В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сказано, что патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4].
Задачами патриотического воспитания младших школьников являются [1]:
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации [3] подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Реализация целей патриотического воспитания школьников
основывается на совокупности принципов, которые отражают общие
закономерности и принципы образовательного процесса как целостного
педагогического процесса, и специфику патриотического воспитания
школьников [2]. Рассмотрим их.
Многофакторность системы определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено –целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.
Систематичность и длительность предполагает
осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и
системе:
– целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания
школьников, его основных стадий и этапов его реализации;
– отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников:
форм, методов, средств;
– организацию процесса патриотического воспитания школьников;
– контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;
– определение основных направлений коррекции процесса
патриотического воспитания школьников;
– принятие управленческих решений;
– прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического
воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности
школьников.
Перспективность определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.
Комплексность позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое и отражает взаимоувязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.
Ступенчатость характеризует последовательность патриотического
воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме — к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству.
Целостность определяется, прежде всего единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий.
Активность характеризует деятельность педагогов как
целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приемами действий. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.
Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.
У младшего школьника представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу 1-2 класса. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.
Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд) [6].
В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.
Важно формировать патриотическое сознание в нескольких направлениях:
1. Воспитание школьников в качестве граждан России, воспитание уважения к национальным и универсальным ценностям (права человека), способность понимать и принимать свою и чужую культуру должно стать одним из приоритетов исторического и обществоведческого образования [4].
2. Воспитание учащихся в духе ценностей демократического общества. Основополагающая образовательная и воспитательная задача курсов истории и обществознания в школе – воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности каждого человека, его уникальности, неповторимости.
В работе по этим направлениям используются традиционные методы активизации интереса к изучению истории Отечества:
Урок: урок-персонификация; урок-драматизация; урок-интервью (прием письма от имени участников событий); урок-экскурсия (заочное путешествие);
Игра: ролевая игра; деловая игра.
Внеклассное мероприятие.
Литература:
Гринёва Е.А., Давлетшина Л. К вопросу о сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал». Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 249.
Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен/ Е.И. Демидова, В.К. Криворученко// Знание. Понимание. Издательство: Школьная Пресса Умение. – 2008. – № 6. – С. 26-29
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников/ Г. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17-19.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.
Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование/ А.А. Леонтьев // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.
Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников : учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.