В настоящее время проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения занимаются А. Быков, А. Вырщиков, Ю. Галанин, З.Т. Гасанов, В.И. Лутовинов, Н. Мазыкина, В.Ю. Микрюков, А.И. Попова, Ю.В. Савин, Е.С. Троицкий, Пионтковский В.В. и другие ученые.
В своих исследованиях А.А. Аронов, О.Ф. Борисова, Н.Б. Зацепина подчеркивают, что без формирования у подрастающего поколения любви к своему народу, стране, готовности к защите Отечества не может быть сильного государства. Большое значение для развития теории и практики патриотического воспитания, обоснования системы патриотического воспитания граждан и разработки региональных научно-методических материалов, пособий по патриотическому воспитанию имеют научные статьи и учебно-методические пособия Н.В. Алешиной, Н.Ф. Виноградовой, Н.Б. Зацепиной, С.А. Козловой и др.
Интересен взгляд на современный российский патриотизм со стороны зарубежных исследователей. Проект «Патриотическая практика современной России»-исследование, которое проводилось в 2008-2010 гг. описывается французской ученой Анной ла Хуеро в статье «Где начинается Родина? Частная и государственная стороны российского патриотизма» [6]. Исследование проводилось в Омске, рассматривались юношеские организации (музеи, школы, юношеские клубы, летние лагеря) в которых молодежь получает патриотическое воспитание. Исследовательская команда сделала выбор не включать в исследование явно-политизированные организации, такие как про-кремлевское молодежное движение «Наши», или организации «Молодая гвардия» партии «Единая Россия», т.к. эти движения уже в центре внимания. Исследователи посетили ряд молодежных организаций сибирского города Омск – летний лагерь «Пострелять», молодежный патриотический клуб «Созвездие», историческое общество «Поиск»,городские школы, Дворец детства (бывший Дом пионеров), проводило интервью с представителями Министерства молодежи, казачества «Радонежская станица» и др. Автор считает, что у современного российского патриотизма есть две стороны: государственная и частная. Государственный патриотизм - это то, что спускается «сверху-вниз», директивы федерального правительства, а частная сторона – это то, что в сердцах людей. Автор делает вывод о том, что частный патриотизм - любовь к стране, но не к государству.
Автор пишет, что в России периода Путина, государство активно поощряет патриотизм, используемый часто как инструмент для поддержки идеи о сильном государстве, о великой державе. Действительно государственную поддержку патриотизма мы можем видеть практически везде: в социальной рекламе для увеличения рождаемости, продвижению местных продуктов питания, призыву к службе в армии. Действительно, именно с начала президентства В.В. Путина мы можем видеть всеобщее восхваление армии, поддержку военнослужащих, полицейских. В исследовании Анны ле Хуеро не затрагиваются две крайности патриотизма: национализма и интернационализма. Если в патриотизме усиливается национальное начало, то он с неизбежностью переходит в свою противоположность - шовинизм. С другой стороны, если в патриотизме слишком усиливается интернациональная составляющая, то он переходит в другую противоположность – космополитизм [5]. Если государство и общество проявят равнодушие к подобного рода явлениям, то это может возникнуть непредсказуемые трагические последствия.
Литература:
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3 – М., 1990.
Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. – М., 1998.
Сухомлинский В.А. Родина в сердце. – М., 1980.
Галанин Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС // Воспитание школьников. – 2002.
Пионтковский В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования. Автореферат. Якутск, 2006.
Анна Ле Хуеро. Где начинается Родина? Частные и публичные аспекты современного российского патриотизма в школах и молодежных организаций. [Электронный ресурс]/ Исследования Европы-Азии: электронный журнал, том 67, выпуск 1, 2015 . C. 28-48. URL http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09668136.2014.988999.