ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

Чернова Т.А. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с распространением демократии, принципов либерализма и открытого общества за последние несколько десятилетий в российской науке все более отчетливо вырисовывается новое направление исследований, основанных на гендере - социокультурном конструкте, связанном с приписыванием индивиду определенных качеств и норм поведения на основе его биологического пола [2]. Являясь целым комплексом социальных и психологических процессов, гендер представляет интерес не только для философов и социологов, но и для лингвистов.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящее время гендерные исследования играют значительную роль в различных областях гуманитарных наук, поскольку в значительной степени они ориентированы на анализ и поиск возможных решений реальных социальных проблем.

Цельюданной статьи является проведение теоретического анализа современного опыта исследования гендера в зарубежной и отечественной лингвистике.

Основным материалом данной статьи послужили монографии и статьи отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся вопросами гендерных исследований и непосредственно гендерной лингвистики: О.А. Ворониной, А.В. Кирилиной, Е.И. Горошко, Ф. Маутнера, Э. Сепира, О. Есперсена.

Внимание ученых, занимающихся гендерной лингвистикой, сосредоточено на культурных и социальных факторах, которые определяют поведение отдельных индивидов в связи с принадлежностью к тому или иному полу, стереотипные представления о мужских и женских качествах, а также все то, что переводит проблематику пола из области биологии в сферу социальной жизни и культуры.

Как отмечает О.А. Воронина, в отличие от категории sexus (биологический пол) гендерный статус и, соответственно, гендерная иерархия и гендерно обусловленные модели поведения задаются не природой, а “конструируются” обществом (doing gender), предписываются институтами социального контроля и культурными традициями. Являясь важным аспектом социальной организации, гендерные отношения особым образом выражают ее системные характеристики и структурируют отношения между говорящими субъектами. А.В. Кирилина в свою очередь определяет основные теоретико-методологические положения гендерного концепта, которые основаны на четырех взаимосвязанных компонентах: культурные символы; нормативно-правовые документы, регулирующие религиозные, научные и политические отношения; социальные институты и организации и самоидентификация личности. Фиксация гендерных отношений в языке проявляется в виде культурно обусловленных стереотипов, которые отражаются на процессах языковой социализации личности [4].

История исследования взаимосвязи языка и пола проходила в три периода, рубежом которых являются 60-е годы ХХ века:

1) биологический детерминизм – период характеризовался преимущественно описательным характером научного дискурса и сугубо биологическим подходом к анализу: считалось, что все различия между мужской и женской речью определяются биологическим полом;

2) переходный (промежуточный) период, послуживший базой современных гендерных исследований – труды Ф. Маутнера, Э. Сепира, О. Есперсена;

3) собственно гендерные исследования — широкомасштабные исследования, идущие с 60-х годов и обусловленные ростом интереса к прагматическому аспекту языкознания, развитием социолингвистики и существенными изменениями в традиционном распределении мужских и женских ролей в обществе [6].

А.В. Кирилина в своей работе «Освещение связи языка и пола в истории лингвистики» замечает: в коренном повороте, произошедшем в гендерных исследованиях в конце 60-х – начале 70-х годов, большую роль сыграло развитие социолингвистики, формирование постмодернистских трактовок познания и подъем феминистского движения. Сформировавшиеся в этот период несколько лингвистических направлений различаются по концептуальным установкам, методам исследования и характеру изучаемого материала. Таким образом, среди них выделяются:

  • Социолингвистические гендерные исследования;
  • Феминистская лингвистика;
  • Собственно гендерные исследования, изучающие оба пола;
  • Исследование маскулинности (men’s studies);
  • Психолингвистическое изучение пола, смыкающееся с нейролингвистикой;
  • Кросскультурные, лингвокультурологические исследования.

Отличительными чертами гендерных исследований является то, что многие из направлений и в настоящее время продолжают сосуществовать, развиваясь в междисциплинарной парадигме.

Кроме того, гендерный аспект языкознания характеризуется тем, что практически любая область лингвистики (проблемы референции, когниции, морфологии, грамматики, синтаксиса, лексикологии и фразеологии, семантики и прагматики, лингвистики текста и т.д.) может быть рассмотрена с точки зрения отражения в ней гендерных отношений.

