РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Павлова Е.А. 1, Попова Л.В. 2
1Северо-Восточный Федеральный Университет
2Северо-Восточный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств и возможностей. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению детей, организации всего образовательного процесса в ДОО. Современное дошкольное образование должно формировать хороший уровень познавательных процессов. Важным условием повышения «эффективности воспитания и обучения ребенка-дошкольника является систематическое получение воспитателем объективной информации о ходе познавательной деятельности детей, которую он получает в процессе выявления уровня развития речи. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования условий, планировании работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира.

В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца и другими, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению, к пространственному моделированию. Для развития у ребенка богатого воображения, способности к замещению, умения находить взаимосвязи, необходимо научить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ, или несколько образов, отразив им общие признаки объекта и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями»[1].

Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

Система такой работы по развитию памяти посредством мнемотехники должна быть направлена на создание наилучших условий для овладения ребенком по возможности совершенными формами связной речи. Она предполагает развитие таких навыков связной речи:

-свободное овладение словарем и грамматическим строем языка,

-умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности,

-умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейшим мнемоквадратов, последовательно мы переходили к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Работа на занятиях по мнемотаблицам строили поэтапно.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Например, работа с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок»

Чтение произведения до таблицы

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: перекодировка информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: пересказ сказки с опорой на символы, происходит обработка метода запоминания.

Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился». Параллельно с этой работой используются речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки [2]

Под влиянием обучения у детей пяти-шести лет совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединить предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями. Восприятие дошкольников приобретает более целенаправленный характер. Интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с и посредством мнемотехники должна быть направлена на создание наилучших условий для овладения ребенком по возможности совершенными формами связной речи

Список использованной литературы

  1. О.С.Ушакова Е.М.Струнина Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.:2008.

  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

Просмотров работы: 592