РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мандарова И.В. 1, Николаева Л.В. 1
1Педагогический институт СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Музыка является одним из ярких средств эстетического воспитания ребенка. Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом этому помогает музыка. Музыка в большой степени, чем какой- либо другой вид искусства, доступна к ребенку.

Музыкальное образование воспитанников детских садов призвано целенаправленно реализовывать у детей способности чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства. Восприимчивость к прекрасному, не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки или как говорил Д. П. Кабалевский – «Прекрасное пробуждает доброе». Музыка должна использоваться везде - в повседневной жизни, на занятиях, во время игр и на развлечениях» [1]. Музыка играет также большую роль в поликультурном воспитании детей, которое заключается в разучивании детских песен разных народов, знакомство с музыкальными произведениями зарубежных композиторов.

Музыкальное развитие детей призвано целенаправленно реализовывать процесс развития у детей творческой активности, умения петь, слушать звуки природы, классические произведения, народные песни, наблюдать за явлениями природы, играть на музыкальных инструментах.

Согласно мысли В. Сухомлинского: «Музыкальное развитие ребенка является необходимым условием развития культуры воспитательного процесса. А потому необходимо развивать ту актуальную совокупность знаний, потребностей и качеств личности, которая выражается интегративным понятием «музыкальная культура ребенка» в его социально – педагогическом своеобразии» [3].

В настоящее время в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста существует немало проблем, одной из которых является привязывание детей к музыке против их воли. Для устранения этих недостатков в нашем детском саду организована свободно-развивающая среда, в которую дети приходят по собственному желанию, и с удовольствием занимаются музыкой.

Идея свободы возникла еще в эпоху античности. А начиная с эпохи Возрождения, под свободой понималось беспрепятственное раскрытие природного потенциала человека. Основателями и последователями педагогики свободы являются Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Н. Венцель, М. Монтессори и др.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с звуками и музыкой родной природы, здесь организуются слушание музыки, наблюдение, встреча культур. Рефлексия занятий музыкой проводится через рисунок, рассказ, движение, песни, ритмические движения.

Высшая цель музыкального образования детей заключается в передаче ценного, духовного опыта поколений, концентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полной и всестороннем виде и развития на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребёнка.

Основное средство достижения такой цели – постоянные и систематические встречи воспитанников с музыкой, развитием на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества, развитие певческих навыков.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н.А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений''[3].

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанимента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге ''Музыка детям'' пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ''голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов)… У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий.

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой культуры на духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей.

Методика обучения детей дошкольного возраста пению должна формировать у малышей основные певческие навыки, к которым относятся:

  • хоровые навыки (ансамбль и строй);

  • вокальные навыки (дыхание, дикция и звукообразование).

По мере взросления ребенка и усвоения им навыков, они усложняются.

Содержание образовательного процесса направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, знакомиться с музыкой и песнями разных стран. Для осуществления воспитательно - образовательного процесса применяем программу Васильевой М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Базовая программа для национальных детских садов «Тосхол» под ред. М.Н.Харитоновой,«Музыкальные обучалочки» Екатерины Железновой, «Хороводнай оонньуулар». «Упражнения на дыхание для развития вокально-певческих навыков» Борисовой Р.И. Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач способствуют формированию музыкально-художественной деятельности: певческих навыков, песенного творчества, музыкально-ритмических движений, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игры на национальных инструментах.

Обучение строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и тематического принципа построения образовательного процесса.

Для развития мотивации детей к пению и в целях приобщения к народному песенному фольклору во время педагогической практики в г.Вилюйске мы организовали кружок вокала, где разучиваем якутские народные и современные песни. С каждым ребенком работаем индивидуально и в группе. Я помогала музыкальному руководителю репетировать и готовиться к конкурсам по вокальному искусству. В итоге наши дети принимали участие в улусном конкурсе. Одна девочка из старшей группы удостоилась чести выступать в республиканском телевизионном конкурсе «Полярная звезда» и стала лауреатом конкурса. Дети выступают на всех праздничных концертах, конкурсах, на мероприятиях с родителями.

Таким образом, музыкальная деятельность воспитывает в детях восприимчивость к прекрасному, не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки, развивает чувство любви к родине, людям, дружелюбия ко всем народам.

Литература

  1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  2. Николаева, Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. – Якутск: ИД СВФУ, 2013.

  3. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 т. – Киев, 1980

Просмотров работы: 911