К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ МЕТАФОРИЧЕСКИХ МОДЕЛЯХ В ЯЗЫКЕ АВИАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ МЕТАФОРИЧЕСКИХ МОДЕЛЯХ В ЯЗЫКЕ АВИАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)

Эверт П.В. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА» им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение феноменов языковой картины мира представляет интерес не только для различных отраслей лингвистики, но и для исследований в области языка для специальных целей, в том числе и авиационной терминологии.

Описание картины мира в языке происходит на основе различных научных подходов. Особое внимание исследователей привлекает метафора, которая является «ключом к пониманию основ мышления и процессов создания образа мира [3].

С когнитивно-коммуникативной точки зрения создание метафоры – это способ обработки информации в виде набора определенных метафорических моделей [2].

Анализ метафорических моделей подъязыка авиации в немецкой языковой картине мира показал, что наиболее частотным и продуктивным источником метафорического осмысления является сфера «Человек». Здесь можно выделить следующие группы:

  1. Части и органы тела человека.

Чаще всего эта модель применяется для наименования частей летательных аппаратов, приборов и оборудования, причем их можно группировать в виде своеобразных «гнезд» терминов, например: фигура пилотажа – Männchen, нога шасси – Fahrwerksbein,колено штурвала – Kniehebel, плечо оперения – Leitwerkshebelarm, щека кривошипа – Kurbelwange, нервюра крыла – Flügelrippe.

  1. Одежда человека.

В эту подгруппу входят наименования, обозначающие авиационные приборы: башмак основной стойки – Spornschuh, пояс лонжерона – Holmgurt.

  1. Предметы быта, окружающие человека.

Эту группу составляют в основном наименования предметов для обозначения частей самолета, фигур пилотажа:

а) наименования посуды и столовых приборов:

замок лопатки – Schaufelschloss, чашка сиденья – Sitzwanne, вилка основной стойки – Sporngabel;

б) предметы украшения: маслоулавливающее кольцо – Ölring;

в) наименования помещений интерьера:

воздушный коридор – Luftkorridor, фюзеляжная щель – Rumpfspalt, аккумуляторный элемент – Sammlerzelle

  1. Наименования геометрических фигур. Цифровые обозначения.

бочка на восьмерке (фигура высшего пилотажа) – Rollenacht, глубокая спиральSpiralsturz.

Вторая по численности область метафорического осмысления – «Биосфера», куда входят подгруппы «Животный и растительный мир».

  1. Животный мир.

Эта подгруппа представлена преимущественно названиями птиц и частей их тела, что объясняется функциональной близостью данных существ и летательных аппаратов: киль, стабилизатор – Flosse (плавник), крыло – Flügel, хвост – Schwanz, Schwalbenschwanz – «ласточкин хвост», кабан центроплана – Rumpfbock.

Анализ метафорических моделей сферы авиации в немецком языке показал, что сопряжение интерпретаций различных реалий мира порождает качественно новую информацию [1]. Семантическая связь в авиационных наименованиях основана в основном на общности основной функции – «полет летательного аппарата, движение его в воздухе».

В процессе функционирования метафорической номинации образ, положенный в ее основу, может быть актуализирован, что делает наименования мотивированными, а модель пригодной для фиксации новых знаний.

Список литературы

  1. Алексеева Л.М. Метафоры, которые мы выбираем (опыт описания индивидуальной концептосферы) // С любовью к языку : сб. науч. тр. – Воронеж, 2002. – С. 288-298.

  2. Бондарчук М.Н., Колчанова А.В. Метафорический способ вербализации знаний в подъязыке авиации // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. – Вып. 57. – Челябинск, 2011. – С. 57-59

  3. Дебердеева Е.Е. Актуальные проблемы когнитивной лингвистики и концептологии (на примере сопоставительного изучения языков) / Е.Е. Дебердеева, О.А. Шатун, Г.Т. Поленова. Таганрог, 2009. – 240 с.

Просмотров работы: 531