ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Готовцева С.С. 1, Николаева Л.В. 1
1кафедра дошкольного образования педагогического института Северо-Восточного федерального университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольное образование в разных странах и культурах имеет много сходного, особенно в народной педагогике. В то же время система дошкольного образования каждой страны имеет свою национально-региональную специфику, отражающую особенности географической среды проживания, исторического развития.

То общее, что объединяет, сближает народные педагогики разных народов и этносов – инвариантные компоненты. Именно они позволили выявить закономерности развития обучения и воспитания детей, начиная с далеких исторических времен до наших дней, и создать науку о народных педагогиках, культурах традиционного воспитания, которую академик Г.Н.Волков назвал этнопедагогикой. Такими инвариантами являются народный идеал человека, средства обучения и воспитания (фольклор, народные промыслы, песенно-музыкальное искусство, обычаи, традиции и др.); факторы обучения и воспитания (природа, труд, игра и др.); методы, принципы и формы организации обучения и воспитания, уважение и любовь к детям, пример взрослых).

Но каждая народная педагогика является «собственностью» вполне конкретной нации, конкретного народа – якутов, русских, татар, чувашей и т.д. у каждого народа она своя, индивидуальная, отличающаяся от других. Это отличие дают ей регионально-национальные особенности, регионально-национальное содержание сказок, песен, игр, праздников, видов труда, традиций. В.Ф.Афанасьев отмечает, что отличительная особенность педагогики народов Сибири и Дальнего Востока заключается в том, во-первых, она возникла и развивается в районах вечной мерзлоты, в суровых климатических и природных условиях. Во-вторых, личный и общественный опыт накапливается в борьбе за существование. В-третьих, прививаемые детям жизненные знания и трудовые навыки тесным образом связаны с занятиями взрослых: охотой, рыболовством, оленеводством, животноводством, что требует специфического подхода. В-четвертых, традиции и обычаи северных народов имеют по характеру и по форме свои особенности, определяемые характером жизни и деятельности этих народов [3, с.19]. Данилов Д.А. писал: «Каждая этническая общность, развиваясь веками в определенных, географических, природных, социальных условиях, имеет не только своеобразную производственную деятельность людей, но и присущие только ей быт, миропонимание, мышление», менталитет [2].

Мои научные интересы – народная культура, традиции воспитания разных народов. Я учусь на 4 курсе кафедры дошкольного образования Педагогического института Северо-Восточного Федерального Университета имени М. К. Аммосова. Я представитель северных народов России – эвенка. К сожалению, я не знаю своего родного языка, т.к. не жила на Севере среди представителей своего народа. Но меня интересует народная традиционная культура. На занятиях по дисциплине «Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста» мы изучали традиции народов нашей республики, обсуждали этнопедагогические идеи воспитания детей, говорили также о народных традициях и детских праздниках западных стран. Исследование по этой теме я продолжила во время своей поездки в Норвегии. Мне посчастливилось учиться в течение одного семестра в Саамском университетском колледже. Из университета нас было четверо студентов. Мы поехали по программе академической мобильности студентов Север – Северу. В Норвегии у меня была прекрасная возможность провести сравнительный анализ культур народа саами и Севера Якутии. Я обнаружила очень много общего в наших культурах. Это традиционные виды деятельности северных народов – оленеводство, рыболовство, особенности жизни и быта в условиях тундры, народное художественно-прикладное искусство. Мне очень понравилась их система образования. Удивило то, что саами говорят только на своем родном языке, сохраняют родную культуру. Детей с раннего возраста приучают к труду, к занятиям народными промыслами, шить, рукодельничать, изготавливать юрту, работать в мастерской. Старшее поколение уделяет большое внимание приобщению детей к народным промыслам. Там есть центр пожилых людей, где собираются и организуют различные мероприятия бабушки и дедушки. Многие из них - участники Великой Отечественной войны. Мы разговаривали с ними часами, помогали в проведении, например, рождественского базара: делали и продавали торты, блинчики, вафли, участвовали в розыгрыше лотереи. Во всех мероприятиях принимают участие дети.

