Увеличение качества обучения и воспитания школьников с различными нарушениями в онтогенезе продолжает являться важным вопросом в настоящее время. Пересматривание задач воспитания, обучения, развития и коррекции детей с речевыми нарушениями определено различными причинами, требованиями общества, где любой школьник начальных классов способен к необычному, креативному мышлению, умеет самостоятельно переносить знания, умения и существующие навыки в незнакомую ситуацию, планировать активную работу, проверять и строго оценивать ход и результаты работы.
Одной из особенно известных факторов низкой успеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста служат различные речевые нарушения, которые усложняют обучение грамотой, правильным чтением, письмом. При этом сложности обучения чтением и письмом сильно снижают учебную мотивацию, а в редких случаях вызывает асоциальное поведение. Преимущественно существенную роль имеет четкое, правильное, произношение детьми звуков и слов во время овладения грамоте, так как письменная речь возникает на базе устной речи и нарушения в устной речи могут привести к неуспеваемости. Нарушение речи негативно влияет на познавательную деятельность в общем и на развитие личности в том числе.
Известно, что необходимой частью обучающего процесса служит диагностика в общем, благодаря чему выявляется итог достижения установленных задач. Без педагогической диагностики невыполнимо продуктивное регулирование педагогическим процессом. Педагогическая диагностика – это особый вид работы, предъявляющий собой изучение и установление свойств, определяющих положение и следствие процесса обучения, и предоставляющий на этой базе прогнозировать вероятные нарушения, выявлять способы их предупреждения, корректировать процесс учебы в намерении увеличения качества обучающего процесса. Логопедическая диагностика содержит сходные характеристики с педагогической диагностикой, тем не менее, основной ее функцией служит определение речевых недостатков у детей различного возраста.
Логопедическая помощь в процессе нарушения речи, состоит из логопедической диагностики, главным фрагментом – логопедической коррекции ‒ и подведения результатов коррекционной работы. В этом вопросе важное значение отводят диагностике, так как именно организационная и правильная логопедическая диагностика начинает продуктивное коррекционное логопедическое влияние.
В отечественных психолого-педагогических работах наблюдаются разные аспекты вопросов обучения отстающих учеников: установление видов низкой успеваемости и поиск их факторов, определение типов и присущих признаков отстающих. Авторами рассматриваются случаи увеличения успеваемости слабоуспевающих школьников по некоторым дисциплинам, выявляется потребность разграниченного и индивидуального подхода, определяются специфика проявлений разных психических функций, общие и специфические умственные способности, обучаемость детей.
Профессионалы различных областей педагогической науки уделяли большое внимание различным сторонам этой проблемы. Исследователи предметом изучения выделяют особенности учебно-воспитательного процесса, педагогические условия, способствующие преодолению неуспеваемости. Психологи интересуются изучением специфики личности отстающих учеников, выявляющихся в процессе обучения, на определение своеобразия определенного процесса их обучающей деятельности. А.М. Гельмонт определяет, как плотно переплетаются причины, обусловленные от учителя и ученика, в какой степени продуктивен педагогический подход, опирающийся на умение личностных особенностей учеников и как недостаток текущего подхода приводит к развитию в процессе обучения новейших плохих качеств в большей степени осложняющий обучение.
Оставляет свою роль, выражение «зоны ближайшего развития», означающее интеллектуальные возможности школьников, осуществляющиеся в положении помощи со взрослыми, при их содействии. Процесс образования опосредуется индивидуально-психологическими возможностями школьника, а также вследствие того, чему и как обучают учащегося.
Как показывают длительные исследования, одной из частых факторов неуспеваемости школьников начальных классов общеобразовательной школы проявляются различные расстройства как устной, так и письменной речи, которые часто усложняют обучение правильным чтением и грамотным письмом. Особенными исследованиями продемонстрирована зависимость между положением речевого онтогенеза ребенка и вероятностью им освоения школьных знаний. Опытные учителя начальных классов вовремя определяют школьников с речевыми расстройствами, целеустремленно работают над преодолением наблюдавшихся у них недостатков устной и письменной речи и добиваются положительных результатов. Встречаются также и такие варианты, когда педагоги, пытаясь помочь ученикам исправить их речевые нарушения, пользуются такими же способами обучения, которые используют для нормально говорящих учащихся. Но специфика речевых нарушений у школьников определяет вспомогательные особые задачи для их образования, относящиеся как к методам, так и к организации форм образования.
В повышении качества образования немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих нарушений.
Основа для развития слабой успеваемости может закладываться в первые учебные недели, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе. Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях. Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки, нравственно-волевого воспитания, воспитания готовности к позиции школьника. Кроме того, изучаются взаимоотношения различных компонентов готовности, рассматривается соотношение понятий «школьная зрелость» и «готовность к школе», а также вопросы преемственности школьного воспитания и образования.
У детей с отклонениями в речевом развитии выявляются значительные трудности овладения программным материалом по родному языку, а также большое количество грамматических и орфографических ошибок на письме. Трудности усвоения правил правописания у школьников с общим недоразвитием речи носят стойкий характер и отмечаются не только в младших, но и в средних и старших классах.
В данное время в каждом классе встречаются дети с нарушениями устной и письменной речи. В медицинских документах у них нет диагноза, который не позволял бы, обучаться в общеобразовательной школе. Однако учителя в отношении таких учеников настойчиво заявляют о существовании объективных сложностей в процессе чтения и письма.
Исследователи относят низкий уровень развития речи к одним из предпосылок школьной дезадаптации, а именно: бедность языковых форм, ограниченность лексического запаса, наличие аграмматических фраз, недостаточное развитие мелкой моторики, несформированность пространственной ориентировки, координации в системе «рука – глаз» др. Несформированность фонематического слуха встает преградой перед формированием навыков чтения и орфографически правильного письма. Дети, имеющие трудности в овладении морфологическим принципом письма, привлекают все большее внимание логопедов, так как ошибки, допускаемые ими, не случайны и имеют весомые доказательства в пользу того, чтобы они были квалифицированно диагностированы и коррегированны.
Плавный переход от дошкольного возраста к статусу школьника, а именно младшего школьника, характеризуется рядом особенностей в психическом и физиологическом плане. Поэтому эти возрастные границы взяты за основу формирования учебной деятельности. При условии, что логопедическая диагностика нарушений устной и письменной речи будет проходит по закону преемственности, можно ожидать стремительно положительных результатов и логопедической коррекции.
В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях, а также о движущих силах развития ребенка.
При диагностике необходимо использовать целый набор диагностических методик, каждая из которых должна содержать несколько однотипных заданий. Неизбежно сочетание количественного и качественного подходов к анализу данных, причем качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей. Количественные и качественные различия выступают в тесной взаимосвязи. Эти показатели определяются на основе перехода количества в качество. Качественная и количественная диагностики основных компонентов обучаемости: восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу, активности в решении поставленных задач, ‒ позволяют не только определить структуру речевого дефекта, его этиологию, патогенез, но и сформулировать диагноз, выбрать оптимальную коррекционную методику, дать вероятностный прогноз.