ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Любавина Е.С. 1, Козловская Г.Ю. 1
1Северо-Кавказский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В советской языковедческой литературе взаимоотношение языка и речи выяснялось акад. Л.В. Щербой (1931 г.), выделившим в языковых явлениях три аспекта: речевую деятельность, систему языка и языковой материал. Система языка заложена, заключена в языковом материале, но не тождественна ему, ибо в таком случае система языка превращается в сумму готовых фраз, а речевая деятельность человека, усваивающего язык, — в их механическое воспроизведение.

Грамматический строй- это совокупность определенных закономерностей какого-либо языка, которые отвечают за регуляцию правильного построения значимых речевых отрезков, таких как тексты, высказывания, слова. Грамматический строй является той основой, без которого язык не может существовать, а тем более функционировать самостоятельно.

Грамматические обобщения- это освоение каких-либо определенных норм языка. Усвоение ребенком грамматических форм и категорий, умение применять их на практике, это и есть сущность понятия, упомянутого нами выше.

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи, а соответственно и грамматических обобщений является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.

При многих формах ОНР, особенно при алалии, расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с OНP, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более; медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Ф. А. Сохин, говоря о формировании языковых обобщений у детей различных категорий, отмечал, что речь детей развивается прежде всего на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно «не подражательные» элементы психологического механизма речевого развития, а само обобщение языковых и речевых явлений.

Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Так как формирование языковых обобщений в процессе развития речи начинается рано, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым, усвоение грамматики связывают с когнитивным развитием ребенка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений. (Алексеева)

Американский психолингвист Д. Слобин отмечает, что для овладения грамматикой ребенок должен: 1) осознать те физические и социальные явления, информация о которых передается при помощи языка, и 2) уметь обрабатывать, организовывать и хранить языковую информацию. Иными словами, когнитивные предпосылки развития грамматики связаны как со значением, так и с формой высказывания.

Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.

Несформированность грамматических обобщений может носить первичный характер, как при алалии, детской афазии, и вторичный, как при дизартрии. В последнем случае у детей наблюдается нарушение как на моторном, так и на языковом уровне порождения речи.

В процессе овладения практической грамматикой у детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы, так называемые окказиональные формы (по С.Н. Цейтлин). Основным речевым механизмом окказионализмов является «гипергенералипзацпя» (по Т. Н. Ушаковой), т. е. излишнее обобщение наиболее частотных форм, формообразование по аналогии с продуктивными формами. При этом основной тенденцией, проявляющиеся при словоизменении, является унификация оспины и парадигме словоизменения.

Ведущим направлением в обучении родному языку, является формирование элементарного осознания явлений языка и речи.

Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер (Ф.А. Сохин). Формирование языковых обобщений, ориентировки в речи и элементарного осознания языковой действительности лежат в основе освоения не только русского, но и любого другого языка. Полноценное владение языком, развитие языковых способностей может рассматриваться как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Последовательность усвоения грамматических форм определяется степенью их семантической противопоставленности: если в основе грамматических форм лежат ясные, доступные когнитивному развитию семантические противопоставления, данные грамматические формы легко дифференцируются. Так, например, рано усваивается дифференциация единственного и множественного числа именительного падежа, так как противопоставление «один» и «много» не представляет трудностей даже для ребенка раннего возраста. Если в норме происходит смешение формально-знаковых средств преимущественно внутри одного грамматического значения, внутри одной функции, то у детей с ОНР наблюдаются смешения флексий различных значений.

В процессе словоизменения у детей с ОНР недостаточно функционируют процессы «генерализации», т. е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов формообразования дошкольников с ОНР характерна языковая асимметрия, т.е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков.

У дошкольников с ОНР наблюдается большое количество смешений морфем, т. е. морфемных парафазии, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения.

Среди форм словоизменения у дошкольников с ОНР 6-летнего возраста наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде), согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от звукослоговой структуры слова, от типа предложения.

Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений: Много а лесу (Дети собрали в лесу много грибов); Молоко разлило (Молоко разлито котенком).

На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.

Таким образом, грамматические обобщения у ребят с общим недоразвитием речи III уровня отличаются своими характерными особенностями: ошибки формирования грамматических форм словоизменения, неправильное использование морфологических составляющих, а также синтаксически неправильно построенные предложения, и другое. Это в полной мере обуславливает их отставание в учебной деятельности от ребят без речевых патологий.

Следовательно, для ребят-дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня является затруднительным всякое овладение грамматическими формами словоизменения, словообразования, нарушается морфологическая и синтаксическая единицы, что проявляется в большом количестве аграмматизмов, а также всевозможные нарушения формирования синтаксической структуры предложения.

Список литературы

  1. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002

  2. Ушакова О.С., Москва Актуальные проблемы развития речи дошкольников на современном этапе, 2005

  3. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008

  4. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995

Просмотров работы: 3420