ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бурова М.С. 1
1УлГПУ имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Анализ психолого-педагогических исследований и практика образования позволяют говорить о постоянно растущем интересе к изучению особенностей формирования духовно-нравственных качеств младших школьников. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, по некоторым аспектам она продолжается всю жизнь.

Обращение к опыту духовно-нравственного воспитания личности делали многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Н.А.Бердяев, В.И.Водовозов, Г.Н. Волкова, Л.С.Выготский, И.А.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.Т.Шацкий, Д.Б.Эльконин, Ю.И.Юдина и др. они ставили перед собой задачу проследить формирование духовно-нравственных качеств личности именно через народные традиции.

Современные ученые-педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения. Исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса. Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений разных типов является значительное расширение дополнительного образования адаптация в обществе.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» одной из составляющей повышения качества современного образования является духовное развитие личности [2].

Одним из важнейших условий формирования духовно-нравственных качеств младших школьников является приобщениям к народным традициям места, где проживает школьник, области, страны. Особенностью народных традиций является то, что в условиях изменяющегося мира они остаются неизменными целыми веками и столетиями, поэтому эти традиции проносят народную мудрость, опыт, нравственные ценности. Они имеют познавательную, культурную, развивающую, развлекательную и другие функции, которые представляют важнейший аспект в формировании духовно-нравственных качеств.

Изучение народных традиций всегда актуально, поскольку оно обращено прежде всего к духовному миру ребенка, к его на­стоящему и будущему. Через века и тысячелетия нам старались сохранить и передать народные традиции. Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших ка­честв, как духовность и культура. Их возрождение следует начинать со старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Изучение народных традиций как средство духовно-нравственных качеств стало приоритетным в современных условиях. Использование духовно-нравственных ценностей и качеств в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации. Воспитание учащихся нуждается в посто­янном совершенствовании и обогащении его мето­дов многовековым народным опытом. Нельзя забы­вать, что истоком педагогики является народное начало. Творческое применение и развитие истори­чески сложившихся народных воспитательных тра­диций должно стать одним из основных направле­ний духовно-нравственного развития детей [1].

Истинная народная культура - это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции.

Изучение народных традиций надо начинать с восстановления в памяти семейной и культурной. Развитие школы с использованием народных традиций, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа — один из главных путей духовно­го воспитания всех членов ее коллектива [5].Обращение к духовной культуре народа помога­ет педагогам в воспитании нравственно устойчивой личности в сложных условиях социального бытия.

Каждый творчески работающий педагог в состо­янии создать свое проблемное поле руководства ду­ховным саморазвитием младших школьников. Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования народных традиций [3].

Важным средством воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников при помощи народных традиций является фольклор. Народное поэтическое творчество - величайшее до­стижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и худо­жественно-эстетические взгляды. Устное народное творчество, являясь важнейшим средством формиро­вания личности, отражало единство труда и познания объективного мира. В фольклоре опосредованно фик­сировались конечные «идеальные» цели народного воспитания. Произведения фольклора отвечают народ­ным, идейным и эстетическим запросам и служат важной частью духовной культуры народа. Они тес­но связаны с народным бытом и обрядами, отража­ют в себе особенности различных периодов истории [1].

Педагогические функции фольклора многообраз­ны. Во-первых, в нем выражалось отношение наро­да к воспитанию и его возможностям, задачам, це­лям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкрет­ные педагогические рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства национального воспитания.

Знакомство ребенка с пословицами способствова­ло освоению речи во всем ее многообразии. Посло­вицы - это меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и назидательный харак­тер. В пословицах была сформирована мысль в фор­ме наставлений, поучений, предупреждений, морали, выработанной многими. Большое педагогическое значение имеет приоб­щение детей к человеческой мудрости.

К пословицам примыкают поговорки. Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление, дающие ему выразительную эмоци­ональную оценку. Поговорки в отличие от пословиц употребляются только в связи с определенными ли­цами и их поступками, имеют свое совершенно кон­кретное содержание, представляют собой образно-эмоциональную характеристику людей, создают их яркие внешние портреты, передают внутреннее ду­шевное состояние, т. е. те или иные качества чело­века, особенности его характера [4].

Обширной и разнообразной областью народного творчества являются исторические песни, воспева­ющие мужество, силу, терпение человека, образую­щие систему художественных воззрений, проникну­тых любовью к родной природе, родине, родной речи, дающие оценку событиям и деятельности лиц.

Велика педагогическая ценность сказок для раз­граничения положительного и отрицательного. Представление об уме и глупости, о хитрости и пря­модушии, о добре и зле, о героизме и трусости оста­ются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, наци­ональными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают лень, тунеядство, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражает­ся в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, в ком­позиции [3].

Материалы устного народного творчества (посло­вицы, поговорки, сказки, и др.) составляют духовно-нравственное наследие любого народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основной для фор­мирования духовно-нравственных качеств младшего школьника и личности в целом.

Педагогическая ценность народного творчества и традиций заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, спо­собствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.

Литература:

  1. Гринева Е.А. Изучение бытования народов Поволжья как условие формирования полиэтнической культуры школьников (учебно-методическое пособие) / Е. А. Гринева, М. Г. Заббарова; М-во образования и науки, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова". Ульяновск, 2010.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.

  3. Косарева В.А. Народная культура и традиции /В.А.Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012 г. – 93 с.

  4. Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России /Т.Ф.Кузина, Г.И.Батурина. — М.: Просвещение, 2001. — 276 с.

  5. Кульневич С. В., Лакоцетина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцетина. — Ростов н/Д: Учитель, 2002. — 159с.

  6. Харисов Ф. Ф. Национальная культура и образование /Ф.Ф.Харисов. — М.: Педагогика, 2000. — 272 с.

Просмотров работы: 1899