СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Лозина А.М. 1
1УлГПУ имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования нравственных установок и ценностей. Поэтому патриотическое воспитание приобретает особое значение именно в начальной школе.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сказано, что патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4].

Задачами патриотического воспитания младших школьников являются [1]:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации [3] подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Реализация целей патриотического воспитания школьников

основывается на совокупности принципов, которые отражают общие

закономерности и принципы образовательного процесса как целостного

педагогического процесса, и специфику патриотического воспитания

школьников [2]. Рассмотрим их.

Многофакторность системы определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено –целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.

Систематичность и длительность предполагает

осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и

системе:

– целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания

школьников, его основных стадий и этапов его реализации;

– отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников:

форм, методов, средств;

– организацию процесса патриотического воспитания школьников;

– контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;

– определение основных направлений коррекции процесса

патриотического воспитания школьников;

– принятие управленческих решений;

– прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического

воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности

школьников.

Перспективность определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.

Комплексность позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое и отражает взаимоувязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.

Ступенчатость характеризует последовательность патриотического

воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме — к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству.

Целостность определяется, прежде всего единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий.

Активность характеризует деятельность педагогов как

целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приемами действий. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.

Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.

У младшего школьника представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу 1-2 класса. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд) [6].

В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

Важно формировать патриотическое сознание в нескольких направлениях:

1. Воспитание школьников в качестве граждан России, воспитание уважения к национальным и универсальным ценностям (права человека), способность понимать и принимать свою и чужую культуру должно стать одним из приоритетов исторического и обществоведческого образования [4].

2. Воспитание учащихся в духе ценностей демократического общества. Основополагающая образовательная и воспитательная задача курсов истории и обществознания в школе – воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности каждого человека, его уникальности, неповторимости.

В работе по этим направлениям используются традиционные методы активизации интереса к изучению истории Отечества:

  • Урок: урок-персонификация; урок-драматизация; урок-интервью (прием письма от имени участников событий); урок-экскурсия (заочное путешествие);

  • Игра: ролевая игра; деловая игра.

  • Внеклассное мероприятие.

Литература:

  1. Гринёва Е.А., Давлетшина Л. К вопросу о сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал». Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 249.

  2. Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен/ Е.И. Демидова, В.К. Криворученко// Знание. Понимание. Издательство: Школьная Пресса Умение. – 2008. – № 6. – С. 26-29

  3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников/ Г. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17-19.

  4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.

  5. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование/ А.А. Леонтьев // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.

  6. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников : учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.

Просмотров работы: 1616