ГЕНДЕРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Иванова Н.А., Андреева Л.Д.
Педагогический институт СВФУ
Якутск, Россия
GENDERNOYeISSLEDOVANIYeVOLEVYKHKACHESTVUDETEYSTARSHEGODOSHKOL'NOGOVOZRASTA
Ivanova N.A. , Andreyeva L.D.
Pedagogicheskiy institut SVFU
Yakutsk , Rossiya
Актуальность темы особенностей формирования волевых качеств у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста обусловливается значимостью дошкольного возраста, который является важным этапом в формировании и развитии волевой сферы личности.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому педагоги и родители должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.
Исследования особенностей формирования и развития волевой сферы у дошкольников необходимы для создания более эффективной воспитывающей и обучающей среды. Экспериментальное исследование проводилось в период ноября 2015г. в МБДОУ № 56 «Пушинка» г. Якутска. Выборку составили 10 детей дошкольного возраста (девочек -5; мальчиков-5) в возрасте 5-6 лет. В исследовании приняла участие группа старшего дошкольного возраста.
Диагностика уровня развития волевых качеств проводилась тремя методиками: «Не подглядывай», «Закрась фигуры» и «Картинки и кружки» с целью выявления уровней развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность. Автор методик Е.А. Ключникова.
В результате проведенных нами исследований было выявлено, что волевые качества девочек старшего дошкольного возраста характеризуются
средним и низким уровнем волевых качеств как упорство и целеустремленность. Волевые качества мальчиков характеризуются высоким, средним и низким уровнями развития и сформированности упорства и целеустремленности. В этом возрасте еще только происходит активное формирование и развитие волевых качеств ребенка.
Между мальчиками и девочками существуют заметные различия по развитию волевых качеств, как по целеустремленности, так и по упорству: результаты у мальчиков выше, чем у девочек. В целом можно говорить, что в исследованной группе мальчики опережают своих ровесниц-девочек по развитию волевых качеств (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1
Общий показатель исследования волевых качеств детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном периоде дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с помощью педагогов и родителей они смогут делать что-то не слишком привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется волевое поведение. Это серьезный шаг в становлении воли и произвольности дошкольника. Задача взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.
Таким образом, проделанное нами экспериментальное исследование показало важность изучения гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста и подтвердило гипотезу о том, что проявление воли у мальчиков старшего дошкольного возраста выше, чем у девочек старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1. Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста: [опыт.эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист. – 2008. – № 5. – С. 57-61.
2. Осьмакова, М.В. Волевая готовность ребенка к школе [Электронный ресурс] // Электрон.тестовые дан. – Режим доступа: http://www.u-mama.ru/read/article.php/4971, свободный.
3. Сидячева, Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе / Сидячева Н. В. – М.: Детство-пресс, 2006. – 27 с.