ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Ерденова С.М. 1, Жакып А.М. 2
1Кафедра Английского языка университета Ахмета Ясави, город Туркестан, Республика Казахстан
2Ахмета Ясави, город Туркестан, Республика Казахстан
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Abstaract

This article is devoted to the use of technical means and modern technologies in teaching foreign language.

Аннотация

Данная статья посвящена использованию технических средств и современных технологий при обучении иностранному языку.

Ключевые слова: технические средства обучения, технология обучения, информационная технология, лингводидактический процесс

Key words: technical means of education, technology of education, information technology, lingual deductive process

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» tесhnе – «искусство», «мастерство»; lоgоs – «слово», «учение». Согласно словарю известного советского лингвиста С.И.Ожегова, технология – это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.[2] Он пришел в педагогику из производственной сферы и употребляется все чаще, хотя еще не стал привычным и ясным. «Технология – это объективный, прежде всего материальный процесс (и даже исключительно материальный), который происходит на производстве, и точно также нужно поступать, если мы хотим рассматривать или построить технологию обучения и воспитания». Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

Термин технология обучения получил широкое распространение 60-х гг. XX столетия в связи с развитием программированного обучения и впервые использовался для обучения с применением технических средств. В 70-е гг. более широко применялся, поэтому в понятие технологии обучения стали входить основные проблемы дидактики, связанные с совершенствованием учебного процесса и улучшением качества его организации. Впоследствии произошла дифференциация двух составляющих: технологии обучения и технологии в обучении. С помощью первого обозначают приемы научной организации работы преподавателя, а с помощью второго обозначается использование в учебном процессе технических средств обучения.

Для рассмотрения этой проблемы может служить высказывание из всемирно известной "Педагогической поэмы" знаменитого педагога А. С. Макаренко: “Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка” [1].

В методике преподавания иностранного языка к современным технологиям принято относить: обучение в сотрудничестве, метод проектов, дистанционное обучение, тендем-метода и самое главное, применение технических средств (компьютерных и аудиовизуальных технологий).

Система технических средств обучения – прежде всего, технические устройства и аппаратура, используемые в учебном процессе для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формирования знаний, речевых навыков и умений. Данная система пригодна и эффективна для обучения аудитории с различным уровнем подготовки. Специфика данной формы обучения заключается в ее способности обслуживать такие формы обучения и контроля, которые невозможно осуществлять без специальной аппаратуры. Современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем. Такие комплексы и системы обладают универсальными дидактическими возможностями; они позволяют вести обучение в диалоговом режиме с учетом индивидуальных возможностей обучаемых, обеспечивать дистанционное обучение с использованием современных технологий.

По мнению Г.К.Селевко, «любая технология имеет средства, активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и причину эффективности результатов».[3] Под информационной технологиейпонимается совокупность методов, процессов и программно-технических средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с помощью компьютера. Компьютерные технологии реализуются в определенных классах операций, которые обеспечиваются типовыми проблемно-ориентированными программными средствами, среди которых выделяются программы, обеспечивающие текстовую, табличную, графическую обработку данных, накопление и хранение информации (базы данных), средства электронных коммуникаций, компьютерные издательские системы и др. Новые компьютерные программные средства учитывают следующие аспекты:

1) индивидуальные потребности и интересы учащихся;

2) различные стратегии усвоения/овладения языком;

3) дифференциацию способов предъявления учебного материала;

4) обеспечение индивидуальных форм тренировки;

5) создание широкого диапазона стимулов для вовлечения учащихся в иноязычную языковую деятельность;

6) увеличение времени контакта с изучаемым языком посредством компьютерных линий и ресурсов Интернета;

7) моделирование языковой среды.

Инновации как теоретически обоснованные, целенаправленные и практикоориентированные новшества неизбежны: они порождены изменениями в обществе и логикой развития научно-технической революции. Технический прогресс существенным образом влияет на все стороны современной жизни. Сегодня компьютер является одним из технических устройств, активно проникающих во все области человеческой деятельности. Практически любая компьютерная программа является мультимедийной. Она способна воспринимать, воспроизводить и перерабатывать информацию самой разнообразной природы. Все это приводит к тому, что современные информационные технологии находят все более широкое применение в образовании, качественно изменяют его как в плане новых форм обучения, так и новых видов достижения цели.

При этом особо важной оказывается разработка инновационных заданий для студентов, поскольку основной целью таких заданий является активизация регулярной мыслительной деятельности учащегося на стадии инициации. Современные подходы в преподавании иностранного языка базируются на эмоциональной памяти учащегося, на формировании коммуникативной и профессиональной компетенции, на регулярной тренировке творческой деятельности студента. При этом наибольшее распространение получают инновации связанные с организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий в образовательный процесс.

Быстрее всего осваивает новое молодежь. Для нее компьютер и средство развлечения, и источник информации, и инструмент, позволяющий реализовать свой творческий потенциал. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что компьютер как современное техническое средство начинает активно употребляться во всех сферах преподавания иностранного языка. В лингводидактический процесс включаются, правда, очень медленно, электронные учебники, электронные словари и разговорники, мультимедийные словари и энциклопедии. Компьютер выступает, в частности, как тренажер, помогающий учащемуся овладеть рутинными аспектами языка с помощью тренировочных упражнений, как инструмент в функции текстового редактора, позволяющий легко создавать и обрабатывать печатные тексты, как канал общения и источник получения информации из различных баз данных, как средство презентации аудиовизуальной информации и т. д. Все эти функции компьютера, используемые в учебном процессе и отражают, с одной стороны, ведущие тенденции развития современных компьютерных технологий, а с другой – реализуют основные направления развития методической мысли, выдвигающей на первый план коммуникативный, когнитивный, личностный подходы к обучению языкам. Компьютерная обучающая программа должна быть целенаправленной, интегрированной, объективной и корректной, должна отражать факты языка и культуру, учитывать и обобщать наиболее часто встречающиеся трудности в изучении иностранного языка. Некоторым преподавателям покажется, что овладеть всеми этими знаниями и умениями они не в состоянии, однако это не так. Многие вопросы, связанные с компьютерными технологиями обучения, еще ждут своего решения. Поставлена задача внедрить всевозможные компьютерные программы в различные технологии обучения, разработать новые системы компьютерного текстового контроля, организовать самостоятельное изучение языка, разработать единые подходы к созданию электронных материалов. Если преподаватель поверит, что все это действительно повышает эффективность его работы, найдет сильную мотивацию поставленных перед ним задач, то результат не заставит долго ждать.

Используемая литература:

1. Макаренко А.С. - Педагогическая поэма (1931) Ч. 1-2. - С. 352.

2. Ожегов С. И.0-45 Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.—750с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — Народное образование, 1998. — 256 с.

Просмотров работы: 1631