ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Стрыкун Е.В. 1, Попова Л.В. 1
1СВФУ им. М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников согласно ФГОС ДО является профессиональная компетентность педагогов. Именно педагоги, способные к продуктивной творческой деятельности, управлению развитием учебно-воспитательного процесса, собственным профессиональным развитием, способны удовлетворить потребности общества в самоактуализирующейся и саморазвивающейся личности дошкольника.

Однако проблема адекватной подготовки педагогических кадров напрямую связана с разработкой соответствующего содержания. Одним из наиболее активно разрабатываемых направлений в процессе подготовки и переподготовки педагога становится сегодня компетентностный подход.

Принято считать, что компетентностью, с одной стороны, является круг полномочий, который определяет ответственность в решении практических задач должностного лица, с другой - знание, опыт, умение самого должностного лица, т. е. способность и реализация конкретным лицом этого круга полномочий (В.И.Байденко, А.С. Белкин, Л.В. Занин, Н.П. Меньшикова, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, И.П. Смирнов, К.М.Ушаков, Н.Н. Хридина, А.В. Хуторской и др.).

Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде.

Для развития профессиональной компетентности педагогов ДОО мы разработали систему внутрисадовского управления качеством образования – модель методической службы. Под моделью мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов, включающих в себя, развитие (объективно необходимых) профессиональных педагогических знаний и педагогической позиции, управление профессиональными компетентностями педагогов. Работа ДОО в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия

На первом этапе был проведён мониторинг исследования уровня развития профессиональной кометентности педагогов ДОО, который включал в себя следующие методы исследования:

- анкетирование педагогов ДОО: «Готовность педагога к работе в инновационном режиме»; «Важные качества профессиональной деятельности педагога» (источник: журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" № 10, 2011 года);

- исследование «Изучение сформированности структуры профессиональной деятельности» по методике Е.А. Панько;

- конкурентоспособность педагогов ДОО (изучение и анализ портфолио педагога);

- IT- компетентность педагога ДОО (наблюдение).

Полученные данные позволили нам наметить план работы по развитию профессиональной компетенции педагогов посредством внедрения модели методической службы. Было разработано положение о методической службе, инструкции для экспертной комиссии методической службы, форма экспертного листа результатов комплексной оценки уровня развития профессиональной компетентности педагогических работников ДОО.

Далее в модели методической работы определили компоненты профессиональной деятельности:

Гносеологический компонент профессиональной компетентности педагога включает: знания теоретических и методологических основ определённых наук, знание современных информационных технологий, знание требований, предъявляемых к современному педагогу, знание нормативных документов, касающихся профессиональной деятельности, широта и глубина дополнительных знаний.

Деятельностный компонент (умения) профессиональной компетентности включает следующие умения: гностические, проектировочные, коммуникативные, информационные, творческие, аналитические, организаторские, развивающие

Личностный компонент профессиональной компетентности включает: готовность к проявлению личной инициативы, ценностное отношение к профессии, готовность работать в коллективе.

Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевала активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском саду. Данная система является элементом педагогического образования и направлена на:

- создание условий для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;

- на совершенствование и развитие когнитивной, деятельностной и личностной характеристик профессиональной деятельности педагогов, что, на наш взгляд, составляет основу профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации, дало по всем показателям положительную динамику;

- реализацию на трех соответствующих управленческих уровнях (стратегическом, тактическом, информационно-аналитическом);

- построение работы с опорой на нормативные документы федерального и регионального уровней (работа педагогического совета на стратегическом уровне и экспертной комиссии на информационно-аналитическом уровне);

- коллективные, так и индивидуальные траектории развития профессиональной компетентности педагогов, реализующиеся через различные компоненты тактического уровня (предметно-педагогические циклы, творческие группы, школу-лабораторию и т.д.) и содержание педагогической деятельности (психолого-педагогическое, методическое, научно-исследовательское).

На третьем, контрольном этапе проводилась проверка эффективности разработанной модели, проводился анализ и обработка полученных результатов исследования, формулировка выводов и методических рекомендаций по исследуемой проблеме.

Таким образом, мониторинг профессиональной компетентности педагогов ДОО на контрольном этапе показал положительные изменения в показателях, характеризующих основные аспекты профессиональной деятельности педагогов, и позволил сделать вывод, что разработанная модель методической службы обеспечивает способность распознавать и решать методические задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности педагогов. Ее структуру определяют методическое мышление, методическая творчество, методическая культура, яка формует методическую профессиональную мобильность педагогов

Список использованной литературы

1. Алямовская, В.Г. Разработка годового плана дошкольного учреждения : Учебно – методическое пособие / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. – М. : «Восхождение», 2009.

2. Антонов Ю. Е. Проблемы методологии современного дошкольного воспитания // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 2. - С. 29-36.

3. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление дошкольным образовательным учреждением. -2010.- № 3.- С. 20- 23.

4. Афонькина, Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал/ Ю.А. Афонькина.- Волгоград: Учитель, 2014. – 115с.

5. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

6. Педагогический анализ как функция управления дошкольным учреждением // Управление ДОУ. – 2002. - № 5. - С. 4 – 9.

7. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения : метод. рекомендации / Муницип. учреждение доп. образ. «Инфор.-метод. центр» / сост. Г.В. Анкина, Н.И. Терешина. – Новомосковск : ИМЦ, 2005. – 32 с.

8. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание. 2010. - № 7.-с.48-52.

Просмотров работы: 1015