ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Гаврик Ю.Р., Дмитрюк В.Е., Гороховская Э.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на создание и развитие неформального предпринимательствав странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Проанализированы их сущность и содержание. Актуальность исследования неформального предпринимательства связана с его многофункциональностью и разноплановостью. Показано, что деятельность предпринимателей в неформальном секторе экономики определяется социально-демографическими, экономическими и политическими факторами.

Ключевые слова: неформальное предпринимательство, предпринимательская деятельность, экономическое развитие.

Введение. Внимание учёных и практиков к проблеме неформального предпринимательства обусловливается масштабами данной экономической активности и степенью её изученности. Неформальная деятельность является составной частью деятельности субъектов малого бизнеса развитых зарубежных стран, необходимость ее изучения объясняется ее значительным влиянием на развитие национальной экономики. Изучение неформальной экономики в контексте малых субъектов предпринимательства является не только целесообразным, но необходимым, особенно в исследованиях, оценивающих предпринимательский потенциал экономики. Данная тема актуальна еще и потому, что в науке до сих пор не существует общепринятого универсального понятия неформальной экономики и её структуры. Слабо изученной остается предпринимательская деятельность неформального сектора, обладающая своими нестандартными чертами и признаками, что находит выражение в ее системности, интегрированности во все сектора и отрасли экономики. Специалистами активно разрабатываются научные подходы к предпринимательству [3], выявляются методологические основы предпринимательской деятельности [4, 6, 17], обосновываются направления развития современного предпринимательства [5], в том числе таких его перспективных форм как социальное предпринимательство [1, 2], экологический туризм [20], обсуждаются проблемы развития предпринимательства в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) [7]. Рассматривается расширение финансовой базы бизнеса [12]. Однако неформальное предпринимательство испытывает определенный дефицит внимания исследователей. Хотя довольно значительная часть экономической деятельности в мире носит неофициальный характер, и многие страны существенную часть валового национального продукта получают в результате деятельности неформального сектора экономики.

Литературный обзор. Азиатско-Тихоокеанский регион испытал устойчивый экономический рост в последние десятилетия, при этом доля неформальной экономической деятельности остается неизменно высокой [8]. Проблема исследования теневой экономики заключается в определении факторов и причин, которые мотивируют к занятию предпринимательской деятельностью в неформальном секторе экономики. На основе анализа работ специалистов были выявлены факторы, которые инициируют уход в тень малого бизнеса в развитой экономике.

Неформальный сектор экономики состоит из разнообразных групп населения, занятых в различных секторах экономики. Такие исследователи, как американский экономист Mead и французский Morrisson, рассматривали малый бизнес стран третьего мира. В процессе своей работы они изучили 2200 предприятий из семи стран Латинской Америки, Африки и Азии, и пришли к выводу, что такие признаки неформального сектора, как небольшое число рабочих мест, слабое соблюдение законодательства, низкая капиталоемкость – не имеют жесткой взаимосвязи [10]. Эти признаки далеко не всегда встречаются одновременно и, более того, степень их корреляции варьирует от страны к стране.

Одним из факторов краткосрочного воздействия, который может оказывать быстрое влияние на уровень предпринимательской активности и долю теневого сектора, является налогообложение, т.е. собственно налоги, налоговые ставки, принципы взимания, администрирования и привлечения к ответственности за нарушение правил. Основной аргумент заключается в том, что более высокие налоговые ставки ведут к повышению уровня неформальности. Среди многих сравнительных исследований в странах с развитой экономикой находят значимую связь между налоговыми ставками и уровнем неформальности.

Неформальные предприниматели также функционируют на неформальной основе, по собственному желанию, чтобы избежать траты времени и усилий на процедуру регистрации [18]. Этот выбор является разумной стратегией в рамках высоких налогов и налагаемых государством институциональных ограничений.

