ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Кофанова Т.В. 1, Хайдарлы А.И. 1, Зайцева Т.В. 1
1«Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация:

В статье проведен анализ существующих систем дистанционного обучения в сети Интернет. На примере патента японских ученых рассмотрена типичная схема работы системы дистанционного обучения. Рассмотрены открытые университеты и различные Интернет-ресурсы, позволяющие получить образование удаленно.

Ключевые слова: система обучения, дистанционное образование, веб-ресурс.

Современное образование получило стремительное развитие благодаря информационным технологиям в образовании и педагогике. Информационные технологии позволили решить одну из главных проблем образования – проблему доступности. Теперь необязательно посещать учебное заведение для получения знаний, каждый желающий способен получить образование благодаря дистанционному обучению и открытым университетам. Данные системы ввиду своей «виртуальности» делают реальным образование для людей, которые не могут его получить из-за удаленности от культурных центров, занятости или проблем со здоровьем.

Дистанционное обучение представляет собой форму образования, являющейся синтезом элементов заочного и очного образования. Программное обеспечение, разработанное для поддержки дистанционного образования должно предоставлять обучающемуся полный набор инструментов, позволяющих проходить обучение индивидуально. К таким инструментам можно отнести тестирование и самотестирование, системы итоговых контрольных мероприятий, а также системы, обеспечивающие информационную поддержку в соответствии с учебными планами.

В патенте № 2272324 «Система дистанционного обучения», разработанном японскими учеными Хоясита Сигеру, ИкегамиЯсуюки, СумиКазухиро представлен относительно новый подход к реализации дистанционного образования, описанный на рис. 1 [1].

Рис. 1. Принципы работы системы дистанционного обучения

На рис. 1 представлены основные объекты системы дистанционного обучения и их взаимодействие друг с другом. Из данного рисунка следует, что система дистанционного обучения в простейшем случае может состоять из следующих средств обеспечения обучения: средство передачи тестов, средство оценки, средство передачи оценки, средство оптимизации, средство динамических изменений, средство выбора, посредническое средство, средство передачи запроса, средство поддержки пользователя, средство регистрации. Кроме того, в систему входит база данных учебного материала, которая должна обладать свойством обновляемости. Взаимодействие пользователя с системой осуществляется посредством сети. Важной составляющей такой системы являются элементы подсистемы поддержки пользователя, которые могут взаимодействовать в любой момент времени работы пользователя с системой.

Преимуществами дистанционного обучения можно назвать:

–более низкую стоимость образования относительно очного или заочного образования;

– гибкость процесса обучения;

– независимость от территориального расположения;

– возможность применения в учебном процессе новейших изобретений научно-технического процесса;

– самостоятельный контроль темпов обучения, то есть студент сам определяет темп обучения, может возвращаться к отдельным урокам, или может пропускать отдельные разделы и т.д. [7].

Недостатками дистанционного обучения являются:

– необходимость наличия компьютера и подключения к сети Интернет;

­–практически во всех случаях, отсутствие прямого контакта с преподавателем.

Одним из примеров реализации дистанционного образования на практике являются открытые университеты. Такие университеты созданы с целью предоставления возможности обучения людям в удобном для них месте и в удобное время. Для обучения своих студентов открытые университеты используют тестирование, самотестирование, выездные школы, очные семинары, Интернет-конференции, различные виды письменных работ, предоставляют большое число текстовых, видео и аудио материалов.

Рассмотрим открытые университеты на следующих примерах:

– открытый университет Сколково представляет собой образовательную программу, так как по окончании обучения не выдаются дипломы. Данный университет имеет своей целью привлечение и развитие талантливых молодых людей с научно-технологическими компетенциями, а также популяризацию инновационной деятельности[2].

– получить диплом государственного образца позволит Евразийский Открытый Институт, поступить в который можно круглый год. Результатом пятнадцатилетней работы института является развитая региональная сеть, включающая 9 филиалов, 50 представительств, 75 партнерских организаций[3].

– получить диплом бакалавра, второе высшее образование или просто пройти отдельные академические курсы в области гуманитарных и общественных наук можно и в Открытом Университете Израиля. Это высшее учебное заведение представляет собой очень гибкую структуру, где не надо записываться на конкретный факультет или кафедру, а записавшись на выбранную учебную программу или курс, Вы станете студентом Открытого Университета Израиля. Еще одной особенностью является отсутствие необходимости предоставления документов об окончании каких-либо учебных заведений для поступления в этот университет[4].

