 20% и 50% участников).

  3. использование социальной антирекламы (соответственно 34% и 44% участников).

  4. социальные ролики на телевидении (соответственно 32% и 34% участников).

  5. использование социальных сетей Интернет (соответственно 3% и 32%).

Основными организаторами программ профилактики наркомании, в которых смогли принять участие школьники, выступили следующие социальные институты:

  1. школа (в возрастной группе от 11 до 13 лет 34% и в возрастной группе от 14 до 16 лет – 15% от общего числа немногочисленных участников, охваченных программами профилактики).

  2. Управление Госнарконтроля по региону (соответственно 64% и 57%).

  3. молодежная общественная организация (соответственно 40% и 63%).

  4. другие социальные институты (соответственно 15% и 3%).

Следовательно, в школах, в которой большую часть времени проводят подростки, работа по профилактике наркомании в подростковой среде, ведется весьма недостаточно. Результаты нашего анкетирования свидетельствуют о том, что основную часть работы по противодействию наркотизации учащихся ведут Управления Госнаркоконтроля по регионам и молодежные общественные организации, что приводит нас к выводу о необходимости активизации деятельности школ в этом направлении.

Анализ материалов исследования позволил прийти к следующим выводам:

1. В настоящее время практически 1/5 всех школьников соприкасаются с проблемой наркомании, так как имеют таких знакомых. Подростки старались скрыть свое знакомство с людьми, употребляющими наркотики. В возрастной группе от 14 до 16 лет ребята оказались более откровенными и практически две трети выборки признались в знакомстве с такими лицами. При этом необходимо пояснить, что речь шла даже о случайных знакомых.

2. Несмотря на столь высокие показатели по критерию знакомства с лицами, употребляющими наркотики, тем не менее, только 15% выборки (8% в группе 11-13 лет и 22% в группе 14-16 лет) участвовало в профилактических программах, что говорит о весьма недостаточной работе в указанном направлении.

3. В числе организаторов профилактических программ в дагестанской молодежной среде чаще всего выступают Управление Госнаркоконтроля по Республике Дагестан и на втором месте – молодежные общественные организации, использующие в своей работе разнообразные способы профилактики.

Материалы социального мониторинга и фокус-группы среди подростков позволили разработать следующие практические рекомендации:

1. Управлению Госнаркоконтроля следует рекомендовать активнее использовать общественные молодежные объединения в своей профилактической деятельности.

2. В качестве технологий и методов профилактической работы рекомендуется использовать просветительскую работу в школах, тренинги по профилактике, социальные акции, подготовку роликов на телевидении, музыкальные фестивали, спартакиады.

3. Эффективной стратегией профилактики наркомании является стратегия вовлечения молодежи в социально значимые проекты – помощь инвалидам, усовершенствование работы с молодежью группы риска, патриотическое воспитание, молодежные воспитательные смены в оздоровительных лагерях и другие виды деятельности, где ненавязчиво, минуя тему наркотиков, молодые люди приходят к осознанию своей гражданской ответственности, пониманию своей важности для страны, необходимости здорового образа жизни.

В ходе нашего теоретико-экспериментального исследования мы пришли к выводу, что педагогическими условиями профилактики наркомании являются специальная организация процесса формирования культуры здорового образа жизни в воспитательном процессе общеобразовательной школе, своевременная диагностика факторов социально-психологического неблагополучия подростков, формирование у подростков активной жизненной позиции и ценностного отношения к своему здоровью, создание в школе конкурирующих подростковых сообществ с собственной символикой, широкая просветительская деятельность в области профилактики наркомании с привлечением информационных технологий, создания социальных роликов, презентаций и анимационных фильмов на базе школьной телестудии, активное взаимодействие с родительской общественностью в формировании здорового образа жизни путем создания семейно-спортивного школьного клуба, проведения спортивных соревнований между семейными командами как в рамках одной классной параллели, так и между школами района, выезда на природу, участие в туристических походах в горы, повышение квалификации психолого-педагогического коллектива образовательного учреждения в области противодействия наркотизации школьников, постоянный мониторинг и психолого-педагогическая диагностика факторов риска наркотизации учащихся.

Литература:

1. Зайнулабидов Б.М., Омарова П.О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3365-3369.

2. Магомедова С.Ш., Омарова П.О. Модель профилактики наркомании в общеобразовательной школе // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-10. С.2258-2262.

3. Омарова П.О., Магомедова С.Ш. Педагогическая профилактика зависимого поведения детей и молодежи //Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6-0. С. 386.

4. Омарова П.О., Маллаев Д.М., Магомедов Д.З., Магомедова А.Ш.Пространство диалога - путь к взаимопониманию //Материалы по проекту "Диалог дагестанских и чеченских женщин. Новые шаги навстречу" / Махачкала-Чечня-Ингушетия, 2003.

Просмотров работы: 569