Некоторые исследователи утверждают, что неофициальное предпринимательство в основном сосредоточенно в группах населения с низким доходом, говоря о том, что это только усиливает, а не уменьшает неравенство с формальной экономикой. В результате неформальное предпринимательство приводит к «усиленной маргинализации» [14]. Однако эти процессы различаются в разных условиях, и не в последнюю очередь в зависимости от уровня социальной защищенности малообеспеченных групп населения [15].

Уровень образования, навыков и умений человека. Поскольку уровень образовательной подготовки предпринимателей увеличивается с течением времени, тенденция деятельности организации на формальной основе также растет [13]. Случаются ситуации, когда предпринимателей исключают из формального сектора экономики, тем самым подвергая их поиску возможности самореализации в неформальном секторе.

Следующим фактором, определяющим низкий уровень формализации бизнеса, является уровень «налоговой морали», под которым понимается внутренняя мотивация на оплату налогов, отображающая неконгруэнтность между формальными (законами, кодексами и предписаниями) и неформальными институтами (ценности, убеждения и нормы). Многие исследования показывают, что низкий уровень налоговой морали связан с увеличением неформальности [11]. Налогоплательщик должен понимать и принимать необходимость фискальных платежей, но предпочитает полностью или частично уходить в тень.

Отсюда вытекает следующий фактор – сопротивление по отношению к правительству. Исследования показывают, что уровень формализации ниже там, где есть чувство недоверия к государству [16], неформальные предприниматели часто подразумеваются как движение народного сопротивления [9]. Несколько исследований, связанных с неформальным сектором экономики, согласны с этой логикой. Большинство этих исследований изучают неформальность в развивающихся экономических контекстах, как правило, из-за них, высок уровень коррупции, а также политико-экономической нестабильности.

Результаты. Проведя анализ литературы, можно сделать вывод, что деятельность предпринимателей в неформальном секторе экономики определяется множеством личностных и ситуативных факторов, комбинированных различными способами для получения множества результатов в разнообразных социально-пространственных контекстах [19].

Неформальная экономическая деятельность выступает в качестве инкубатора предпринимательства, благодаря низким входным барьерам и первичному обучению. Укоренившись, неформальное предпринимательство и самореализация могут в дальнейшем принять формальный характер и выйти на свет. Неформальная экономическая деятельность, фактически, становится самостоятельным сегментом рынка труда, влияющим на занятость население и регулирующим экономическую ситуацию в стране в целом. Многие экономисты и социологи указывают на необходимость учета неформального сектора при построении моделей и систем государственного регулирования экономических процессов.

Неформальное предпринимательство играет важную и противоречивую роль: оно создает дополнительные рабочие места, повышает качество жизни населения, снижает уровень безработицы, позволяет замедлить инфляцию. Это укрепляет предпринимательскую деятельность, но в ущерб государственному регулированию, особенно в отношении налогообложения и трудового законодательства.

В странах с развивающейся экономикой формальные институты так и не смогли организовать такую структуру экономики, чтобы полностью обеспечить запросы общества и создать максимально комфортные условия для развития бизнеса [9]. Заполняя пустоту, оставленную формальными институтами, неформальное предпринимательство предоставляет возможности, рабочие места, и более эффективные продукты/услуги, чем формальная экономика может генерировать самостоятельно. Неформальность обеспечивает средства к существованию, являясь для некоторой части населения единственно возможной альтернативой безработицы. Как таковые, эти неформальные мероприятия способствуют экономической и социальной стабильности в развивающихся регионах мира, в том числе, в странах АТР [9].

Заключение. Проблема неформального предпринимательства изучается на протяжении долгого времени. Актуальность исследования неформального предпринимательства связана с его многофункциональностью и разноплановостью, поскольку оно оказывает влияние на широкий спектр социально-экономических явлений, и это воздействие имеет как положительный, так и отрицательный характер.

Трудность исследования неформального предпринимательства, заключается в том, что в настоящее время не существует единого общепринятого универсального понятия неформального предпринимательства, его структуры и критериев, по которым можно относить экономические явления к сфере теневой деятельности.

Результаты проведенного исследования показали, что все факторы и причины, влияющие на мотивацию неформального предпринимательства можно разделить на следующие группы:

  • социально-демографические факторы;

  • экономические факторы;

  • политические факторы.

