СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Кирилловская О.А. 1
1УлГПУ имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Проблемами нравственности активно занимались Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» 2. Словом, в V веке до нашей эры исследования нравственности начинают занимать важное место в духовной культуре. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, И. Гербарт, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский неоднократно говорили о роли нравственного воспитания в развитии личности. В свою очередь Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин определили условия, при которых нравственное воспитание будет наиболее эффективным.

Отечественный психолог А.В.Зосимовский разработал периодизацию нравственного развития детей 1.

Первый этап охватывает младенчество и раннее детство - этап приспособительно реактивного поведения. Процесс первоначальной социализации малыша. Поскольку в поведении младенца господствует непроизвольность, а осознанный нравственный выбор не представлен даже в зачаточном виде, рассматриваемый этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.

Второй этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить "надо" выше "хочу" причем недостаточная осознанность нравственных действий проявляется у ребенка на данной ступени развития главным образом в том, что их направляют не собственные его убеждения, а некритически усвоенные им нравственные представления окружающих. Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст.

С дошкольным периодом (от 3-4 до 6-7 лет) связаны истоки нравственного развития детей, когда у них на фоне непосредственно мотивируемой деятельности впервые возникают ростки произвольного положительного направленного поведения.

В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной 2.

Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию.

Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.

Подростковый период отличен от младшего школьного тем, что у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

Большое влияние на нравственное воспитание личности и формирование ценностей оказывают массовые коммуникации, с которыми ребенок сталкивается повседневно. К средствам массовой коммуникации относятся печать, радио, кинематограф, телевидение, c помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории 3. Отметим, что учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место, а информация, получаемая из СМИ, — все большее. Но нельзя говорить только о негативном влиянии средств массовой коммуникации. Поскольку, они помогают сделать учебный и воспитательный процесс более эффективным при правильном их использовании.

Многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Рассмотрим, как можно использовать телевидение в учебном и воспитательном процессе.

Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с очень разнообразным контентом [ ]. В одной из своих работ А. Я. Юровский писал: «Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик» 6.

Сегодня детские программы занимают определенную долю на федеральных каналах в сетке вещания и позволяют дистанционно обучать, развивать и развлекать огромное количество детей одновременно. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей. Доступность информации, знаний и дешевизна телевидения — это его положительные стороны, однако есть и отрицательные, ведь оно доступно и тем, для кого может сыграть совсем иную роль 3. Речь идет о детях, подростках и молодых людях — самой открытой и восприимчивой части человечества. Для них существуют специальные познавательные и развлекательные передачи, для них работают целые каналы. В наше время это огромное количество специальных каналов и передач для детей. Это один из способов, благодаря которым дети лучше познают окружающую среду. Красочная, яркая виртуальная картинка на некоторое время способна отвлечь ребенка от реальности.

Телеканал «Детский мир», «Карусель» — уникальные телевизионные проекты для детей и юношества. В эфире этих каналов представлены познавательные, обучающие, развивающие и игровые программы, а также мультфильмы и телесериалы. Все передачи развивают память, воображение, мышление, фантазию. С их помощью дети знакомятся с окружающим миром, познают и открывают новое. Способствуют повышению интеллектуального уровня развития ребенка 3.

Программы для детей и подростков можно встретить на «Первом канале» («Ералаш», «Умники и умницы»); на канале «СТС» («Галилео», «Самый умный», «Детские шалости», транслирует достаточно большой объем мультфильмов преимущественно зарубежного производства). Данные программы больше рассчитаны на аудитории в возрасте от 12 лет. Детское телевидение, на наш взгляд, должно быть именно детским. Над созданием такого рода передач должны работать психологи и педагоги, знающие детскую психологию, имеющие четкие представления о том, что для детей полезно, а что нет и способные преподнести детям информацию именно в том виде, в каком она будет наиболее востребована и понятна. Детские передачи должны развивать и воспитывать детей, превращать их в полноценных членов здорового общества, способного мыслить, понимать, сочувствовать и помогать 4.

Стоит помнить, каким бы не было разнообразие детских телеканалов и передач в них необходимо учитывать то, что выбирать телепередачи нужно тщательно, так чтобы не навредить своему ребёнку6.

Средства массовой коммуникации будут положительно влиять на развитие и воспитании личности, если педагог грамотно и точно будет отбирать их для формирования нравственных ценностей.

Литература:

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа, 2005, №11. - С. 68-71.

  2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005, №2. - С. 67-68.

  3. Гринёва Е.А., Давлетшина Л. Х. К вопросу о сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал». Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 249.

  4. Колесникова Т. А., Боровко О. С. Роль детских телевизионных передач в интеллектуальном развитии младших школьников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 77-79.

  5. Почепцов Г. Г Коммуникативные технологии двадцатого века, М , 2002

  6. Юровский А.Я Место телевидения в системе средств массовой коммуникации / Телевизионная журналистика. — М.: Высшая школа, 2002. 367 с.

Просмотров работы: 1340