Обращение к опыту духовно-нравственного воспитания личности делали многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Н.А.Бердяев, В.И.Водовозов, Г.Н. Волкова, Л.С.Выготский, И.А.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.Т.Шацкий, Д.Б.Эльконин, Ю.И.Юдина и др. они ставили перед собой задачу проследить формирование духовно-нравственных качеств личности именно через народные традиции.
Современные ученые-педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения. Исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса. Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений разных типов является значительное расширение дополнительного образования адаптация в обществе.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» одной из составляющей повышения качества современного образования является духовное развитие личности [2].
Одним из важнейших условий формирования духовно-нравственных качеств младших школьников является приобщениям к народным традициям места, где проживает школьник, области, страны. Особенностью народных традиций является то, что в условиях изменяющегося мира они остаются неизменными целыми веками и столетиями, поэтому эти традиции проносят народную мудрость, опыт, нравственные ценности. Они имеют познавательную, культурную, развивающую, развлекательную и другие функции, которые представляют важнейший аспект в формировании духовно-нравственных качеств.
Изучение народных традиций всегда актуально, поскольку оно обращено прежде всего к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. Через века и тысячелетия нам старались сохранить и передать народные традиции. Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность и культура. Их возрождение следует начинать со старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Изучение народных традиций как средство духовно-нравственных качеств стало приоритетным в современных условиях. Использование духовно-нравственных ценностей и качеств в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации. Воспитание учащихся нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым народным опытом. Нельзя забывать, что истоком педагогики является народное начало. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из основных направлений духовно-нравственного развития детей [1].
Истинная народная культура - это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции.
Изучение народных традиций надо начинать с восстановления в памяти семейной и культурной. Развитие школы с использованием народных традиций, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа — один из главных путей духовного воспитания всех членов ее коллектива [5].Обращение к духовной культуре народа помогает педагогам в воспитании нравственно устойчивой личности в сложных условиях социального бытия.
Каждый творчески работающий педагог в состоянии создать свое проблемное поле руководства духовным саморазвитием младших школьников. Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования народных традиций [3].
Важным средством воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников при помощи народных традиций является фольклор. Народное поэтическое творчество - величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Устное народное творчество, являясь важнейшим средством формирования личности, отражало единство труда и познания объективного мира. В фольклоре опосредованно фиксировались конечные «идеальные» цели народного воспитания. Произведения фольклора отвечают народным, идейным и эстетическим запросам и служат важной частью духовной культуры народа. Они тесно связаны с народным бытом и обрядами, отражают в себе особенности различных периодов истории [1].
Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства национального воспитания.
Знакомство ребенка с пословицами способствовало освоению речи во всем ее многообразии. Пословицы - это меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и назидательный характер. В пословицах была сформирована мысль в форме наставлений, поучений, предупреждений, морали, выработанной многими. Большое педагогическое значение имеет приобщение детей к человеческой мудрости.
К пословицам примыкают поговорки. Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление, дающие ему выразительную эмоциональную оценку. Поговорки в отличие от пословиц употребляются только в связи с определенными лицами и их поступками, имеют свое совершенно конкретное содержание, представляют собой образно-эмоциональную характеристику людей, создают их яркие внешние портреты, передают внутреннее душевное состояние, т. е. те или иные качества человека, особенности его характера [4].
Обширной и разнообразной областью народного творчества являются исторические песни, воспевающие мужество, силу, терпение человека, образующие систему художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, родине, родной речи, дающие оценку событиям и деятельности лиц.
Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают лень, тунеядство, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции [3].
Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, и др.) составляют духовно-нравственное наследие любого народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основной для формирования духовно-нравственных качеств младшего школьника и личности в целом.
Педагогическая ценность народного творчества и традиций заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.
Литература:
Гринева Е.А. Изучение бытования народов Поволжья как условие формирования полиэтнической культуры школьников (учебно-методическое пособие) / Е. А. Гринева, М. Г. Заббарова; М-во образования и науки, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова". Ульяновск, 2010.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.
Косарева В.А. Народная культура и традиции /В.А.Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012 г. – 93 с.
Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России /Т.Ф.Кузина, Г.И.Батурина. — М.: Просвещение, 2001. — 276 с.
Кульневич С. В., Лакоцетина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцетина. — Ростов н/Д: Учитель, 2002. — 159с.
Харисов Ф. Ф. Национальная культура и образование /Ф.Ф.Харисов. — М.: Педагогика, 2000. — 272 с.