ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ефимова А.Е. 1, Дедюкина М.И. 1
1Северо Восточный Федеральный Университет Педагогический Институт кафедра дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Практика воспитания в детском саду показывает, что резервы волевого развития в дошкольном возрасте далеко не исчерпываются. Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций.

В проекте о Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования от 2013г. говорится о формировании общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, в разных видах деятельности, в частности в трудовой деятельности.

Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника за востребованность в будущем. Сегодня физическое воспитание направлено в первую очередь на охрану и укрепление здоровья детей, повышения защитных сил организма, воспитания стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам, волевым и физическим качествам (скорость, ловкость, выносливость, гибкость), формированию культуры здоровья. В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание – умение ставит цель деятельности. Он тянется к заинтересовавшей его игрушке, ищет его игрушке, ищет ее, если она выходит за переделы его поле зрения.

Для определения уровня развития воли детей старшего дошкольного возраста мы использовали диагностику из 4 серий, представленную в методическом пособии: диагностика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина», диагностика «Изучение достижение цели в условиях», диагностика «Графические фигуры», диагностика «Алгоритм действий». По результатам диагностик в экспериментальной группепреобладает средний уровень волевого развития, дети со средним уровнем волевого развития показали, что частично умеют контролировать свои волевые качества. процессе выполнения заданий они отвлекались, но старались доводить начатое дело до конца.

У детей низким уровнем развития воли показали, что им трудно дается мотивировать себя и свои волевые качества, они легко отвлекаются и не доводят до конца начатое дело.

В связи с полученным результатами, мы пришли к выводу, что необходима хорошо продуманная работа по волевому развитию с использованием трудовой деятельности.

На формирующем этапе эксперимента развития воли у детей старшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности, нами была разработана и проведена с детьми экспериментальной группы работа перспективного плана.

Блок 1. «Хозяйственно–бытовой труд» (темы: «Мытье игрушки», «Раскладывание книг в книжном уголке», «Мытье строительного материала», «Мытье стульчиков»).

Блок 2. «Труд в природе» (темы: «Поливка цветов», «Сбор на участке мелкого мусора», «мытье комнатных растений», «Сбор поломанных веток на участке»).

Блок 3. «Ручной труд» (темы: «Ремонт книг», «Ремонт коробок для бросового материала», «Животные в нашем лесу» «Картинки для музея»).

Блок 4. «Самообслуживание» (темы: «Аккуратность в одежде», «Чистота и опрятность одежды», «Завяжи шнурки», «Когда мы используем носовой платок»).

Всего в данной работе четыре блока с разными видами трудовой деятельности. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно то, что им посильно, приходя на помощь в случае необходимости. Надо приучать детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивать самостоятельность, активно проявлять инициативу в выполнении порученных дел. Не следует допускать ограничения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, хотелось в очередной раз подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека.

 
 
Просмотров работы: 592