– Открытый Дальневосточный Федеральный Университет предоставляет возможность обучения на основе сети Интернет. Для каждого студента создается веб-страница, где располагаются все необходимые для обучения материалы, как и очные студенты, студент Открытого университета должен проходить практику и писать курсовые работы [5].

Активно информационные технологии с элементами дистанционного обучения используют не только открытые университеты, многие образовательные учреждения стараются не отставать от общего роста, поэтому многие из них внедряют различные электронные системы в работу своего учреждения.

Также и в Белгородском Государственном Национальном Исследовательском Университете реализована инновационная программа дистанционного обучения, которая призвана сэкономить самое ценное – время. По словам директора центра дистанционного обучения БелГУ А. Н. Немцева, главной задачей центра является «повышение доступности и качества образования на основе дистанционных образовательных технологий. В связи с этим мы занимаемся разработкой технологий создания мультимедийных обучающих систем на основе современных методов обработки текстовых, речевых и визуальных данных, технологий мобильного обучения (обучение с помощью мобильных устройств пользователей с использованием каналов связи мобильных операторов и сети беспроводной связи), разработкой оригинального информационно-технологического комплекса дистанционного обучения «Пегас»».

Сотрудники и студенты НИУ «БелГУ» активно используют электронную систему обучения «Пегас», интерфейс которого представлен на рис. 2.

Как видно из рисунка система предоставляет студенту доступ к материалам и тестам по предметам курса, размещенных на сайте. Одной из особенностей системы «Пегас» является то, что студентам различных курсов или разных направлений подготовки не доступны курсы друг друга, к тому же доступ к материалам предметов старших курсов не осуществляется до тех пор, пока студент не перейдет на этот курс.

Развитие компьютерных средств и средств коммуникации внесло свои коррективы и в сферу изучения иностранных языков. На сегодняшний день изучение иностранного языка не соответствует модели «учитель–книга–ученик», с появлением компьютера, Интернета, всевозможных программ сетевой коммуникации, позволяющих общаться с людьми с разных концов света, все сильно изменилось. Посредством таких коммуникативных программ как Skype, Viber, MailAgent, WhatsApp можно общаться с носителями языка, не выходя из дома.

Рис. 2. Начальная страница системы электронного обучения «Пегас»

Рассмотрим наиболее популярные веб–ресурсы для изучения иностранных языков, где можно заниматься как платно, так и бесплатно.

Веб-сайт изучения английского языка Lingualeo.com, на котором зарегистрировано более 8 500 000 пользователей, предлагает своим пользователям большой банк данных, включающий текстовые материалы, аудио и видео, интерактивные тематические курсы (видео и грамматика); личный словарь с ассоциациями и озвучкой к каждому слову; набор тренировок, а также доступ к журналу развития, где отображается реальный и возможный прогресс в изучении языка.

Достаточно распространенным и популярным является Интернет-сообщество Livemocha, которое насчитывает около 12 миллионов пользователей из 200 стран мира. Основным принципом изучения языка в этом сообществе является общение с носителями языка в сети, таким образом, собеседники – носители разных языков - обоюдно изучают иностранный для себя язык. Также на сайте сообщества можно найти учебные видеозаписи и материал; Livemocha предлагает интерактивные уроки и курсы для изучения иностранного языка.

Существует также такой Интернет-ресурс как Linguamania, который позволяет изучать иностранные языки: немецкий, английский, испанский и французский а процессе игры, сама игра имеет несколько уровней, где сам игрок выбирает свой предполагаемый уровень владения языка. К тому же игрок может увидеть свою позицию среди других пользователей за день, неделю и весь период.

Для изучения нескольких иностранных языков целесообразно воспользоваться такими веб-сервисами как Ling или Busuu. На этих сервисах изучение структурировано в виде последовательности озвученных уроков, классифицированных по уровню владения языком. Каждый урок состоит из нескольких частей: словаря, диалога, упражнения на грамматику, чата и проверку всего урока в виде комбинированных заданий.

Сервис для изучения иностранных языков WordDive предлагает своим посетителям индивидуальный подход с учетом особенностей каждого пользователя. Таким образом, сервис предоставляет каждому учащемуся личного «виртуального преподавателя». WordDive предлагает пользователям мультисенсорный подход к изучению языка за счет использования различных категорий упражнений и эффективное запоминание материала. Эффективность запоминания у пользователей этого сервиса довольно высока – примерно 80% от изученного материала остается в памяти у учащегося по прошествии года, что является внушительными характеристиками.