В колледже мы изучали язык народа саами и их культуру. Язык саами считается языком глаголов. Поэтому нас водили в лес, на рыбалку, в оленью кораль, рукодельный центр, мастерские по изготовлению юрт, серебра, музеи и на разные работы, связанные с их культурой. Теорию мы применяли непосредственно на практике. Вот, например, учитель заколачивает шкуру оленя и все свое действие она озвучивает, потом мы повторяем, после мы рассказываем о нашей работе в виде групповых либо индивидуальных работ. Обычно делимся на группы по три-четыре человека и комментируем фотографии: действия людей, описываем место, время, погоду, одежду, а в форме рефлексии мы сдаем индивидуальные работы: ежедневник, письмо, сочинение. Нас из России было семеро: трое ребят представители Кольских саамов из Мурманской области и четверо из Якутии. В рабочих группах нас старались разделять друг от друга, чтобы мы вынужденно общались со своими однокурсниками на саамском языке. Вне занятий мы общались и на английском языке. Кроме этого, мы ходили в рабочий центр, где общались и помогали людям с ограниченными возможностями здоровья. Там в основном занимались в рукодельной комнате. Этот вид деятельности очень развит среди саамов. Мы шили браслеты, наперстки, куклы, картины из специально обработанной кожи из шкуры оленя, делали брелки из спиленных рогов и т.д. Самым запоминающимся событием из жизни в Норвегии, была поездка в кораль – это большой загон с тысячью оленями, где семьи забивают себе на зиму тушку. По приезду мы расставили юрту, собирали дрова, разжигали костер и кипятили воду для кофе, кстати, его европейцы пьют очень много. Затем нас отвели в загон. Я была в шоке от увиденного: огромное стадо, движущееся по кругу против часовой стрелки (у оленей есть особенность, бегают только так, никак не иначе). Оленеводы ловили по одному арканом и либо отмечали, либо убивали. Для нас поймали, убили, разделали и сварили средних размеров оленя. Туша его весила всего 26 килограмм. Вообще, они там очень маленькие, по сравнению с нашими, даже дети могут их оседлать. Хоть и было очень холодно и сыро, в итоге дня чувствовалась приятная усталость и радость за себя, за то, что я смогла побороть свой страх перед тяжелой работой и охотно помогала оленеводам. Понравилось то, что дети с дошкольного возраста наравне со взрослыми участвуют во всех повседневных делах и традиционных мероприятиях.

Весной того же года я побывала в городе Чанчуне провинции Цзилинь и проучилась семестр в Чанчуньском университете науки и технологии. Т.к. я учусь на кафедре дошкольного образования, наряду с аглийским и китайским языками я изучала дошкольное образование Китая.

Китай- культурный регион и древняя цивилизация восточной азии. Китай относится к наиболее древним цивилизациям, которая вобрала в себя большое число государств и культур в течение 4 тысяч лет.

В настоящее время дошкольное образование является начальной ступенью системы образования в Китае, предназначенной для детей от рождения до 6 лет в городе и до 7 лет в деревне и осуществляемой в дошкольных учреждениях разных типов.

Основной формой дошкольного образования и воспитания в Китае является детский сад, который посещают дети в возрасте от 3 до 6 (7) лет. Функционируют такие возрастные группы: младшая, средняя, старшая. В младшей группе воспитываются 25 детей, в средней - 30, а в старшей - 35.

Обычно в каждой группе работают два воспитателя, которые проходят специальную подготовку и аттестацию, и один помощник воспитателя. ДС работают по четко определенному режиму дня, преобладают коллективные формы работы с учениками. Дети носят одинаковую одежду. Многие исследователи дошкольной педагогики утверждают, что китайская система воспитания отличается суровостью, косностью, сверх организованностью, отсутствием индивидуального подхода. Но родители--китайцы так не считают: «Один ребенок в семье рискует вырасти эгоистом», а система образования поможет скорректировать этот недостаток

Существуют и другие формы дошкольного образования.