Сложность изучения неформального предпринимательства обусловливается скрытостью данного вида деятельности, невозможностью его точной оценки. В большинстве развитых стран неформальное предпринимательство составляет значительную долю от общей экономической деятельности, обеспечивая решение проблем с безработицей путем создания дополнительных рабочих мест. Нельзя недооценивать неформальное предпринимательство, следует уделять большее внимание вопросам формализации данного вида деятельности, созданию доверительных отношений между предпринимателями и государством. Изучение факторов и причин, влияющих на мотивацию неформальных предпринимателей, может способствовать решению многих экономических проблем государства.

Список литературы

  1. Жохова В.В. Социальное предпринимательство: концепция, сущность и значение // Современная конкуренция. 2015. Том 9. № 4 (52). С. 56-78.

  2. Жохова В.В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие // Известия Дальневосточного федерального университета Экономика и управление. 2015. № 1. С. 85-98.

  3. Смирнов В.П. Научные подходы к пониманию предпринимательства // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С 272-274.

  4. Смирнов В.П. Выявление методологических основ предпринимательской деятельности // Проблемы современной экономики. 2011. № 2 (38). С. 163-167.

  5. Смирнов В.П. Направления развития современного предпринимательства // Современная экономика: проблемы и решения. 2011. № 10 (22). С. 16-23.

  6. Смирнов В.П. Предпринимательская деятельность с позиции методологии: направления разработки методологии предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. 2010. № 11 (1). С. 22-28.

  7. Смирнов В.П. Проблемы развития предпринимательства в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Известия Дальневосточного федерального университета Экономика и управление. 2015. № 3. С. 113-116.

  8. Ahlstrom, D., & Ding, Z. 2014. Entrepreneurship in China: An overview. International Small Business Journal, 32(6): 1–9.

  9. De Soto, H. 1989. The other path: The invisible revolution in the Third world. New York: Harper and Row.

  10. Djankov, S., Lieberman, I., Mukherjee, J., Nenova, T. Going informal: benefits and costs. // The Informal Economy in the EU Accession Countries. Sofia: Center for the Study of Democracy. 2003. Р. 63-79.

  11. Feld, L., C. Larsen. Deterrence and Social Norms: The Case of Germany. Undeclared Work. Berlin: Springer. 2012.

  12. Gafforova E, N Merkushova, V Smirnov, V Batalova, Y Merkushova Using Crowdsourcing to Expand the Resource Base of Business. Asian Social Science. 2015. 11 (7): 91-95.

  13. Gutmann, P. M. The Subterranean Economy. // Financial Analysts Journal. 1977. Vol. 34. No. 11. Р. 26-27.

  14. Maloney, W. F. Informality revisited. World Development. 2004. Vol. 32. Р. 1159-1178.

  15. Schneider, F., Savasan, F. Dynamic estimates of the size of shadow economies of Turkey and of her neighbouring countries. // International Research Journal of Finance and Economics. 2007. No. 9. Р. 126-143.

  16. Small Business Council. Small Business in the Informal Economy: Making the Transition to the Formal Economy. // Small Business Council, London. 2004.

  17. Smirnov V.P. Using scientific reflection in the study of entrepreneurship. Life Science Journal. 2014. 11 (9s): 303-306.

  18. Williams, C. C. The motives of off-the-books entrepreneurs: necessity- or opportunity-driven?. // International Entrepreneurship and Management Journal. 2009. Vol. 5. Р. 203-217.

  19. Williams, C. C., Gurtoo, A. Beyond entrepreneurs as heroic icons of capitalism: a case study of street entrepreneurs in India. // International Journal of Entrepreneurship and Small Business. 2013. Vol. 19. Р. 421-437.

  20. Zhokhova V.V. Model of Competitiveness of Eco-Tourism Product (By the Example of Tourism Organizations in Primorsky Krai). Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. 14 (12): 1581-1585.

Просмотров работы: 248