ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Егорова О.Е. 1, Николаева А.В. 1
1Педагогический институт СВФУ им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наряду с различными педагогическими проблемами, требующими своего изучения и решения, одной из основных является проблема социально-педагогической адаптации детей в дошкольных образовательных учреждениях. Ее актуальность обуславливается необходимостью создания содружества семьи и образовательного учреждения - способствующих адаптации личности ребёнка.

Чтобы период адаптации детей проходил легче, детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания [1]. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему социально-педагогического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и педагогов.

Психологию адаптации личности изучали А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов, А.С. Роньжина, И.В. Лапина, проблемы адаптации детей младшего дошкольного возрастa к условиям ДОО рассматривались Е.А. Долженко, О.И. Давыдовой, Л.В. Белкиной, Т.А. Бобровой, Н.В. Соколовской. К вопросам социальной адаптации детей в дошкольных учреждениях обращались Р.В. Тонково-Ямпольская, Е. Шмид-Кольмер, А. Атанасова-Вукова и др.

В своих исследованиях Н.В. Кирюхина рассматривала адаптацию в трех аспектах и выделила виды адаптации. В.А Сластенин, В.П. Каширин дополняют данные классификации определением «психологическая адаптация»,которая сейчас является важнейшим социальным критерием, позволяющим оценивать личность как в сфере взаимоотношений, так и в сфере профессиональной состоятельности.

Понятие «социально-педагогическая адаптация» есть педагогически организованный процесс восприятия воспитанниками опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующий активному включению их существующую социальную среду. Для успешной реализации данного процесса необходимо определять и учитывать его особенности, зависящие от среды, где он будет осуществляться, и от специфических условий становления и развития личности, на которых он будет направлен.

По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает разной: позитивной, негативной, по механизму осуществления добровольной и принудительной.

Процесс социально-психологической адаптации состоит из несколько стадий:

а) ознакомление;

б) ролевая ориентация;

в) самоутверждение [5].

Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г. Яковлевой исследований было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

  2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

  3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития [2].

Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса. По наблюдениям психологов средний срок этого периода в норме составляет:

  • В яслях - 7-10 дней

  • В детском саду в 3 года - 2-3 недели

  • В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц

В ходе эксперимента были изучены различные проявления адаптации и дезадаптации детей к условиям ДОО, определены педагогические средства социально-педагогического сопровождения в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО. Была использована методика определения степени адаптации ребенка в ДОО Печора К.Л.

На основе анализа исследований и изучения проблемы адаптации нами разработана программа «Малыш и мама» группы кратковременного пребывания на основе алгоритма, разработанной И.В. Лапиной[3]. Каждый шаг алгоритма индивидуально протекает в зависимости от степени тяжести адаптации ребенка.

Алгоритм постепенного вхождения ребенка в детский сад:

1 шаг– приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

2 шаг– приход ребенка с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

3 шаг– ребенок остается на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;

4 шаг– ребенок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа;

5 шаг– ребенок остается один с завтрака до обеда;

6 шаг– ребенок остается и на сон, но сразу после сна его забирают родители;

7 шаг– ребенок остается один на целый день.

Последовательность в реализации всех этапов алгоритма, шаг за шагом, минутка разлуки плюс еще одна и так далее – залог успешного вхождения малыша в детский сад. И если эти минутки расставания мамы с ребенком будут в виде целенаправленной организованной деятельности, то малышу некогда будет вспоминать о том, где сейчас находится мама [4].

Таким образом, под адаптацией мы понимаем результат приспособительного процесса. Адаптационный период у детей, посещавших группу кратковременного пребывания «Малыш и мама» проходил быстро и легко, редко затягивается дольше, чем полторы недели. С середины сентября, когда он заканчивается, все дети приходят в детский сад без слез и капризов. Вечером часто можно услышать: «Завтра приду опять!»

В результате организации группы ««Малыш и мама» общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в познавательной и игровой деятельности, свободно вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, чувствовать защищенность и внутреннюю свободу, доверие к окружающему миру.

Литература:

  1. Долженко, Е.А. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры / Е.А. Долженко.- Волгоград: Учитель, 2016.- 124с.

  2. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников ДОУ / Т.Н. Доронова. - М., 2002. -132с.

  3. Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. - Волгоград: Учитель, 2015. -127с.

  4. Макшанцева, Л.В. Вестник МГУ: К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ / Л.В. Макшанцева // Психология. - 2003. - №1. – с. 60-66.

  5. Соколовская, Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. - Волгоград. -Учитель, 2008. - 188с.

Просмотров работы: 968