РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Долгова Н.С. 1
1УлГПУ имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Выпускник школы, обладая эстетическим сознанием, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

  • грамотно работать с информацией;

  • быть коммуникабельными;

  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [4].

Значение эстетического воспитания в становлении личности огромно. Таким образом, эстетическое воспитание детей – это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания [2].

Эстетика – это и наука об эстетическом воспитании. Совершенствование общества предполагает неуклонное воспитание эстетической культуры личности.

Младший школьный возраст, как отмечали Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, представляет большие возможности для формирования эстетической культуры личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы [5]. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Проблема формирования эстетического вкуса разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

Дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками [3].

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности (Гераклит, Демокрит, Аристотель). Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись. Эти изменения были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой [2].

Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика [5]. Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом [1].

Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеет больше возможности для самопроявления.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение результатов освоения основной образовательной программы» [4].

Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников.

Формы и средства эстетического воспитания разнообразны.

К ним можно отнести конкурсы чтецов, сценических миниатюр, инсценированных песен, также комплексно решают задачи развития и воспитания учащихся. А их просмотр превращается в настоящий творческий праздник для ребят. Художественные способности развивают конкурсы плакатов, рисунков, открыток ко Дню защитника Отечества, празднику 8 марта и других и т. д.

Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают праздники. Эта форма работы позволяет учителю реализовать творческие задатки и интересные идеи, создает хорошее настроение у учащихся, прививает умения найти общий язык со сверстниками.

Любой праздник подразумевает торжественность, театральность. К празднику готовятся заранее, в его сценарий включены, как правило, литературные композиции, и конкретные номера. Если праздник проводится для младших школьников, то в него можно включить небольшие состязания. Это и викторина, и конкурс песен, сценических миниатюр.

В воспитании эстетического сознания большую роль играет проведение народных праздников. Например, «Масленица», «Народные обряды». При подготовке к фольклорным праздникам дети могут изготовлять поделки, игрушки. Сам праздник включает не только выставку – конкурс поделок, творческих работ, но и путешествие по станциям, в котором ребята могут попробовать свои творческие силы в качестве дизайнера и сами мастерить поделки.

Таким образом, внеурочная деятельность помогает развивать эстетический вкус ребенка и выработать верные эстетические суждения, оценки, развивает творческие способности детей, дает возможность формирования эстетического сознания, приобщает их к художественному творчеству.

Литература:

  1. Еланцева Н.Д. Организация развивающейся сферы как условие как художественно-эстетического воспитания школьников. /Начальная школа плюс №12, до и после. – М., 2008.

  2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2009.

  3. Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 2008. – 104 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.

  5. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М., - 2005. – 168 с.

Просмотров работы: 1524