СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИИ И США - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИИ И США

Календжян К.К. 1, Коробко Л.В. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА» им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Морально-психологической подготовке личного состава вооруженных сил уделяется все возрастающее внимание, как в России, так и в армиях зарубежных стран. Несмотря на все возрастающую роль технических и информационных средств ведения военных действий, связанной с постоянной модернизацией вооружений и военной техники, внедрением новейших информационно-коммуникативных технологий и разработок в военном деле, вопрос морально-психологической подготовки личного состава не теряет своей актуальности.

Морально-психологическое состояние (МПС) личного состава тесно связано с понятием «человеческий фактор» и включает в себя такие составляющие, как усиление морально-психологической подготовки (МПП) всех категорий личного состава в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки; улучшение социальной защиты военнослужащих, а также повышение материальной заинтересованности личного состава; проведение мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности органов военного управления.

Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа морально-психологической подготовки военнослужащих в Вооруженных Силах РФ и США.

Военно-политическое руководство ведущих стран мира считает проблему поддержания высокого морально-психологического состояния вооруженных сил одной из приоритетных в сфере обеспечения национальной безопасности. Морально-психологическую подготовку следует рассматривать в качестве важного элемента комплексной системы обучения и подготовки личного состава вооруженных сил. Конечным результатом этого процесса является высокая моральная и психологическая устойчивость, как отдельного военнослужащего, так и подразделения, части, вооруженных сил в целом.

Морально-психологическая подготовка личного состава вооруженных сил РФ и США включает в себя следующие обязательные условия: ведение психологической, воспитательной и культурно-досуговой работы.

Выделяются следующие основные задачи психологической работы в ВС РФ являются:

  • диагностика индивидуальных особенностей военнослужащих;

  • оказание своевременной квалифицированной психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу;

  • психологическая профилактика суицидальных происшествий;

  • улучшение психолого-педагогической подготовки офицерского состава;

  • повышение уровня устойчивости профессиональных и боевых навыков каждого солдата и офицера в интересах быстрого и своевременного выполнения задач на поле боя;

  • создание устойчивой групповой сплоченности воинских коллективов на основе войскового товарищества, взаимопомощи в бою, а также безусловного выполнения приказов командиров (начальников) и др. [1].

Морально-психологическая подготовкаВССША ставит следующие задачи:

  • воспитать физически выносливых и психологически стойких военнослужащих, способных успешно преодолевать трудности боевой и походной жизни;

  • выработать у них устойчивые профессионально-боевые навыки, позволяющие действовать в экстремальных условиях на поле боя;

  • сформировать психологическую готовность к борьбе с сильным противником, способным добиваться успеха в ходе боевых действий;

  • обеспечить социально-психологическую сплоченность частей и подразделений, боевых экипажей и расчетов [2].

Немаловажным разделом морально-психологической обстановки является воспитательная работа. Анализ задач информационно-воспитательной работы личного состава вооруженных сил различных государств показывает, что, несмотря на их широкий спектр и специфические особенности, они, в целом, идентичны: формирование взглядов и убеждений военнослужащих, соответствующих характеру государственной военной политики; обеспечение органов военного управления и офицерского состава оперативной военно-политической и служебной информацией; информационное воздействие на сознание и поведение личного состава с целью формирования побудительных мотивов и духовных стимулов к выполнению учебных и боевых задач; удовлетворение культурных, религиозных и информационных потребностей военнослужащих; реклама военной службы, создание и культивирование положительного имиджа вооруженных сил в общественном сознании и другие [2].

Важной формой воспитания в ВСРФ является общественно-государственная подготовка. Она призвана формировать у личного состава высокие моральные качества, понимание воинского долга, любовь к истории и традициям вооруженной защиты Отечества. В США имеет ярко выраженную направленность на «американизацию сознания и мировоззрения» военнослужащих [2].

Другим важным фактором обеспечения заданного уровня МПС личного состава считается проведение культурно-досуговой работы. Улучшение морального климата, социально-бытовых условий, а также досуг военнослужащих и членов их семей являются приоритетными в процессе МПП. При этом большое значение для повышения морально-психологического состояния личного состава за рубежом придается привлечению групп «знаменитостей», то есть популярных актеров, певцов и других исполнителей, организующих свои выступления перед военнослужащими и членами их семей. Предназначение культурно-досуговой работы в ВС РФ – в формировании у личного состава высоких нравственных качеств, гордости за свое Отечество, достижения Российской многонациональной культуры.

Военно-научные разработки в сфере изучения психологии военнослужащих выявили следующие факторы, положительно и негативно влияющие на МПС личного состава.

К положительным факторам относят: высокий уровень личной профессиональной подготовки и постоянное стремление к его повышению; убежденность в исключительности государственного строя своей страны; гордость за принадлежность к своей стране и ее вооруженным силам; приверженность традициям воинской части и вооруженным силам в целом; уверенность в качестве своего оружия; высокая психологическая готовность к началу военных действий [2].

Стоит отметить, что вышеперечисленные положительные факторы относятся только к армиям с богатой традицией военного дела, принимавшим участие в боевых действиях и конфликтах, имеющим развитую государственно-правовую идеологию и социальное благополучие населения, таким как Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки.

К негативным факторам, воздействующим на морально-психологическое состояние относятся: повышенный интерес к материальному стимулированию военнослужащих в ущерб морально-нравственному воспитанию; пренебрежение к противнику, переоценка своих сил; потеря инициативы в ходе боевых действий, что может привести к существенному снижению МПС военнослужащих; наличие расовых предрассудков, проявление крайних форм индивидуализма, карьеризм, отчужденность, напряженность во взаимоотношениях; злоупотребление алкоголем, наркотиками [3].

Высокий уровень боевой готовности, обеспечиваемый эффективной системой профессиональной, оперативной и боевой подготовки, способствует формированию и поддержанию высокого морального духа у личного состава, чувства гордости и удовлетворения службой в вооруженных силах, уверенности в командовании, своих действиях.

Литература

  1. Лепешинский И.Ю., Глебов В.В., Листков В.Б., Терехов В.Ф. Основы военной педагогики и психологии, 2011. – URL: http://medicinapediya.ru/pedagogika-psihologiya-voennaya/osnovyi-voennoy-pedagogiki.html (дата обращения: 02.11.2015).

  2. Зеленков М.Ю. Морально-психологическая подготовка войск в армиях зарубежных стран. – М.: Зарубежное военное обозрение, 2000. – №11. – С. 5–11.

  3. Данилов А.Н. Профилактика боевых психологических травм в вооруженных силах США// Зарубежное военное обозрение. – 1991. – №9. – С. 11-17.

Просмотров работы: 1664