ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Ефимова И.И. 1, Макарова Т.А. 1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной проблемы заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Готовность к школе- это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности. Психологическая готовностьопределяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

Большой интерес к этому вопросу связан с тем, что готовность к школьному обучению – это важнейшее новообразование дошкольного возраста. Являясь итогом развития ребёнка на протяжении первых семи лет жизни, она обеспечивает переход к позиции школьника и выступает необходимым фундаментом для усвоения школьной программы.

В отечественной психологии существовали разные подходы к исследованию готовности детей к школьному обучению. К первому подходу относят исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков, необходимых для обучения в школе [2]. Изучались возможности расширения объёма знаний, умений и навыков, которыми могут овладеть дети в дошкольном возрасте. Это работы А.М. Леушиной, Л.Е. Журовой и др. Исследования А.М.Леушиной были направлены на изучение способности дошкольников усвоить элементарные математические знания. Л.Е Журова занималась изучением возможности обучения дошкольников грамоте.

Данные работы показали, что путём специально организованных занятий можно успешно обучать дошкольников началам математики и грамоты, существенно улучшив их подготовку к школьному обучению.

Ко второму подходу относят исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности. Так в работах Т.С.Комаровой изучалось влияние изобразительного творчества. В.Г. Нечаева и А.Н.Давидчук занимались изучением конструктивного творчества: конструирование по показу и по замыслу (у В.Нечаевой); по образцу и по условиям (А.Давидчук) когда воспитатель в словесной форме излагает требования к постройке. То есть дошкольников можно научить действовать по образцу, слушать и выполнять инструкции взрослого, оценивать свою работу, формируя те умения, которые пригодятся им в процессе школьного обучения.

К третьему подходу относят работы, в которых психологическая готовность рассматривается как комплекс определённых психических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения в школьную жизнь [2]. Так Л.И. Божович выделила два компонента, влияющих на успешность обучения и определяющих готовность к учебной деятельности – это интеллектуальный и личностный. Личностная готовность предполагает формирование «внутренней позиции школьника» - когда ребёнок выражает желание учиться.

Основная задача детского сада – способствовать общему развитию ребёнка, формировать у него познавательные интересы. Поэтому методы работы отличаются от тех, которые используются педагогами в школе. В детском саду не ребёнок подстраивается к системе обучения, а обучение к ребёнку: его интересам, к свойственным ему видам деятельности. Обучение в детском саду ведётся исподволь, а проблема неуспеваемости отсутствует. В школе же ребёнок должен подстраиваться к систематическому, жёсткому обучению [3].

Ребёнок, придя из детского сада, сталкивается с изменением своего социального статуса. Эмоциональный комфорт, который он испытывал в детском саду, близкие отношения с воспитателями заменяются регламентированностью, упорядоченностью, стандартизацией его личности. В школе резко снижается количество неформальных контактов с детьми, ролевые позиции ребёнка жёстко фиксированы, общение с учителем становится дистантным.

Чтобы сформировать у ребёнка психологическую готовность к школьному обучению, не надо его раньше времени отправлять в школу. Ему необходима разнообразная интересная жизнь, в которой он приобретает всесторонний игровой опыт, учится содержательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, имеет возможность музицировать, рисовать, конструировать. Он должен много и разнообразно двигаться, развивать координацию движений и укреплять мелкую моторику. Всё это и будет его психологической подготовкой к школе [4].

Теперь, приходя в школу даже в семилетнем возрасте, дети, не пройдя необходимый путь биологического развития мозга в частности, оказываются не готовыми к ней и психологически, испытывая значительные трудности в процессе адаптации к требованиям школы и условиям учебного процесса [6].

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе [7].

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребёнок станет школьником, его общее развитие должно достичь определённого уровня. Речь идёт в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он ещё как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлёк его внимание, но сосредоточится сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трёх основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. формирование опыта учебной деятельности

И таким образом психологическая готовность к школе является важнейшим итогом дошкольного детства. Она обеспечивает переход к позиции школьника и является необходимым фундаментом для усвоения школьной программы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования, и их задача – обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение, позволяющее не только преодолеть возникающие у ребёнка трудности, но и обеспечить их профилактику.

Таким образом, не умаляя значение подходов к психологической готовности к школе как формирования у детей умений и навыков, необходимых для обучения в школе и отдельных компонентов учебной деятельности, мы подчеркиваем психологическую готовность как комплекс определённых психических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения в школьную жизнь

Основная задача детского сада – способствовать общему развитию ребёнка, формировать у него познавательные интересы. Формирование психологической готовности детей к школе, будет более эффективным, если будет использоваться комплекс занятий, игр на развитие мотивационной, волевой интеллектуальной и зрительно-моторной координации, учитывающий психофизиологические и индивидуальные особенности детей.

Использованная литература

  • Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе – М.: Сфера, 2001. – 237с.

  • Доценко, Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 297с.

  • Коменский, Я.А.Избранные педагогические сочинения Т.2. / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – 575с.

  • Венгер, Л.А.Программа «Развитие»(Основные положения) – М.: Новая школа, 1994. – 64с.

  • Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для студентов пед.вузов / Е.О. Смирнова // – СПб: Питер, 2010. – 298 с.

  • Межличностные отношения дошкольников :учеб.-практ.пособие / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // М.: Изд-во Владос, 2005.

  • . Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: избранные психологич.труды. – СПб.: Питер,2009. – 398с.

Просмотров работы: 1530