Сегодня можно утверждать, что в российском языкознании сложилось собственное, несколько отличное от западных течений, научное направление по изучению гендерных аспектов языка и коммуникации — гендерная лингвистика. Свидетельством тому может служить появление значительного количества публикаций по гендерной проблематике на материале не только западных, но и русского и других языков, регулярно проводящиеся семинары, конференции и другие научные форумы, а также появление периодических изданий и создание научных подразделений, занимающихся изучением гендера [Караулов, 1996 [3]; Коваль, 2007 [7]; Cameron, 2005 [16]; Tennon, 1993 [17] и другие]

В российском языкознании на сегодняшний день также можно выделить несколько направлений развития гендерной лингвистики:

• социо- и психолингвистическое, в рамках которого продолжаются интенсивные исследования русского языкового сознания, письменных и устных текстов, в том числе в прикладном аспекте. В области психолингвистических исследований наиболее ярко проявляется полемика по вопросу о примате природного или социального в исследовании взаимосвязи языка и пола [Горошко, 2003 [1]; Караулов, 1996 [3]; Коваль, 2007 [7] и другие];

• лингвокультурологическое, в рамках которого ведутся работы по изучению специфики русских стереотипов фемининности и маскулинности и их функционирования в языке, исследования особенностей отражения русским языком культурных концептов «мужественность» и «женственность» и гендерной метафоры [Кронгауз, 1996 [9]; Пылайкина, 2004 [10], Хакимова,2003 [13] и другие];

• коммуникативно-дискурсивное, в рамках которого ведется изучение лингвистического конструирования гендера в коммуникативном взаимодействии индивидов в различных видах дискурса, речевого поведения мужчин и женщин с позиций теорий социальной идентичности, коммуникативной адаптации и интеракционизма [Куницына, 2011 [8]; Стрельцова, 2005 [11]; Черных, 2012 [15] и другие] [14];

Появление ряда работ методологического характера можно считать одним из признаков укрепления позиций лингвистической гендерологии как самостоятельного научного направления. Вопрос о применении гендерного подхода в обучении межкультурной коммуникации становится все более актуальным[6], и проблемы разработки общенаучных подходов к изучению гендера в лингвистике все больше интересуют молодых ученых, что дает основание считать данное направление исследований весьма перспективным.

Список использованной литературы:

  1. Горошко, Е.И. Языковое сознание: гендерная парадигма [Текст] / Е.И. Горошко //Методология современной психолингвистики. – М.: Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2003. – С. 99 – 102.

  2. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с.

  3. Караулов, Ю.Н. Типы коммуникативного поведения носителя языка в ситуации лингвистического эксперимента [Текст] / Ю.Н. Караулов // Этнокультурная специфика языкового сознания / Под ред. Н.В. Уфимцевой. – М., 1996. – С. 67 – 96.

  4. Кирилина А.В. Гендер: Лингвистические аспекты / А.В. Кирилина. – М.: Изд-во Институт социологии РАН, 1999. – 180с.

  5. Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации / А.В. Кирилина. – М. «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 252с.

  6. Кирилина А.В. Освещение связи языка и пола в истории лингвистики / А.В. Кирилина //Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А.Ворониной. – М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. – 416 с.

  7. Коваль, В.И. Язык и текст в аспекте гендерной лингвистики: монография [Текст] / В.И. Коваль. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2007. − 217 с.

  8. Куницына, Е.В. Гендерная маркированность политического дискурса: языковой и речевой аспекты): дис. … канд. филол. наук / Е.В. Куницына. – Ставрополь, 2011. – 249 с.

  9. Кронгауз, М.А.Критика языка [Электронный ресурс] / М.А. Кронгауз // Логос. – М.: Изд-во «Дом интеллектуальной книги», 1999. – № 3 (13). – С. 133-146. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_03/1999_3_09.htm. – дата обращения (05.06.2015 г.).

  10. Пылайкина, В.П. Категория гендера в английском языке в сопоставлении с русским: автореф. дис. … канд. филол. наук / В.П. Пылайкина. – Екатеринбург, 2004. – 23 с.

  11. Стрельцова, Н.В. Межличностные отношения в языковом сознании русских: гендерный аспект: дис. … канд. филол. наук / Н.В. Стрельцова. – М., 2005. – 253 с.

  12. Хакимова, Г.Ш. Гендерный фактор в английских паремиях в сопоставлении с русскими: автореф. дис. … канд. филол. наук / Г.Ш. Хакимова. – Уфа, 2003. – 25 с.

  13. Халеева, И.И. Гендер в теории и практике обучения межъязыковой коммуникации / И.И.Халеева // Гендер: язык, культура, коммуникация: Доклады Втор. Межд. конф. М., 2001. – С.7-11.

  14. Черных, О.Ю. Семиотические средства конструирования гендера в педагогическом дискурсе: автореф. дис. … канд. филол. наук / О.Ю. Черных. – М., 2012. – 27 с.

  15. Cameron Deborah, Kulick Don. Language and sexuality/ Cameron Deborah - Cambridge University Press, 2003. — 193 p.

  16. Tannen Deborah. Gender and Conversational Interaction / Tannen Deborah -New York, Oxford: Oxford University Press, 1993. — 327 p.
Просмотров работы: 1720