ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ДЖЕК ЛОНДОНА КАК "ОТРАЖЕНИЕ" ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И МИРООЩУЩЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ДЖЕК ЛОНДОНА КАК "ОТРАЖЕНИЕ" ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И МИРООЩУЩЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Эргашева Н.Д. 1, Кутжан Б.Г. 2
1Кафедра английский язык МКТУ им. А. Ясави, г.Туркестан,Казахстан
2МКТУ им. А. Ясави, г.Туркестан,Казахстан
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Художественный мир сочетает в себе физические параметры реального мира и духовную сферу внутреннего мира человека. Художественное произведение представляет собой целостную, законченную систему, которая обладает свойственными лишь ей одной характеристиками времени и пространства. Внутренний мир художественного произведения является сочетанием "отражения" действительности и мироощущения художника. При анализе художественного произведения важно правильно поставить задачу: не просто оценить, насколько верно изображена действительность, но изучить художественный мир произведения как единое целое, как некую завершенную и самостоятельную систему. [1,31].

Джек Лондон пришел в литературу со своей темой, стилем, излюбленными характерами сильных, мужественных людей. В начале века складываются эстетические воззрения Лондона, настаивавшего на том, что нелицеприятное следование жизненной правде, как бы она ни была горька и тяжела, непременная забота честного художника, который должен развить свое оригинальное видение действительности. [2,121].

Любимый прием Джека Лондона – воздействовать на читательское воображение, показав отношение действующего лица к окружающему, описывая его чувства и ощущения. «…Перед глазами возникает заснеженная равнина, сильные люди, бросившие вызов стихии и уюту, золотоискатели, оскал Белого Клыка, большая и трагическая фигура Мартина Идена. Сильные чувства, всепоглощающая любовь, полная отдача себя достижению цели»[9,4]. Но уже после того, как были созданы такие блестящие рассказы, как «Белое безмолвие», «Северная Одиссея», «Мужество женщины» и «Закон жизни», Лондон в письмах к молодому писателю К.Джонсу объяснил свои представления об истинно художественном сочинении. Убежденно и настойчиво он повторяет: «Не увлекайтесь пересказом… пускай ваши герои сообщают об этом своими делами, поступками, разговорами и так далее… Пишите напряженнее… не повествуйте, а рисуйте, очерчивайте, стройте…!», «…подходите к читателю через трагедию и ее основное действующее лицо». Все это важнейшие принципы творческого метода писателя. В качестве примера разработки сюжета через душу главного героя Лондон приводил свой рассказ «Закон жизни». В нем речь идет о дряхлом старике индейце, которого племя оставляет умирать в снежной пустыне. «Все, что вы узнаете, - пишет Лондон, - даже оценка и обобщения, - все это делается только через этого старика индейца путем описания его впечатлений». [3,356].

Лондон заставляет читателя встать на место страдающего героя, проникнуться его мучениями. Такого эффекта автор достигает с помощью приемов, о которых речь шла выше, но так же и с помощью тех мельчайших деталей, которые, как песчинки, новые и новые падают на чашу весов судьбы героя, характеризуя то угасание его жизненных сил, то возгорание огня его инстинкта самосохранения.

Художественный образ мира в рассказах предстает как мир, отражающий сознание писателя-романтика и писателя-реалиста.

Изначально, северные рассказы Джека Лондона удивили читателей новой постановкой проблемы и их художественным воплощением. Герои этих рассказов оставались наедине с суровой арктической природой, испытывавшей их на прочность. Как писатель-реалист Джек Лондон шел в своем творчестве по следам жизни. На Север людей заставляло ехать желание заработать шальные деньги, этот период назывался "золотой лихорадкой". Среди настоящих, мужественных и сильных героев на Севере оказались и негодяи, которые привезли с собой зверские законы "общества равных возможностей": крайний индивидуализм, желание обогатиться любой ценой, ненасытное пристрастие к "желтому дьяволу". Среди суровой белой тишины Аляски бред "золотой лихорадки" причудливо переплелся с высокой романтикой. Это накладывало своеобразный отпечаток на характер каждого обитателя американского Севера. Рассказы Джека Лондона заставляют читателя задуматься над такими понятиями, как жизнь и смерть, предательство и дружба, над относительностью материальных ценностей. Лондон неодинаково относится к своим героям. Обычно он очень четко разграничивает свои симпатии и антипатии. Одних одобряет, других любит, третьих порицает. [5,243].