Нельзя обойти вниманием и образовательные порталы в сети Интернет, одним из наиболее популярных образовательных Интернет-ресурсов является проект Coursera, в рамках которого становится возможным изучение курсов различных университетов мира. При прохождении одного курса обучающемуся не только предоставляется текстовый материал, но и видео-лекции, задания, упражнения и тестирования. В конце курса, в случае его удачного завершения, обучающийся получает свидетельство об окончании выбранного им курса.

Одним изогромный преимуществ проекта является его бесплатность, таким образом, для прохождения интересующего курса необходимо лишь зарегистрироваться на сайте. Именно поэтому Coursera набирает такую популярность. Так за сравнительно небольшой период времени (с апреля 2012 года) к проекту присоединились около 108 партнеров. К тому же о популярности и развитии этого веб-ресурса говорит и количество пользователей – 7,1 млн. обучающихся. Проект уже начал создавать конкуренцию некоторым образовательным учреждениям.

На рис. 3 представлены курсы, доступные для изучения на русском языке, многие из которых предоставлены такими российскими вузами как Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт и Санкт-Петербургский государственный университет. Русскоязычным обучающимся нет необходимости ограничиваться только курсами, представленными на рис. 3, для этого необходимо владеть другим языком в достаточной степени. Как видно из рисунка большая часть курсов предоставлена на английском языке – порядка 639 курсов.

Проект Coursera сотрудничает с такими известными учреждениями в различных странах как Стэнфордский университет, Пекинский университет, Принстонский университет, Тель-Авивский университет и многие другие. Таким образом, обучающийся может прослушать курс известных профессоров различных стран мира.

Рис. 3. Интерфейс веб-ресурса «Coursera»

Но Coursera не первый подобный проект, 24 марта 2009 года стартовал другой проект – веб-ресурс AcademicEarth, который также весьма популярен среди англоговорящих пользователей сети Интернет. Данный ресурс предлагает своим пользователям видео-лекции курсов от ведущих профессоров знаменитых университетов США. Контент веб-сайта насчитывает более 750 курсов различной тематики и около 8500 лекций, давая тем самым возможность для каждого пользователя получить знания на уровне таких учреждений как Массачусетский технологический институт, Гарвардский университет, Йельский университет и прочие.

На просторах сети также существует такой проект как «Лекториум» - российский аналог ресурса AcademicEarth, который стартовал также в 2009 году, но так и не получил такой широкой популярности, хотя стоит заметить, что появление такого некоммерческого проекта для русскоговорящих пользователей большой прорыв.

Нельзя не отметить, что дистанционное обучение дает лучшие результаты, чем традиционное, а по статистике, в США около 51% образовательных услуг осуществляется через Интернет, в России этот показатель в скором времени достигнет 30%, что говорит о том, что дистанционное обучение с использованием сети Интернет занимает прочную нишу в системе образования.

Необходимо подчеркнуть, что внедрение информационных технологий вовсе не означает абсолютное исключение традиционных методов обучения, которые могут гармонично сочетаться с интерактивными. Но использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовании позволяет многократно повысить эффективность обучения.

Литература:

  1. Сигеру, Хоясита Патент № 2272324 «Система дистанционного обучения»[Электронный ресурс]/ Хоясита Сигеру, ИкегамиЯсуюки, Суми Казухиро,2014.- Режим доступа:http://www.findpatent.ru/patent/227/2272324.html

  2. Открытый университет Сколково(ОтУС)[Электронный ресурс]. ­ Москва, 2014.- Режим доступа: https://community.sk.ru/opus/p/about.aspx

  3. Евразийский Открытый Институт [Электронный ресурс]. ­ Москва, 2014.- Режим доступа: http://www.eoi.ru/

  4. Открытый Университет Израиля [Электронный ресурс]. ­ Москва, 2014.- Режим доступа: http://www-r.openu.ac.il/index.html

  5. Открытый Дальневосточный Федеральный Университета [Электронный ресурс]. ­Владивосток, 2014.- Режим доступа:http://ou.dvfu.ru/

  6. Обучающая платформа Coursera [Электронный ресурс]. ­Стэнфорд, 2014.- Режим доступа:www.coursera.org

  7. Доценко И.Б., Практика электронного обучения с использованием Moodle/А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко – Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008.-146 с.

  8. Евреинов, Э.В. Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование./ Э.ВЕвреинов М.: «ВАК», 2008.- 230 с.

9. Кларин, М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели./ М.В. Кларин - М.: «Наука», 1997. – 398 с.

Просмотров работы: 896