1. Центры пренатального образования. Этими центрами, которые открыты для беременных женщин и их мужей с целью эффективного пренатального развития детей и развития после рождения и укрепления отношений супругов, управляют медицинские учреждения.

2. Детские ясли. В эти учреждения принимают детей старше 1 года и до 3 лет.

3. Комбинированные детские сады. Их открывают крупные предприятия. В этих учреждениях воспитываются дети сотрудников с 4 месяцев до 6 лет. Они работают круглосуточно.

4. Благотворительные образовательные учреждения для детей-инвалидов от рождения до 15 лет.

5. «SOS - детские деревни». Подобные учреждения открываются международными благотворительными организациями для детей-сирот до 18 лет.

6. Предшкольные группы. Понятие «предшкольная группа» имеет в Китае свои особенности. Обычно сам детский сад открывает подготовительную к школе группу. Школа и некоторые другие организации (например, Дворец детства) тоже имеют право открыть предшкольную группу; чаще всего это происходит в так называемой глубинке. Это по сути комбинированные группы, работающие в школьном режиме (заметим: открытие таких групп вызвано отсутствием детских садов в этой самой глубинке). По статистике Министерства образования Китая, в 2006 г. в стране было 130 495 детских садов, в том числе государственных - 26 877, ведомственных - 22 680, частных - 75 426, других (например, детский сад при посольстве) - 5512. Следует сказать о предшкольных группах. По данным статистики, в 2006 г. функционировали 294 204 такие группы, причем государственных - 235 479, ведомственных - 8359, частных - 45 460 и других - 4906. Чем предшкольное образование отличается от дошкольного в старших группах? Организация педагогического процесса в старших группах соответствует особенностям работы детских садов, а в предшкольных группах содержание образования, формы обучения и режим пребывания детей приближены к школе. Родители сами решают, где будут учиться их дети - в предшкольных или старших группах. Сделать этот выбор им нелегко: если дети будут учиться в предшкольной группе, то свободное и счастливое время детства закончится рано, у детей останется мало времени для игры, потому что основное время будет посвящено учебе; если дети поступят в школу из старшей группы, то, возможно, они не смогут быстро привыкнуть к школе, и станут отставать от других детей. По мере развития китайской экономики дошкольное образование тоже развивается: начиная с 2001 г. число ДОУ и численность детей и воспитателей в них увеличиваются.

Детские сады в Китае делятся на государственные, ведомственные и частные. Государственные сады обладают богатым педагогическим и управленческим опытом, плата за пребывание в них низкая - здесь детей настойчиво приучают к труду и готовят к школе, без эстетических воспитательных изысков, а частные детские сады сформировались лишь за последние несколько лет, плата за обучение в таких учреждениях сравнительно высока здесь уделяется внимание культурному развитию детей. В настоящее время растет число негосударственных детских садов. Это происходит благодаря тому, что государство поощряет на их создание предприятия разного типа, общественные организации и отдельных лиц.

Поездка в разные страны по программе Центра международных связей СВФУ помогла мне расширить знания об особенностях системы образования в разных странах, в частности, в Норвегии и Китае. Думаю, что полученные знания и практический опыт соприкосновения с разными культурами поможет мне в будущей профессиональной деятельности.

Литература

  1. Волков, Г.Н. Педагогика любви. В 2 т./Г.Н.Волков. – Москва: Издат.дом «Магистр-Пресс», 2002.

  2. Данилов, Д.Д., Корнилова А.Г. /Д.А.Данилов, А.Г.Корнилова. Социально- воспитательная работа в сельском социуме. – Новосибирск, 1999.

  3. Николаева, Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста/Л.В.Николаева. Якутск: ИД СВФУ, 163 с.

Просмотров работы: 1329