В его произведениях человек находится с природой в постоянной борьбе, и ее исход часто оборачивается не в пользу людей. Джек Лондон показывает, что ждет нас, если мы не прекратим беспощадную травлю всего живого, что значит наша жизнь, если мы останемся с природой один на один, без всевозможных приспособлений и орудий. Вот как он пишет об этом на страницах рассказа “Белое безмолвие”: “У природы много способов убедить человека в его смертности: непрерывное чередование приливов и отливов, ярость бури, ужасы землетрясения, громовые раскаты небесной артиллерии. Но всего сильнее, всего сокрушительнее – Белое Безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнется, небо ярко, как отполированная медь. Малейший шепот кажется святотатством. И человек пугается звука собственного голоса. Единственная частица живого, передвигающаяся по призрачной пустыне мертвого мира, он страшится своей дерзости, остро осознавая, что он всего лишь червяк”.[6,567].

Северные рассказы Лондона рассказывают, что общество развращает людей, делает их алчными, корыстными, а жизнь на лоне природы очищает и исправляет их. Север как бы оказывается мерилом истинной ценности человека, помогает выяснить, на что способен и к чему годен, может ли жить в новых условиях. Человек, попавший на Север, должен забыть свои прежние привычки и приобрести новые, отвечающие изменившимся условиям жизни. Он должен расстаться со своими прежними идеалами, отречься от прежних богов, отречься от тех правил морали, которыми до сих пор руководствовался в своих поступках. [7,316].

Джек Лондон противопоставляет "северную" мораль собственническим отношениям, основанную на товарищеском доверии и честности. Тяжелый путь совершает Наас ("Северная Одиссея") до хижины Мэйлмюта Кида. Раненый, умирающий от голода, он напрягается до предела и все-таки достигает цели, чтобы сдержать слово и возвратить взятое в долг золото. "Автор, пожалуй, чересчур свободно использует ходовой приисковый жаргон, да и, вообще говоря, далеко не отличается изысканностью выражений, но стилю его присущи свежесть и кипучая сила. Яркими мазками рисует он муки голода, холода и тьмы; отраду, которую среди враждебных стихий находят люди в товариществе, и истинные человеческие достоинства, проявляющиеся в суровой борьбе с природой. Рассказ убеждает читателя, что сам автор испытал эту жизнь" [3,140].

Основной герой северных рассказов - образ собирательный. В нем сочетаются разные индивидуальные особенности, свойственные многим персонажам. Так, у Хичкока, героя рассказа "Там, где расходятся дороги", преобладают бескорыстие и храбрость. Материальный расчет в его глазах не играет никакой роли. Ради спасения девушки индианки он готов рискнуть жизнью. Очень ярко звучит тема разлагающего влияния денег на человеческую психику. В погоне за богатством люди превращаются в фанатиков и изуверов. Таковым является Джекоб Кент из "Человека со шрамом", один из первых юмористических рассказов о Клондайке, написанный с дьявольским юмором шутника-ирландца, который не прочь "проехаться" и по адресу покойника на поминках [3,166] .

Намного ярче обрисован Мэйлмют Кид - один из главных героев Лондона, фигурирующий во многих рассказах. Он хорошо знает быт и нравы Севера, пользуется огромным авторитетом среди товарищей и во всех спорных случаях обычно становится арбитром, слово которого имеет решающее значение. [8,303].

Вместе с тем, рядом с мужчинами из северных рассказов встают великолепные женские образы. В его рассказах ("По праву священника", "Женское презрение", "Мужество женщины" и др.) женщины занимают центральное место и являются подлинными героинями. Лондон ценит у женщин упорство, силу воли, способность преодолевать трудности [4,38].

Значительное место в творчестве Лондона занимают его рассказы, повести и романы о животных. К ним относятся рассказы "Бурый волк", "Меченый", повести "Белый клык", "Зов предков", роман "Майкл - брат Джерри" и другие.

“...Лондон был превосходным знатоком животных, он с большой любовью и мастерством рисует их нравы и поведение в различных жизненных условиях. Многие его произведения о животных проникнуты глубоким социальным смыслом” [13,26].

