СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СО СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СО СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Магомедова Р.М. 1, Магомедова К.Х. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
О большом человеческом потенциале народного воспитания К.Д. Ушинский говорил, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на родных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». После долгих исканий силы абстрактного воспитания в советское время в последние годы демократических реформ исследователи вновь обращаются к потенциалу народной педагогики.

Так Темирджанова М.А. выявила влияние народных игр на утверждение собственного «Я», приобщение детей к коллективной работе без избирательных контактов и приучение ребят к обоснованным и целесообразным избирательным контактам с другими детьми .

Такой подход к функциям разных народных игр с большой пользой можно использовать в оздоровлении отклоняющегося поведения детей.

Исследователь Хубиева З.М. раскрыла педагогические условия использования средств народной педагогики на воспитание гражданских чувств и позиции младших школьников. В их числе:

- сочетание разъяснения сути народных традиций с их практическим выполнением;

- оценка традиций в народных художественных образах;

- сочетание современного опыта детей краеведческой работой с углублением их сознания в историю жизни народа.

Роль народных спортивных игр народов Южного Дагестана (азербайджанцев, лезгин, табасаранцев, рутульцев и татов) в воспитании и развитии таких качеств как укрепление духа, воли, настойчивости, смелости, состязательности, выдержки нагрузок, интенсивность раскрытия энергетических сил организма выявлена в исследовании В.З. Уруджева.

Методики, предложенные в этом исследовании, позволяют значительно ускорить процессы психофизического развития детей с отклонениями в развитии.

Широкие возможности народной экологии в раскрытии внимательности, наблюдательности, анализа, логики, оперативности и доказательности познавательных процессов раскрыты в исследовании Н.Р. Астархановой. Предложенные ею методики можно использовать в коррекции психических познавательных процессов и оздоровлении детской среды и коррекции отклоняющегося поведения.

Полезны для нашего исследования и специфические особенности арттерапии в условиях изучения декоративно-прикладного искусства народов Дагестана.

Исследователь Дзамыхов А.Х. выявил большие резервы адыгского фольклора в воспитании любознательности, оперативности, смышлености, памяти, рассудительности детей в увлекательной и непринужденной деятельности. Его методики также полезны в ускорении развития психических процессов и оздоровлении детского общения в свободное время.

Исследователь Гасанова С.С. глубоко вникла в резервы воспитательного влияния занятий детей с мягкой игрушкой в культуре народов Дагестана.

Основными факторами целесообразного использования таких занятий в коррекционной работе с детьми с ЗПР можно считать: самодеятельный характер, требующий от детей выдумки, фантазии, настойчивости, усидчивости и радости от результатов; развитие способностей передавать характер людей, зверей, птиц; развитие понимания формы, материала, цвета, привлекательности; самоутверждение, очень необходимое для детей с отклонениями в развитии; возможности увидеть значимость своего труда для других, нуждающихся в поддержке; формирование навыков дисциплин, ответственности дружбы, взаимопомощи, работы в коллективе.

Анализ этих исследований показывает, что их результаты опосредованно можно использовать в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении. Но дифференцированный характер воспитания в коррекционной работе требует их оценки в разных ее компонентах.

Одни народные средства (игры, спортивные состязания, формы труда, экологические праздники, художественные фестивали и др.) целесообразны в оздоровлении педагогической среды влияния на детей, испытывающих отклонения в поведении.

Другие по характеру опосредованно влияет на укрепление духа, уверенности детей, целенаправленности и настойчивости, которые мы также относим к воспитанию.

Третьи, имеющие познавательный характер по изучению культуры и традиций и выявлению их значения для статуса народа, этнической идентификации, позволяют привести детей к народному патриотизму. Поняв свое место и роль в сохранении и развитии культуры народа, ученики пока не имеющие устойчивой позиции могут усилить свои познания, облагораживать характер.

Многие народные игры и совместный труд со взрослыми, традиционные для всех народов Дагестана, позволяют отрабатывать умения физического и умственного труда.

Но проблема воспитания в коррекционной, компенсаторной, восстановительной и развивающей работе с детьми в том, что меры оздоровления, ускорения развития по отношению к каждому ребенку разные, зависящие от характера отклонения и причин их порождения.

Кроме того, важными условиями воспитания детей с задержкой психического развития, являются:

а) любовь, внимание, желание и усилия родителей, окружающих родственников, соседей и других лиц, направленные на избавление таких детей от недуга, которым они страдают; важно, чтобы сами дети видели это, отвечали ответной любовью, благодарностью и шли вместе с воспитателями в ногу;

б) обязательное включение детей, страдающих теми или иными отклонениями в развитии, в игровую, трудовую и иную деятельность совместно со сверстниками и наравне с ними; ни в коем случае не изолировать их от детской среды, считая, что это оберегает их физическое, умственное, моральное здоровье;

в)обеспечение дружелюбного, подлинно-товарищеского доброжелательного отношения детей с нормальным психофизическим развитием к своим ровесникам с отставанием в развитии;

г) возложение на детей с задержкой психического развития разного рода посильных поручений, просьб родителями, другими взрослыми, выступающими в роли их воспитателей (бабушка, дедушка, старшие братья, сестры и др.), с целью активизации и развития их способностей и при этом применение морального поощрения (похвала, благодарность, выражение доверия, убежденности в способностях детей) при сверстниках и уважаемых детьми с дефектами развития взрослых;

д) признание ребенка с отклонениями в развитии в среде товарищей, ровесников равноправным членом игр, развлечений, походов неформального разновозрастного детско-юношеского коллектива;

е) наличие в неформальном разновозрастном коллективе лидеров (старших по возрасту детей, подростков), во всем покровительствующих детям с отклонениями в развитии, оберегающих их самолюбие и достоинство от всяких посягательств со стороны сверстников;

ж) создание для детей с дефектами развития более благоприятных условия и сознательно заниженных требований для выполнения с нормально развивающимися детьми определенных заданий, поручений и т.д. с целью формирования у первых убежденности в своей умственной, физической, нравственной полноценности, создание того, что они «такие же, как все остальные».

Литература:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 1999 - 168 с.

  2. Маллаев Д.М., Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 28-37.

  3. Омарова П.О., Османова Г.А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 60-68.

  4. Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга//Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Махачкала, 1999. - 174 с.

  5. Уруджев В.З. Педагогические условия реализации этнического наследия в физическом воспитании учащихся сельских школ (на материале Республики Дагестан): Автореф. дисс к.п.н. - Махачкала: ДГПУ, 2005. - 17с.

  6. Хубиева З.М. Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа: Автореф. дисс… канн.пед. наук. - Карачаевск: КГПУ, 2004. - 22 c.

  7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагог. аспекты. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 136 с.

  8. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика, 1984. - 143 с.

  9. Якубов З.Я. Традиционный уклад семьи у дагестанских народов // Воспитание школьников. - 1999, №5. - С. 38-40.

Просмотров работы: 486