На основании проведённых нами исследований на большом количестве примеров можем высказать следующую гипотезу: если задана некоторая числовая последовательность с неизвестной аналитической записью n-го члена, но известным способом получения каждого последующего члена, то определитель матрицы составленной из последовательных членов этой последовательности равен нулю, иначе, данная последовательность является прогрессирующей.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней сформулированы и обоснованы свойства отрезков прогрессирующих последовательностей (и некоторых других) длиной равной квадрату натурального числа (начиная с 3: 32 = 9): равенство нулю определителя, элементы которого составлены из указанных членов прогрессирующих последовательностей.
Кроме того, один из важных результатов исследования – записанные в квадратные матрицы порядка больше трёх последовательные члены прогрессирующих последовательностей обладают помехоустойчивостью, т.е. замена в таких матрицах при вычислении определителей какой-либо строки или столбца на совершенно произвольные числа не влияет на значение определителя – он равен нулю.
Сформулировано новое понятие: помехоустойчивость прогрессирующих последовательностей.
Достоверность полученных результатов обеспечивается
- известными свойствами числовых последовательностей, квадратных матриц, их определителей, приведённых в научной и методической литературе;
- анализом большого количества экспериментальных данных (компьютерный эксперимент) и обобщением полученных данных с формулировкой выводов.
Теоретическая значимость исследования определяется сделанными выводами по результатам компьютерного эксперимента, введением нового понятия. Свойство помехоустойчивости прогрессирующих последовательностей может быть использовано для передачи больших объёмов информации с контролем потерь при передаче, для криптозащиты передаваемой информации. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что их использование позволит повысить качество образовательного процесса – учебный материал разработал студент вуза, что влечёт за собой активизацию как УИРС, так и НИРС.
Список литературы
1. Смольняков И.М., Часов К.В. Формирование НИР студентов посредством информационной образовательной среды // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - №7-1. – С. 105-106. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id= 5514 (дата обращения: 15.01.2016)
2. Смольняков И.М., Часов К.В. Некоторые свойства прогрессирующих последовательностей // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - №7-1. – С. 106-107. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=5515 (дата обращения: 15.01.2016)
3. Смольняков И.М., Часов К.В. Помехоустойчивость прогрессирующих матриц // Международный студенческий научный вестник. – 2015. - №5-4. – С. 579-580. URL: www.eduherald.ru/138-13968 (дата обращения: 15.01.2016)
4. Смольняков И.М., Часов К.В. Последовательность чисел Фибоначчи и золотое сечение // «Международный студенческий научный вестник». Типография ИД «Академия Естествознания», - Саратов, 2015. - №5-4. – С. 580-582. URL: www.eduherald.ru/138-13969 (дата обращения: 15.01.2016)
5. Смольняков И.М., Часов К.В. Исследование различных последовательностей // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2014/729/6698 (дата обращения: 15.01.2016).