«Рассказы Южных Морей» также считаются одним из лучших циклов его произведений, ибо сюжет рассказов – это захватывающие истории о мужестве, стойкости и любви, о туземцах с Соломоновых островов, о тяжелых буднях простых рыбаков и борьбе против пиратов, о жизни тропических островов Тихого океана. В этих рассказах, Лондон стремится показать, что нормы и ценности одного общества нельзя рассматривать с позиций и норм другого. Центральная идея рассказов – трагичность судеб людей и рас, вовлеченных в водоворот истории. [9,221].

Значительное место в творчестве Джека Лондона занимают его рассказы и повести о животных. К ним относятся рассказы «Бурый волк», «Меченый», повести «Белый клык», «Зов предков», роман «Майкл – брат Джерри» и другие. Лондон часто очеловечивает образы животных, способных понимать людей и общаться с ними.

Лондон решительно выступает за гуманное отношение к животным. Своими рассказами Лондон показывает, что животные не только помощники человека, но и самые близкие друзья и товарищи. Ему ненавистны те люди, которые жестоки к ним, побои озлобляют животных, делают их врагами человека. И наоборот, доброта, справедливость в отношении к животным развивают в них лучшие качества: любовь, преданность, чувство долга.

Анализируя повести о животных, нельзя преувеличивать значение биологической философии жизни; она преобладает. Когда речь идет о животных, о мире природы.

В центре художественного мира Лондона – сформулированный писателем идеал: создание общественной формации, в которой гармоничное существование человека будет обеспечено благодаря приоритету культурно-духовных ценностей, основанных на тесной связи с природой. С присущей ему склонностью не только критиковать, но и предлагать положительную программу действия, Лондон высказывает мысль о роли созидательного начала в процессе становления общества и формирования личности человека. Однако человеческое общество живет иными законами. Биологическая философия жизни не применима к нему.

К примеру, в "Зове предков" и "Белом клыке" нет примеров, подтверждающих, что Лондон якобы проводит аналогию между миром природы и человеческим обществом. Писатель выступает против отношений, основанных на правде сильного, не только между людьми, но и между животными. Многие ошибки в понимании и трактовке произведений могут происходить из-за того, что читатель не замечает противоречивости самого Лондона. С одной стороны, писатель действительно говорит о законе клыка и дубины. «…Рассказы и повести Джека Лондона по-настоящему человечны, согреты большой теплотой как по отношению к людям, так и к животным»[4,61].

В романе "Лунная долина" превосходно описано жизнь рабочего юноши Билли Робертса. Создавая картины из рабочего быта и рисуя настоящие классовые бои, Лондон проявил великолепное знание материала и еще раз блеснул своим уверенным, полнокровным мастерством. Многие страницы этого романа дышат неподдельной искренностью и проникновенностью [13,37].

Список использованной литературы

  1. Дж. Лондон «Мартин Иден» – Минск: Наука и техника, 1977

  2. Jack London “Martin Eden”, Macmillan and Company, 1913 (46 chapters)

  3. Ирвинг Стоун «Моряк в седле» М., 1960, с. 269, 166, 140, 293

  4. В.Н.Богословский «Джек Лондон» М: Просвещение, 1964, с. 12, 76, 122, 183, 223, 61, 316, 38

  5. С.Батурин «Ваш во имя революции». Рассказ о Джеке Лондоне. М. Дет. лит. 1983г, с. 24

  6. А.И.Куприн. Заметка о Джеке Лондоне. Синий журнал. – 1911, № 22

  7. Л.Андреев. Повести и рассказы в 2-х томах. – М.: Художественная литература, 1971, с. 1

  8. М.Горький, О литературе. Литературно-критические статьи, М., 1953, с.358

  9. Дж.Лондон, Путешествие на "Снарке". М.,1958, с. 4, 6

  10. Дж. Лондон «Что значит для меня жизнь» Статья, 1906, с. 5, 23 Перевод с английского М. Урнова

  11. Дж. Лондон. Любовь к жизни: Рассказы. - М.: Дет. лит., 1984, с. 87

  12. Г.П.Куропятник «История США», Т2, М., 1985, с. 2

  13. Б.Федунов «Джек Лондон», Сочинения в 7 томах. Т1, с. 26, 37, 19, 32, 45

Просмотров работы: 2384