Важнейшим условием социализации является становление детьми как субъекта деятельности. Интерес к ребенку как субъекту детской деятельности и поведения не случаен, очевидно, что такие субъектные проявления, как активность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность, творчество, рефлексивность – это необходимые качества для развивающейся личности, которые обуславливают достижение высоких результатов в любой сфере деятельности, обеспечивают социальное благополучие и человека, и общества в целом. Их развитие начинается с появления человека на свет, формируется с раннего и на протяжении всего дошкольного детства во многом и потому, что дошкольный возраст является сенситивным для развития фундаментальных основ субъектности, ее постепенного наращивания [3].
Н.В. Кузьмина, характеризуя ребенка как субъекта деятельности, отмечает, что он развивается не в прямой зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным психике, – особенностям восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера, формирование общих и специальных способностей; ребенок не рождается субъектом деятельности, он им становится под воздействием воспитания [10].
В свою очередь, становление позиции субъекта позволяет личности творить, проявлять активность, создавая собственный стиль осуществления деятельности [8].
Предпосылками субъектности, формирующейся в дошкольном возрасте становятся: формирующийся в дошкольном возрасте тип отношений к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка; деятельностная природа ребенка дошкольного возраста; детская субкультура [2].
Игра - один из тех видов детской деятельности которое используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него накапливается опыт для жизни в обществе, формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность учебной и трудовой деятельности, его отношение с людьми [2]. Одна из характерных черт в сюжетно-ролевой игре - самостоятельность детей. Дети сами могут определять тему для игры, определять линии ее развития, решать, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Каждый ребенок свободен в реализации замысла игры и полет фантазии позволяет дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнера, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения[7].
Целью исследования является выявление педагогических условий становления детей старшего дошкольного возраста как субъекта игровой деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: становление ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта игровой деятельности будет успешным, если:
определить критерий становления детей старшего дошкольного возраста как субъекта игровой деятельности.
создавать педагогические условия проявления активности, самостоятельности, ответственности, целеустремленности творчества:
разработать систему сюжетно-ролевых игр, способстующих становлению ребенком старшего дошкольного возраста как субъекта деятельности;
создать предметно-пространственную среду сюжетно-ролевых игр;
В контрольном этапе исследования нами подобраны критерии, определяющие становление ребенком как субъекта игровой деятельности:
Постановка цели игровой деятельности и достижение их;
Интерес и предпочтения ребенка к какому-либо виду деятельности;
Активность и инициативность ребенка в выборе содержания игровой деятельности.
Целью формирующего этапа является:
1. Разработка системы сюжетно-ролевых игр дошкольного возраста с целью становления ребенком старшего дошкольного возраста как субъекта игровой деятельности;
2. Создание предметно-пространственной среды для организации сюжетно-ролевых игр;
В формирующем этапе нами подобраны игры той социальной действительности, в которой ребенок живет и развивается сегодня: «семья», «школа», «банк», «салон сотовой связи», «туристическое агенство», «кафе», «агенство недвижимости», «телевидение», «редакция газеты», «дизайнерская студия», «служба спасения». В каждой тематике игры поставлены цели и задачи, отобраны методы и приемы, соответствующая предметно-пространственная среда.
В сюжетно–ролевых играх заложена основа коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач, перехода к отображению в игре взаимоотношений людей.
Сюжетно – ролевая игра воспитывает нравственно – волевые качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, к содействию. Совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Дети учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам, согласовывать свои действия с другими, обмениваться с игрушками, помогать друг другу.
Таким образом, под субъектом мы понимаем инициатора, деятеля, способного не только присвоить мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, создавать новые.
Определяют две группы субъектных проявлений ребенка-дошкольника:
эмоционально-субъективные проявления: выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо виду деятельности или объекту культуры; избирательность, избирательное отношение к миру, т.е. предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с ними;
деятельностно-субъектные проявления: связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе содержания деятельности. Ребенок самостоятельно предлагает варианты решения той или иной задачи, предпринимает первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» самостоятельной деятельности [3].
Использованная литература:
Алексеева, Е.А. Творческий потенциал личности / Е.А. Алексеева. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 1998. - 31 с.
Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 2001. – 128 с.
Деркунская В. К концепции воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения / В. Деркунская // Детский сад от А до Я, 2011. – №2. – С. 66-76.
Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978.
Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. - 188 с.
Кадыров А.А. Возрастная психология. Баку, Маариф, 2002.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001.
Комплексная программа "Детство" под ред.Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова.
Кудикина Н.В. Игровая деятельность детей : теоретические основы и методика педагогического руководства // Ее величество ИГРА : теория и методика организации детской игровой деятельности в контексте преемственности дошкольного и начального образования : сб. статей / под ред. Г.С.Тарасенко . - Винница : ВГПУ им. Михаила Коцюбинского , 2009. -320 с.
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М., 1990. – 167 с.