РОЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ.

Кулакова Р.А. 1, Черепкова Н.В. 1
1Северо-Кавказский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Школьная успеваемость непосредственно связана с развитием речи детей. Вследствии этого правильная речь является началом для комплексного овладения учебного программного материала. Для подбора верного коррекционного пути по становлению устной или письменной речи требуется организация результативной логопедической диагностики.

Увеличение качества обучения и воспитания школьников с различными нарушениями в онтогенезе продолжает являться важным вопросом в настоящее время. Пересматривание задач воспитания, обучения, развития и коррекции детей с речевыми нарушениями определено различными причинами, требованиями общества, где любой школьник начальных классов способен к необычному, креативному мышлению, умеет самостоятельно переносить знания, умения и существующие навыки в незнакомую ситуацию, планировать активную работу, проверять и строго оценивать ход и результаты работы.

Одной из особенно известных факторов низкой успеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста служат различные речевые нарушения, которые усложняют обучение грамотой, правильным чтением, письмом. При этом сложности обучения чтением и письмом сильно снижают учебную мотивацию, а в редких случаях вызывает асоциальное поведение. Преимущественно существенную роль имеет четкое, правильное, произношение детьми звуков и слов во время овладения грамоте, так как письменная речь возникает на базе устной речи и нарушения в устной речи могут привести к неуспеваемости. Нарушение речи негативно влияет на познавательную деятельность в общем и на развитие личности в том числе.

Известно, что необходимой частью обучающего процесса служит диагностика в общем, благодаря чему выявляется итог достижения установленных задач. Без педагогической диагностики невыполнимо продуктивное регулирование педагогическим процессом. Педагогическая диагностика – это особый вид работы, предъявляющий собой изучение и установление свойств, определяющих положение и следствие процесса обучения, и предоставляющий на этой базе прогнозировать вероятные нарушения, выявлять способы их предупреждения, корректировать процесс учебы в намерении увеличения качества обучающего процесса. Логопедическая диагностика содержит сходные характеристики с педагогической диагностикой, тем не менее, основной ее функцией служит определение речевых недостатков у детей различного возраста.

Логопедическая помощь в процессе нарушения речи, состоит из логопедической диагностики, главным фрагментом – логопедической коррекции ‒ и подведения результатов коррекционной работы. В этом вопросе важное значение отводят диагностике, так как именно организационная и правильная логопедическая диагностика начинает продуктивное коррекционное логопедическое влияние.

В отечественных психолого-педагогических работах наблюдаются разные аспекты вопросов обучения отстающих учеников: установление видов низкой успеваемости и поиск их факторов, определение типов и присущих признаков отстающих. Авторами рассматриваются случаи увеличения успеваемости слабоуспевающих школьников по некоторым дисциплинам, выявляется потребность разграниченного и индивидуального подхода, определяются специфика проявлений разных психических функций, общие и специфические умственные способности, обучаемость детей.

Профессионалы различных областей педагогической науки уделяли большое внимание различным сторонам этой проблемы. Исследователи предметом изучения выделяют особенности учебно-воспитательного процесса, педагогические условия, способствующие преодолению неуспеваемости. Психологи интересуются изучением специфики личности отстающих учеников, выявляющихся в процессе обучения, на определение своеобразия определенного процесса их обучающей деятельности. А.М. Гельмонт определяет, как плотно переплетаются причины, обусловленные от учителя и ученика, в какой степени продуктивен педагогический подход, опирающийся на умение личностных особенностей учеников и как недостаток текущего подхода приводит к развитию в процессе обучения новейших плохих качеств в большей степени осложняющий обучение.

Оставляет свою роль, выражение «зоны ближайшего развития», означающее интеллектуальные возможности школьников, осуществляющиеся в положении помощи со взрослыми, при их содействии. Процесс образования опосредуется индивидуально-психологическими возможностями школьника, а также вследствие того, чему и как обучают учащегося.

Как показывают длительные исследования, одной из частых факторов неуспеваемости школьников начальных классов общеобразовательной школы проявляются различные расстройства как устной, так и письменной речи, которые часто усложняют обучение правильным чтением и грамотным письмом. Особенными исследованиями продемонстрирована зависимость между положением речевого онтогенеза ребенка и вероятностью им освоения школьных знаний. Опытные учителя начальных классов вовремя определяют школьников с речевыми расстройствами, целеустремленно работают над преодолением наблюдавшихся у них недостатков устной и письменной речи и добиваются положительных результатов. Встречаются также и такие варианты, когда педагоги, пытаясь помочь ученикам исправить их речевые нарушения, пользуются такими же способами обучения, которые используют для нормально говорящих учащихся. Но специфика речевых нарушений у школьников определяет вспомогательные особые задачи для их образования, относящиеся как к методам, так и к организации форм образования.

В повышении качества образования немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих нарушений.

Основа для развития слабой успеваемости может закладываться в первые учебные недели, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе. Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях. Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки, нравственно-волевого воспитания, воспитания готовности к позиции школьника. Кроме того, изучаются взаимоотношения различных компонентов готовности, рассматривается соотношение понятий «школьная зрелость» и «готовность к школе», а также вопросы преемственности школьного воспитания и образования.

У детей с отклонениями в речевом развитии выявляются значительные трудности овладения программным материалом по родному языку, а также большое количество грамматических и орфографических ошибок на письме. Трудности усвоения правил правописания у школьников с общим недоразвитием речи носят стойкий характер и отмечаются не только в младших, но и в средних и старших классах.

В данное время в каждом классе встречаются дети с нарушениями устной и письменной речи. В медицинских документах у них нет диагноза, который не позволял бы, обучаться в общеобразовательной школе. Однако учителя в отношении таких учеников настойчиво заявляют о существовании объективных сложностей в процессе чтения и письма.

Исследователи относят низкий уровень развития речи к одним из предпосылок школьной дезадаптации, а именно: бедность языковых форм, ограниченность лексического запаса, наличие аграмматических фраз, недостаточное развитие мелкой моторики, несформированность пространственной ориентировки, координации в системе «рука – глаз» др. Несформированность фонематического слуха встает преградой перед формированием навыков чтения и орфографически правильного письма. Дети, имеющие трудности в овладении морфологическим принципом письма, привлекают все большее внимание логопедов, так как ошибки, допускаемые ими, не случайны и имеют весомые доказательства в пользу того, чтобы они были квалифицированно диагностированы и коррегированны.

Плавный переход от дошкольного возраста к статусу школьника, а именно младшего школьника, характеризуется рядом особенностей в психическом и физиологическом плане. Поэтому эти возрастные границы взяты за основу формирования учебной деятельности. При условии, что логопедическая диагностика нарушений устной и письменной речи будет проходит по закону преемственности, можно ожидать стремительно положительных результатов и логопедической коррекции.

В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях, а также о движущих силах развития ребенка.

При диагностике необходимо использовать целый набор диагностических методик, каждая из которых должна содержать несколько однотипных заданий. Неизбежно сочетание количественного и качественного подходов к анализу данных, причем качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей. Количественные и качественные различия выступают в тесной взаимосвязи. Эти показатели определяются на основе перехода количества в качество. Качественная и количественная диагностики основных компонентов обучаемости: восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу, активности в решении поставленных задач, ‒ позволяют не только определить структуру речевого дефекта, его этиологию, патогенез, но и сформулировать диагноз, выбрать оптимальную коррекционную методику, дать вероятностный прогноз.

Просмотров работы: 650